Быстросъёмное снегоуборочное оборудование

Юрий Петров

Более 70 предприятий в России предлагают свыше 300 наименований навесной оснастки для уборки снега и борьбы с гололедицей. Такая статистика сама по себе косвенно свидетельствует о большом разнообразии предлагаемого оборудования.

Шлейф оборудования от компании «Сатол» для зимнего содержания дорог, монтируемого на хэтчбеке «Лада Тарзан УТС»

Подавляющее большинство продаваемого в России навесного оборудования предназначено для монтажа на серийные автомобили, колесные тракторы или фронтальные погрузчики, использование которых в коммунальном и дорожном хозяйстве обусловлено отсутствием на российском рынке доступных по цене специальных шасси и необходимого быстросъемного оборудования. Однако основная причина все же в другом – эксплуатационные предприятия сидели на голодном пайке и не могли содержать парк разнообразной техники, ограничиваясь двумя-тремя марками машин. В крупных городах и промышленных центрах с развитой инфраструктурой сервиса ситуация была более-менее стабильная. Надо учесть и ограниченность ассигнований, выделяемых на уборку дорог и территорий в зимний период. Впрочем, ситуация в сегменте дорожных спецмашин постепенно выправляется, тем не менее навесное и прицепное оборудование для уборки снега будет лидировать на рынке очень долго.

В качестве базового шасси используют машины разных типов и классов: среднетоннажные ЗИЛы 4х2, заднеприводные трехосные КамАЗы большой грузоподъемности, тракторы «Владимирец» и «Беларус» тягового класса 0,8 и 1,4 т, а также фронтальные погрузчики строительной размерной группы, мини-погрузчики с бортовым поворотом и автогрейдеры. Реже применяют шасси автомобилей МАЗ и КрАЗ.

Полноприводный «Соболь» производства ЗАМС оснащен поворотным плугом, средней зимней щеткой и распределителем реагентов

На тяжелых работах при прокладке зимников используют также гусеничные бульдозеры, тракторы «Кировец» и ХТЗ, на легких работах – шасси легковых или малотоннажных грузовых автомобилей. Как видим, спектр техники достаточно широк, но каждое шасси используется лишь в определенных случаях.

Легковые автомобили

Их используют в качестве снегоуборочной машины с начала 1960-х годов, и базой для нее являлись внедорожники ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, а основным оборудованием – плужный отвал, навешиваемый спереди, и зимняя щетка, смонтированная сзади. В 1970-е годы использовали автомобили УАЗ-469 и УАЗ-469Б, однако низкая производительность машин и высокая транспортная скорость ограничивали их использование только на легких работах в городе. Главными недостатками были большой радиус поворота, сложность конструкции и высокая стоимость эксплуатации.

В настоящее время автомобили на легковом шасси выпускает только одно предприятие – ЗАО «Сатол». Эта компания, используя промышленный потенциал Самарской области, в частности ОАО «АвтоВАЗ», «Авиакор», СНТК им. Кузнецова, завод «Металлист» и др., а также технологические разработки швейцарской фирмы Marcel Boschung AG, наладила региональное производство целого комплекса новых машин, рабочих агрегатов и механизмов.

Зимнее оборудование ДКТ-503 для распределения жидких материалов в комплектации уборочной машины «Арзамас КОММАШ КО-829А-01»

Комбинированный автомобиль УТС выполнен на базе полноприводных пикапов и хэтчбеков «Лада Тарзан». В комплект навесного оборудования входят передненавесная щетка, плужный отвал, поливочная гребенка (может использоваться для распределения реагента ХКМ), а также грузовые прицепы для перевозки и распределения жидких и твердых реагентов.

Малотоннажные грузовые автомобили

Пока в этом секторе царит неопределенность. В СССР были неоднократные попытки использовать универсальные шасси типа Multicar, но их производительность была недостаточной даже в условиях парковых зон и при уборке дворовых территорий. Сейчас позволить себе покупку такой машины могут очень немногие коммунальные службы, а учитывая, сколько эксплуатируется тракторов, экономического резона в этом тоже нет.

В новейшей истории России первая попытка закрепиться в сегменте малотонажников была предпринята ООО «Цезарь». Предполагалось использовать два базовых шасси: УАЗ-3303 с деревянной бортовой платформой и мини-грузовичок «Цезарь Эмка» собственной конструкции (габаритные размеры 3500х1600х2000 мм).

Пескоразбрасыватель, скоростной боковой отвал и шнекороторное оборудование СШР-2,6Г в комплектации «Спецдормаш 6843» ВМКД-20 на шасси самосвала «Урал-55571-1151-40Ж»

Было разработано несколько видов зимней навески – фрезерно-роторный и плужно-роторный снегоочистители, скоростной и поворотный плужный отвал, а также зимняя щетка, навешиваемая спереди или сзади транспортного средства. Однако серийный выпуск этих машин до сих пор под вопросом. Единственная реальная альтернатива «Цезарю» – это «Мульти-УАЗ-73» (УММ), выполненный на шасси УАЗ-3303. В его зимнее оснащение входят снежный плуг, подметальная щетка и кузов с пескоразбрасывателем для посыпки дорог инертными материалами. Сейчас эту машину предлагают ЗАО «Липецк-УАЗ» и Ульяновский завод коммунальных дорожных машин. В планах – увеличить номенклатуру навесного оборудования до 95 наименований.

На базе грузовой «ГАЗели» ОАО «Арзамасский завод «КОММАШ» предлагает модель КО-820-3 с бортовым кузовом, предназначенным для посыпки дорог песком. В 2003 году на рынок малотоннажников вышло также ОАО «Завод автомобилей малых серий». В качестве базовой машины был выбран ГАЗ «Соболь» (мод. 23107) с дизелем ГАЗ-560, однако с переделанной конструкцией: с усиленной рамой, ходоуменьшителем, гидроотбором мощности и рамой для монтажной плиты с быстросъемным креплением. В зимний комплект поставки входят передний отвал, пескоразбрасыватель, закрепленный в кузове, и средняя подметальная щетка.

Плуг «бабочка» на полноуправляемом «Дормаш» КМСД-1

В этом же ряду необходимо отметить украинский пескосолеразбрасыватель «Терен» на шасси малогабаритного БАЗ-3340.

Среднетоннажные грузовые автомобили

С 1940-х годов среднетоннажные грузовики активно использовались в коммунальном хозяйстве, и сейчас они составляют четверть парка всей техники, применяемой в зимнее время. Основное используемое шасси – ЗИЛ-431412, -433102, -433362, -432932 или -494560. Все эти автомобили могут комплектоваться поворотным или скоростным отвалом, смонтированным на передней подвеске, дорожной щеткой, расположенной в базе, и пескосолеразбрасывателем. Сменное оборудование для шасси ЗИЛ выпускают ОАО «Амурдормаш», ЗАТ «АТЕКО», ООО ПКФ «Берц» (бывш. «Торфмаш»), ОАО «КДМ», ВАТ «Кредмаш», ОАО «Кургандормаш», ОАО «Мосдормаш», ОАО «НПО Росдормаш», ОАО «СААЗ», Сухоложский механический завод, Тюменьремдормаш, Ряжский завод (по документации – ООО «Экомтех»), ОАО «ЭРМЗ «Спецтранс», а также арзамасский, мценский, киевский заводы «КОММАШ». ЗАО «Доркомтехника» на шасси моделей КО-829А, КО-713-01 и КДМ-130 предлагает модификацию автоцистерны ДКТ-503 для распределения ХКМ (в комплект оборудования входят кронштейны, дисковые распределитель и гидроблок). Машины для уборки снега и распределения инертных материалов на шасси ЗИЛ-131 встречаются крайне редко.

В комплектацию КДМ ЭД-405У входит манипулятор с фрезерно-роторным питателем

Пескоразбрасыватели со снежным плугом на шасси ГАЗ не производят уже более 20 лет, однако их место сейчас занимают комбинированные машины на шасси ЗИЛ-432720 (КДМ ЭД-246), ЗИЛ-432722 («Дормаш» КМСД-1). Пять лет назад выпуском зимних машин на шасси московских «Бычков» также занимались ОАО «Арзамасский завод «КОММАШ» и ИПП «Комсервис».

Преимущественно машины среднего типоразмера применяют на уборке дорог в населенных пунктах, хотя допускается работа и на загородных магистралях. Единственное, надо помнить, что производительность среднетоннажных машин на уборке снега невысокая, а запаса инертных материалов (3...4 м3) недостаточно для работы на длинных дистанциях.

Крупнотоннажные грузовые автомобили

Коммунально-дорожная техника на базе грузовых автомобилей большой грузоподъемности с высокими скоростями движения не подходит для уборки небольших улиц с низкой интенсивностью движения, пешеходных зон, парков и дворов. При сравнительно малом объеме работ и ограниченном пространстве для маневрирования необходимы базовые машины небольших размеров с достаточным запасом мощности для привода спецоборудования, способные работать на низких скоростях. Чуть меньше половины парка в этом сегменте составляют машины на шасси КамАЗ-53215 и КамАЗ-5513. Остальная часть приходится на полноприводные «Уралы», двухосные (реже – трехосные) МАЗы и КрАЗы 6х4. А вот модели ЗИЛ-133Г42 остаются в меньшинстве и явно уходят с рынка.

Уборочный комплекс КО-845 оснащают более чем 30 видами быстросменного оборудования

Машины выполняются по трем схемам. В первой используется стандартный грузовой автомобиль, на который можно навесить передний скоростной отвал для патрульной очистки дорог. Такие отвалы выпускают, например, ОАО «Ухтагазстроймаш», ОАО «Тюменьремдормаш», ООО «Комдор», ОАО «Буммаш» и ООО «Миасский завод специализированных автомобилей».

Вторая схема подразумевает использование самосвала, на котором помимо скоростного отвала может стоять дорожный плуг, а в кузове может быть размещен бункер с распределителем противогололедных материалов. Машины такой схемы широко применяют в небольших городах, промышленных анклавах, а также на предприятиях, содержащих ведомственные или технологические дороги, т. е. в тех случаях, когда содержание отдельной дорожной службы, автоколонны или специализированного автотранспортного предприятия с парком снегоуборочных машин нерентабельно.

Третья схема – сугубо специализированная и подразумевает использование шасси только для комбинированной дорожной машины, рассчитанной на круглогодичную эксплуатацию в коммунально-дорожном хозяйстве. В качестве шасси используют модификацию автомобиля, адаптированного для установки полного шлейфа навесного оборудования, в том числе летнего. В зимний вариант комплектации входят передний дорожный и скоростной отвалы, боковой скоростной отвал, гидрофицированная передняя, задняя или средняя дорожная щетка, распределитель химреагентов, кузов для пескосоляной смеси и дозатор посыпки. Такие автомобили также могут быть оборудованы гидроманипулятором с закрепленным на стреле фрезерно-роторным рабочим органом (например, КДМ ЭД-405У).

Пескоразбрасыватель в комплектации КДМ 405М смонтирован на подъемнике типа «мультилифт» с тросовым приводом

Значительно позволяет расширить сферу применения такой машины установка системы типа «мультилифт». В этом случае бункер для твердых реагентов можно быстро заменить цистерной для ХКМ, контейнером для мусора и других грузов, фургонной надстройкой типа КУНГ, платформой для перевозки спецтехники – вариантов множество. Производят такие машины ОАО «КДМ» (семейство ЭД-405), ОАО «ЭРМЗ «Спецтранс» (модель «Мираж»), ОАО «РАРЗ» («Экомтех МКДС-4107»), ОАО «ТоМеЗ» («Сокол 69280/ КО-828»), завод МЗОК и ряд других предприятий. Выгода от использования такой схемы очевидна, поскольку обычный кузов, установленный непосредственно на раму, в процессе эксплуатации приваривается намертво, и в ряде автопарков вынуждены использовать круглогодичный автомобиль только с одним сезонным типом оборудования.

В России начато также использование шасси иностранных автомобилей MAN (ОАО «Сатол»). Интерес к иномаркам проявляют и другие предприятия. В России и Белоруссии ощущается острая нехватка дорожных машин тяжелого класса, и дошло до того, что на трассах начали использовать швейцарские и немецкие высокопроизводительные агрегаты, предназначенные для уборки взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перрона в аэропортах. Но вот в прошлом году на выставке «Доркомтехника» была представлена многофункциональная машина для скоростной уборки магистралей КО-845, изготовленная в рамках совместного проекта ПРУП «Минский завод колесных тягачей» и московского ВНИИ «Стройдормаш». Уборочный комплекс базируется на шасси полноприводного «Волат-65274» и оснащается 30 видами сменного рабочего оборудования.

(Продолжение следует)