Что проверять?
Два взгляда на обследование конструкции стрелового крана
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
 4
Выбираем тахограф
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Критерии выбора лесных машин

Акция – канализация

Юрий Петров

Канализационные сети на 25...30% по сечению заполнены жидкими бытовыми отходами (ЖБО). Основная задача – устранить засоры городских сетей в любое время года, для этого и применяют илососные машины.

Илососные машины

 

Каналопромывочная машина ДКТ-275 и комбинированная машина ДКТ-280

Это машины для очистки от загрязнений отстойников и колодцев хозяйственно-бытовой и ливневой канализационных сетей, их целесообразно применять на участках с небольшими расстояниями между местами сбора отложений и разгрузки. Принцип работы заимствован у вакуумных машин*, но в силу специфики применения цистерна илососной машины поделена на два отсека – для ила и для иловой воды. В комплектацию, помимо вакуумного насоса с приводом от коробки отбора мощности (КОМ), входят: стрела всасывающей трубы с дистанционным управлением, гидравлическая, пневматическая и электрическая системы. Оператор, манипулируя стрелой, проводит забор ила из колодца в иловый отсек цистерны.

В СССР илососные машины эксплуатировали с 1950-х годов. До недавнего времени самыми популярными в России были машины малой вместимости ИЛ-980. Ее преемница модель КО-510 оборудована вакуумным насосом, который работает при температуре до –20 °С. Цистерна оснащена системой сброса иловой воды в канализационный колодец. Существенным недостатком, ограничивающим технологические возможности машины, является отсутствие устройства для размыва плотных иловых отложений струями высокого давления.

Илосос ИЛ-980 в общей сложности выпускали 30 лет (с 1967 года). Наследников этой модели, известных под маркой КО-510, выпускают «Арзамас КОММАШ» и ВАТ «АТЕКО» (Украина)

В 1982 году был освоен илосос средней вместимости на шасси КамАЗ, с 1998-го выпускают илососы с самосвальной разгрузкой ила из цистерны с помощью гидроцилиндров подъема стрелы на 60° и пневмовибратором, установленным на днище цистерны. Арзамасский завод «КОММАШ» в свое время выпускал илососные машины на полноприводном шасси КрАЗ-6446 (КО-518) и ЗИЛ-133Д42 (КО-519) с колесной формулой 6х4. На все машины средней вместимости устанавливают водокольцевые насосы с увеличенной подачей (720 м3/ч), однако работают они только при положительных температурах окружающей среды.

Илососные машины большой вместимости в России выпускают лишь с 2000 года. Этот подкласс представлен четырьмя моделями Мценского и Арзамасского заводов «КОММАШ» (совместно с ЗАО «Доркомтехника»). На автомобилях установлены дополнительные баки с водой и плунжерные насосы высокого давления, обеспечивающие струйный размыв загрязнений перед всасыванием в иловую емкость, смонтирована дополнительная система смыва загрязнений. Справа, сбоку иловой цистерны КО-507А2 (другое название – ДКТ-230 или модель-48231-0000010-21) установлен дополнительный всасывающий патрубок с шибером, управляемым дистанционно с помощью пневмоцилиндра.

Илососные машины, не оборудованные системой подогрева баков (как, например, эту КО-507А),не рекомендуется эксплуатировать при температуре ниже 0 °С

Однако решить все проблемы по содержанию канализационных сетей илососные машины не способны – нельзя избежать возникновения аварийных засоров, поскольку невозможно предугадать образование скрытых провалов труб по стыкам, активный рост корней деревьев, попавших во внутреннюю полость труб через повреждения в стенках. Нельзя предвидеть и возможные ошибки, допущенные при прокладке труб (прокладка без учета пропускной способности трубы и фактического количества осадков за сезон) и т. п.

Илососные машины в технологическом процессе эксплуатации канализационных сетей использовать весьма затруднительно. При проведении профилактических работ по удалению из труб и коллекторов донных отложений с целью восстановления пропускной способности сетей, а также при выполнении мероприятий по ликвидации аварийных засоров применяют каналопромывочное оборудование.

Каналопромывочные машины

Этот вид машин – достаточно сложное техническое изделие, в конструкцию которого входят дополнительные механические передачи, гидродинамические аппараты, элементы гидропривода и пневмоавтоматики, электрооборудование, системы электронного контроля и управления процессами.

Вакуумно-илососная машина Мценск КОММАШ КО-564 может использоваться и для очистки трубопроводов

Машины этого вида на шасси ЗИЛ-130 выпускают в нашей стране с 1972 года. В Европе они появились в 1951-м. Каналопромывочные машины применяют для профилактической и аварийной прочистки от осадков труб диаметром до 400 мм струями высокого давления, для очистки от загрязнений малогабаритных отстойников, колодцев в стесненных условиях, когда невозможно использовать другие машины.

В стандартное оборудование каналопромывочных машин входят: цистерна для воды, насос высокого давления с приводом от КОМ, обмывочная камера, рукав высокого давления, намотанный в транспортном положении на барабан, комплект каналопромывочных насадок.

В конструкции каналопромывочных машин используются следующие схемы механического привода водяного насоса:

а) от автономного двигателя;

б) от двигателя автомобильного шасси с отбором мощности от вторичного вала коробки передач (КП) через раздаточный редуктор, карданную передачу, понижающий вертикальный редуктор и упругую втулочно-пальцевую муфту;

в) от двигателя автомобильного шасси с отбором мощности непосредственно от коленчатого вала двигателя через механизм сцепления, КОМ, карданную передачу;

Первая советская каналопромывочная машина КО-502 Арзамасского завода Коммаш

г) от двигателя автомобильного шасси с отбором мощности от коленчатого вала двигателя через механизм сцепления, КОМ и многоручьевую ременную передачу.
Следует отметить, что дизель имеет наи-лучшие показатели по стабильности крутящего момента на привод водяного насоса. Недостаток карбюраторных двигателей заключается в возникновении скачков крутящего момента, особенно в зоне неустойчивых оборотов двигателя.

Автономные двигатели нашли применение в модульных малогабаритных каналопромывочных установках, которые монтируют на прицепе к трактору или в фургоне автомобиля. На машинах среднего и большого класса, как правило, в качестве силового агрегата используется двигатель автомобильного шасси.

В конструкции отечественных каналопромывочных машин на шасси автомобилей семейства КамАЗ широкое распространение получила схема «б». Основным недостатком этого варианта привода насоса является невозможность реализовать имеющуюся мощность двигателя КамАЗ, а это значит, что невозможна установка водяных насосов высокого давления с улучшенными показателями (подача 16 м3/ч, давление воды 16 МПа). Можно располагать только ограниченной мощностью 70...75 кВт из-за использования в цепи привода шестерен КП с малым модулем зубьев.

Самая маленькая отечественная каналопромывочная машина ДКТ-240 на шасси ЗИЛ-5301НС

При обслуживании городских водосточных сетей предпочтительней иметь машину с водяным баком большого объема (10...12 м3) и с насосом высокого давления большой подачи (до 16 м3/ч). Поскольку машины работают в основном на проезжей части дорог, их габаритная длина не должна препятствовать движению автотранспорта.

Важное значение при обслуживании канализационных сетей имеют габаритные размеры машины, ее маневренность и проходимость в стесненных городских условиях, например при расположении колодцев в зеленой зоне, в условиях местных проездов, а значит, предпочтительней использовать машины малых габаритных размеров с высоким рабочим давлением воды. Такой параметр, как вместимость водяного бака аварийных машин, отходит на второй план. Первая малогабаритная каналопромывочная машина ДКТ-240 фирмы «Доркомтехника» появилась в 1999 году. Дезаксиальный насос высокого давления приводится в действие от КОМ. Из-за малых габаритных размеров машины (длина 5,1 м) барабан для 80-метрового рукава высокого давления сделан поворотным. В комплект входят проходные и реверсивные каналопромывочные насадки, инжекторный насос с подачей до 90 м3/ч, обеспечивающий откачку пульпы или загрязненной воды из глубоких колодцев и подвалов. Автономный отопитель, установленный в кузове, позволяет вести аварийные и профилактические работы при температуре окружающей среды до –20 °С.

Технологический отсек ДКТ-275-02

Только две каналопромывочные машины – КО-502-Б2 и КО-502М – непригодны для проведения работ при температуре окружающей среды ниже 0 °С, поскольку и насос, и шланги вынесены из кузова наружу. Тем не менее и эти модели получили широкое распространение в России благодаря низкой цене.

Есть недостатки и у других моделей. Насос высокого давления на моделях КО-514-1 и КО-514-1М на шасси МАЗ расположен не в переднем отсеке, а в заднем утепленном. Это ухудшает условия работы оператора, к тому же в кабине МАЗа рядом с водителем может разместиться только один оператор, а не два, как в кабине КамАЗа.

Каналопромывочные машины КО-502Б2, КО-512, КО-514 производства ОАО «Коммаш» (г. Арзамас) фирма «Доркомтехника» реализует и в стандартной заводской комплектации, и с дополнительным фирменным оборудованием. В фирменной комплектации предлагают комплект насадок, эжекторный насос, манометр и четырехходовой водораспределительный кран. Такая комплектация расширяет технологические возможности машины, сокращает трудовые и материальные затраты при эксплуатации. ДКТ-260, ДКТ-275, ДКТ-280 по техническим параметрам превосходят другие отечественные аналоги, поскольку комплектуются высокопроизводительными и надежными насосами высокого давления марки Uraca или 60РТ-50Д1.

Главными показателями каналопромывочных машин являются запас перевозимой воды, номинальное давление воды, подача водяного насоса. Обычно в технических характеристиках указывается давление воды на выходе из водяного насоса, хотя реальные технические возможности характеризует давление воды на выходе из каналопромывочной насадки.

Одна из первых комбинированных машин FAUN КUKA на шасси КамАЗ-53213, взятая навооружение отечественными коммунальщиками (1982 г.)

Важной составляющей для эксплуатационников является универсальность конструкции машины, позволяющая использовать каналопромывочную машину на разных операциях без существенной переналадки режимов работы. Согласно анализу эксплуатации каналопромывочных машин компании «Доркомтехника» в Москве при раздельной прокладке водосточных и канализационных сетей технология работ в ГУП «Мосводосток» и ГУП «Мосводоканал» существенно различается, а значит, различаются и технические требования к каналопромывочным машинам.

До недавнего времени существовала проблема малого срока службы металлических цистерн для воды каналопромывочных машин и проникновения продуктов коррозии в насосы высокого давления. В машинах модельного ряда ДКТ производства фирмы «Доркомтехника» эта проблема решена за счет установки пластиковых баков вместимостью 2 м3. Баки компонуют на автомобилях в виде кассет разного объема, в зависимости от грузоподъемности шасси. Жесткость стенок баков обеспечивается их специальной формой и оригинальной конструкцией перемычек между стенками.

На каналопромывочных машинах марки ДКТ установлена усовершенствованная система управления оборудованием: кнопочные пульты, приборы диагностики режимов работы оборудования, элементы защиты от ошибочных действий оператора. Для непрерывной работы в течение нескольких часов все каналопромывочные машины оборудованы выбросными рукавами для заправки водой из ближайшего гидранта. В комплект средних и больших каналопромывочных машин также входят 100-метровый рукав высокого давления диаметром 25 мм и 20-метровый пистолетный рукав диаметром 12 мм.

Автоцистерна Г6-АТВ-1,05 производства ЗАО «Группа «МК Луч» с моечной машиной высокого давления Klinett 253-4КВ

Машина ДКТ-280 – первая и пока единственная отечественная машина, в составе которой по желанию заказчика может поставляться беспроводная телевизионная установка для телеинспекции трубопроводов. Преимущества телеинспекции: экономия воды, энергии и времени; возможность избежать многократности прочистки; обнаружение повреждений трубопровода в процессе прочистки; выбор интенсивности прочистки в зависимости от степени загрязненности; эффективность прочистки увеличивается на 60%; непрерывное наблюдение за процессом прочистки.

Комбинированные каналоочистительные машины

В крупных городах эксплуатационники сетуют на острую нехватку комбинированных машин с расширенными функциональными возможностями, которые фактически заменяют илососные и каналопромывочные машины. Их можно использовать для профилактической очистки от плотных отложений городских водосточных и канализационных сетей с трубами диаметром 100...1000 мм, ликвидации аварий при засоре сетей, а также пневмоимпульсной обработки прифильтровой области водозаборных скважин для увеличения их дебита.

Плотные отложения в канализационных сетях размывают струями воды под высоким давлением. Пневмоимпульсную очистку обеспечивает компрессор. Водяной насос низкого давления и вакуум-насос позволяют выполнять профилактическую промывку трубопроводов и всасывание пульпы в иловый отсек. Управление стрелой со всасывающим рукавом и другими рабочими органами дистанционное. За счет подогрева технологической воды и цистерны для ила факельными подогревателями каналопромывочные машины могут работать при температуре окружающей среды до –25 °С.

Высокопроизводительный комбинированный каналопромывочный автопоезд в составе Kroll Combitec 28 PE и прицепа EAH

До 1996 года такие машины в России не выпускали. Первой стала комбинированная машина КО-560 совместного производства Арзамасского завода «КОММАШ» и ЗАО «Доркомтехника», предназначенная для обеспечения совместной работы каналопромывочного и илососного оборудования. Затем появилась машина ДКТ-245 для применения на удаленных от мест заправки водой объектах с большими объемами работ. Подобную машину КО-564 в 2002 году представил и Мценский завод «КОММАШ».

Машины компании «Доркомтехника» комплектуют высокопроизводительными насосами высокого давления марки Uraca (Германия), которые по всем параметрам выгодно отличаются от отечественных однорядных насосов высокого давления. Установка более мощных насосов высокого давления на автомобили КамАЗ стала возможна после разработки новой кинематической схемы привода насоса через КОМ МП23, при которой отбор мощности осуществляется от коленчатого вала двигателя машины, а не вторичного вала КП, как на машинах КО-512 и КО-514. Такая схема привода насоса повысила надежность работы всей трансмиссии машины.

В качестве базового для всех моделей используют шасси КамАЗ-53229. На нем смонтировано мощное гидродинамическое высокопроизводительное оборудование, с помощью которого выполняют самый широкий спектр технологических операций с трубопроводами любого диаметра. Функциональные возможности комбинированных машин значительно шире возможностей отдельно взятых каналопромывочных и илососных машин, что позволяет в 1,5...2 раза снизить эксплуатационные издержки.

Каналопромывочная машина ДКТ-260 для всесезонной профилактической промывки и аварийной ликвидации засоров канализационных и водосточных трубопроводов диаметром 800 мм дебютировала в 2001 году на выставке «Доркомтехника»

Машины могут работать на очистных сооружениях в илососном режиме, что дает возможность перед всасыванием выполнять мощный гидродинамический размыв плотных, слежавшихся отложений и проводить очистку колодцев глубиной 20 м. Совместно с насосом высокого давления на КО-560 может работать эжекторный насос ДКТ-220, выкачивающий загрязнения с глубины до 20 м или на большом (15...30 м) расстоянии от машины.

В ближайшем будущем «Доркомтехника» предполагает выпустить новую машину – ДКТ-295, которая будет оборудована цистерной для ила вместимостью 7,5 м3 и вакуумным насосом производительностью 2200 м3/ч.

Комбинированные каналоочистительные машины с регенерацией

Рынок машин на Западе существенно отличается от российского. Иностранные производители подобной техники делают упор на использование в коммунальном хозяйстве комбинированных машин с регенерацией. В крупных городах стараются закупать универсальную технику, поскольку доля расходов на сезонную профилактическую и всесезонную аварийную прочистку трубопроводов, колодцев и отстойников от загрязнений составляет 25...37% всех затрат на содержание и ремонт канализационных и водопроводных сетей.

Впервые комбинированные машины с регенерацией FAUN KUKA появились в 1979 году, в России до сих пор машины такого типа не выпускают. Несколько зарубежных моделей эксплуатируется в крупных российских городах с 1990-х годов. Наибольшую популярность приобрели машины производства компаний Haller, Kroll и Mуller, выполненные, как правило, на шасси DAF, MAN, Mercedes-Benz, прицепов и полуприцепов. В оснащение комбинированных каналоочистительных машин с регенерацией входят каналопромывочное и илососное оборудование, многоступенчатая система очистки пульпы, засасываемой илососным оборудованием.

 

 

 

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Каналопромывочная машина
Юрий Петров Основные Средства 08'2005 10 ноября 2005

Комментарии (0)