Спецтехника на шасси МАЗ. Преимущества и перспективы

А. Крылов

Выбирая оптимальное наполнение своего парка спецтехники, коммунальные службы стремятся получить в распоряжение надежные, мощные и экономичные машины, приспособленные для работы как в стесненных городских условиях, так и в удаленной от удобных дорог местности. Группа компаний «Спецтехника», осуществляющая продажи и обслуживание коммунальных автомобилей, несколько лет проводит исследования товарных свойств техники и покупательских отзывов. Реакцией на потребительские запросы стало предложение на рынок широкого модельного ряда спецмашин на шасси МАЗ, а также инициатива активно использовать шасси МАЗ-437040 «Зубрёнок» в качестве выгодной альтернативы при создании среднетоннажной коммунальной автоспецтехники.

Работая с 1991 года на рынке коммунальных машин России и с зарубежными клиентами, компания «Спецтехника» выявила перспективность продаж спецтехники на шасси Минского автозавода. Среди их эксплуатационных преимуществ клиенты компании выделяют надежность и высокую ремонтопригодность, обусловленные выверенной простотой конструкции основных агрегатных узлов. Экономически выгодным в использовании таких машин является сравнительная дешевизна обслуживания, большой ресурс двигателя (500 тыс. км) в сочетании с его высокой мощностью (230…400 л.с.) и невысокий расход топлива (не более 23,6 л/ 100 км при скорости 60 км/ч для МАЗ-533702). Кроме того, хорошие показатели по маневренности, легкость в управлении и высокая эргономика кабины делают спецмашины на шасси МАЗ пригодными для длительной работы людей в сложных дорожных и погодных условиях.

Само производство спецавтотехники на базе МАЗов удобно разнообразием существующих шасси по мощности устанавливаемого двигателя, допустимым объемам кузова, грузоподъемности, числу ступеней коробки передач и т. д. В зависимости от задач, возлагаемых на машину, можно варьировать конструктивные решения без ущерба для надежности и экономичности. Официальные поставщики группы компаний «Спецтехника» – ОАО «Коммаш» (г. Арзамас), ОАО «Грабовский автомобильный завод», ОАО «Ряжский авторемонтный завод» – разработали и выпускают широкий спектр моделей коммунальных автомобилей разного назначения на минских шасси.

Сильный акцент в поставках спецавтомашин компания делает на продукцию завода-партнера «Коммаш», что обусловлено как его географической близостью к головному офису «Спецтехники», так и тем, что в течение последних лет компания де-факто выполняет функции внештатного маркетингового подразделения завода.

Новинки рынка – большие кузовные мусоровозы КО-440-8 (г. Арзамас) и аналог КО-449 (г. Ряжск) с антикоррозионной защитой скрытых поверхностей кузова, грузоподъемностью 7 т на шасси МАЗ-533702 с боковой загрузкой – выпускаются с 2004 года. Разгрузка 18-кубового кузова осуществляется его опрокидыванием и толкающей плитой. Расположение органов управления – справа, над тележкой задних мостов. Опрокидывающий механизм контейнеров – гидроманипулятор серии 730100 претерпел некоторые изменения, и теперь все его внутренние и внешние плоскости проходят антикоррозионную обработку, а грузоподъемность возросла с 350 до 500 кг.

Самый крупный мусоровоз – КО-440Б (аналог – МКС-3101, г. Ряжск) с портальным механизмом погрузки-разгрузки на шасси самосвала МАЗ-5551. Его назначение – кузовная система сбора и вывоза крупногабаритного бытового и строительного мусора, а также перевозка в контейнере-накопителе вместимостью 5, 7 или 10 м3 и самосвальная выгрузка сыпучих и крупногабаритных грузов. Грузоподъемность модернизированного портала составляет уже 9,5 т вместо прежних 8,7 т.

Каналопромывочная машина арзамасского производства КО-514-1 (шасси МАЗ-533702-240) применяется для очистки ливневых канализационных труб от осадка и засоров. Специальное оборудование состоит из цистерны, водяного насоса с приводом, барабана с намотанным рукавом, гидравлической системы и вспомогательного дополнительного оборудования. Очистка осадка производится водяными струями высокого давления. К машине прилагается набор размывочных головок, которые применяют в зависимости от диаметра очищаемых труб и степени их засоренности. Размывочная головка под действием реактивной силы движется вперед по трубе и размывает осадок водой под давлением 160 атм.

Для механического забора, перевозки и слива жидких и фекальных отходов, не содержащих взрывчатых и горючих веществ, компания «Спецтехника» предлагает машину КО-523 на шасси МАЗ-533702. Заполнение цистерны вместимостью 8,3 м3 происходит под действием вакуума, создаваемого вакуумным насосом производительностью 730 м3 за 7 минут. Опорожнение цистерны осуществляется самотеком (6 минут) или под действием давления воздуха от вакуумного насоса (тогда процесс занимает не более 3 минут). Специальное оборудование состоит из двух цистерн, вакуумного насоса с вакуумно-нагнетательной системой, приемного лючка с всасывающим шлангом, специального предохранительного устройства, кранов управления с трубопроводом. Отличительная черта машин этого класса – простота конструкции и эксплуатации.

Илососную машину КО-524 на шасси МАЗ-533702 применяют для вакуумной очистки колодцев, ливневой и канализационной сетей от ила и транспортировки загрязнений к месту выгрузки. Управление всасывающей стрелой ведется с дистанционного пульта управления. Выгрузка ила производится опрокидыванием цистерны. В состав специального оборудования входят цистерна, всасывающая стрела, гидравлическая, пневматическая и электрическая системы и дополнительное оборудование.

Топливозаправщик АТЗ-11 (шасси МАЗ-533702, производство – г. Грабовск) предназначен для транспортировки, кратковременного хранения и заправки автотехники светлыми нефтепродуктами плотностью не более 830 кг/м3. Односекционная цистерна вместимостью 11 м3 с ручным дозатором выдачи топлива заполняется насосом в течение 30 мин, опорожняется насосом за 30 мин и самотеком – за 42 мин.

Все перечисленные выше модели, за исключением КО-440 Б и МКС-3101, базируются на полноразмерных двухосных шасси МАЗ-533702 (-240), которые заявлены Минским автозаводом как оптимально подходящие для коммунальных машин грузоподъемностью 11 т (13 т – для МАЗ-33702-240), оснащены ярославским двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Еurо 2, 230 л.с.) и несколько дешевле и мощней, чем КамАЗ-43253, который оснащают двигателем 740.11 (240 л.с.). Однако этими машинами представляемый компанией модельный ряд не исчерпывается: уважая индивидуальные запросы своих покупателей, группа компаний «Спецтехника» устанавливает спецоборудование также на шасси клиента.

Осуществляя установку спецтехники на шасси заказчиков, компания узнала о желании многих из них поставить оборудование именно на шасси МАЗ. Интерес покупателей к специализированным МАЗам – их эксплуатационной надежности, мощи и экономичности подтолкнул группу компаний «Спецтехника» к развитию рыночных предложений.

Сейчас группа компаний «Спецтехника» выступает с инициативой разработки и развития производства коммунальных машин на среднетоннажном шасси МАЗ-437040 «Зубрёнок» своим партнером ОАО «Коммаш». Продажи таких машин, по заявлению компании, должны стать еще более экономичным решением для покупателей, которые ценят надежность и маневренность. Новые машины найдут применение в лабиринтах городских микрорайонов, в хозяйственной службе крупных предприятий и составят более чем уверенную конкуренцию современным среднетоннажным бензиновым спецавтомобилям на других шасси.

Таким образом, коммунальные машины на тяжелых и среднетоннажных шасси МАЗ постепенно завоевывают все большее доверие покупателей, создавая надежную и экономичную альтернативу на рынке спецтехники. А компания «Спецтехника», оперативно реагируя на потребности современного рынка, ставит своей долгосрочной целью дальнейшее развитие предложений машин на шасси МАЗ и обеспечение наиболее комфортных условий для их приобретения. Сейчас компания предлагает лизинг, продажу техники в кредит и в рассрочку, доставку и автострахование.

«Спецтехника» также предоставляет гарантию и осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание машин. Все вышеперечисленное позволяет рассматривать перспективы использования коммунальных машин на шасси МАЗ, поставляемых компанией, как надежное решение вопроса оснащения парка жилищно-коммунального хозяйства.