Ненужные проблемы или золотая жила?
Восстановление отработанного масла
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
«Воздушное колесо»
Современные конструкции шин
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
 1
«Дорожники-художники»
Машины для нанесения дорожной разметки
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 6)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма

Операция «Ассенизация»

Ю. Петров

Важнейший показатель социального благополучия развитых стран – санитарная обстановка. Для транспортировки и утилизации естественных отправлений человека речной самосплав уже в древние времена не выглядел безопасным, поэтому начали использовать сложную разветвленную систему наземных и подземных сооружений для отвода жидких бытовых отходов (ЖБО) из городов. Устранением засоров занимались уже расквартированные военные и пожарные службы с помощью пожарных насосов, шанцевого инструмента, проволоки и даже пушек.

В Санкт-Петербурге в конце XIX в. для очистки улиц и отхожих мест привлекали отдельную роту расквартированных служивых, которую горожане по внешним признакам (по артикулу усов и схожему фасону красных мундиров) путали с «золотой ротой» – подразделением лейб-гвардии, составленным из ветеранов. В распоряжении «золотарей» были темно-синие и фиолетовые фургоны и конные подводы с бочками (отсюда, возможно, и происходит название ассенизационной машины – «фиалка»). По другой версии, на фургонах и бочках красовалась эмблема с цветками, похожими на фиалки, а «золотарями» ассенизаторов назвали потому, что кому-то из них удалось сколотить состояние на найденных в сливных канавах и выгребных ямах монетах. Есть и третье объяснение: «фиалкой» называли машины сами рабочие, сократив слово «фекалии» до «фиалки».

В Москве первые три ассенизационные машины иностранного производства в пределах Садового кольца начала эксплуатировать биржевая артель К. Фон-Мекка в марте 1912 года. Позже подобные машины появились в Риге, Киеве, С.-Петербурге и Саратове. Производить подобную технику в России было невыгодно, поскольку из 1063 городов Российской империи в начале XX века сплавная канализация имелась лишь в одиннадцати, т. е. всего 1%, а использование механизации на очистке выгребных ям себя не оправдывало.

Одна из первых отечественных «фиалок» – АСМ-1

После революции приток населения из деревень в города вкупе с «квартирным уплотнением» значительно увеличил нагрузку на изношенные коммунальные сети. В середине 1930-х годов СССР начал закупку вакуумных машин немецкого и американского производства, предназначенных для механизации очистки выгребных ям (с забором и перекачкой нечистот через шланг в автоцистерну) и их транспортировки к местам утилизации.

Вакуумные машины

В 1940-е годы и в СССР начали строить первые вакуумные автомобили. В городах стали применять цистерны на базе ЗИС-5 (АСМ-1) и УралЗИС-355 (АСМ-1 и АНИ-355). После войны в качестве базового шасси для вакуумных машин широко использовали ГАЗ-51 (АСМ-2), ГАЗ-51А (АСМ-3 и АСМ-3М) и УралЗИС-355М (АНИ-355М). В 1970-х несколько заводов выпускали унифицированные между собой ассенизационные машины на базе ГАЗ-53А (АСМ-53, АНМ-53, КО-503).

Отраслевая классификация и порядок нумерации неоднократно менялись. До 1970-х годов аббревиатуры типа АСМ, АНМ и АНИ использовали как обозначение типа модели. Далее следовал порядковый индекс модели или модели базового шасси. С 1968 года отраслевой нормалью был принят префикс КО (коммунальное оборудование), а машинам для очистки и содержания канализационных сетей присваивался трехзначный цифровой индекс, начинавшийся на цифру 5 (КО-503, КО-520). Современными требованиями жестко оговаривается только сертификация типа транспортного средства (такую маркировку для своих цистерн используют ГрАЗ, свирское «Автоспецоборудование»).

Большой вакуумный агрегат Энергомаш АКН-14 для сбора конденсата нефтепродуктов на автомобильном шасси «Урал-532362»

Вакуумные машины для забора фекалий выполняют по одной из трех описанных ниже схем. По первой схеме цистерна наполняется за счет создаваемого в ней разрежения. Для этого она соединена трубопроводом с всасывающим коллектором двигателя автомобиля. Опорожнение осуществляется под давлением отработавших газов автомобиля либо самотеком через сливное отверстие в задней части цистерны, которая наклонена назад. Безопасность работы обеспечивают искрогаситель и обратный редукционный клапан. Предохранительный клапан исключает переполнение цистерны и попадание нечистот в двигатель автомобиля. Эта схема долгое время была популярной по причине своей простоты, но у нее есть недостатки – небольшая глубина всасывания (2,0...3,5 м) и большое время для наполнения-слива цистерны (0,3...0,4 м3/мин).

Большинство современных машин комплектуют вакуумным насосом, приводимым в действие от коробки отбора мощности (КОМ). Обычно КОМ приводится в действие в стационарном положении автомобиля, при выключенном приводе к мостам. Насос создает разрежение в цистерне 0,08...0,095 МПа, благодаря чему возможны забор нечистот с глубины до 4,0 м и наполнение цистерны со скоростью 6...1,0 м3/мин. Слив происходит либо самотеком, либо под давлением воздуха, создаваемым насосом. Разгрузка некоторых моделей производится наклоном цистерны назад на 45°. Как вариант привода вакуумного насоса можно рассматривать привод от ДОМ (так называемый дополнительный отбор мощности), когда отбор мощности осуществляется от раздаточной коробки. Для прицепов отбор мощности производится от вала отбора мощности (ВОМ) тягача.

Вакуумный прицеп ЭРМЗ ПЦФ-9671-10 для транспортировки жидкостей кинематической вязкостью до 2000 мм2

В настоящее время 13 заводов в России выпускают свыше 50 моделей вакуумных машин на разных шасси1. Самая малочисленная группа ассенизационных машин – вакуумные прицепы-цистерны. В России их производит ОАО «Ржевский ремонтно-механический завод». В программе предприятия пять моделей типа ПЦФ-9671-10 вместимостью от 2,5 до 4,5 м3 (снаряженная масса 1,4...1,6 т).

Самую легкую вакуумную машину КО-526 с цистерной вместимостью 1,0 м3 на базе «ГАЗели» выпускает только Арзамасский завод КОММАШ. Потребность в такой компактной машине, как и в КО-526 на базе «Бычка», ограничена из-за ее низкой производительности. В 2003 году Мценский завод КОММАШ в опытном порядке представил цистерну на шасси KIA K2700, но судьба этой новинки пока неясна.

Самая популярная группа – «наследники» моделей ГАЗ-51, -52 и -53, но уже на шасси ГАЗ-3307. Сейчас их производят заводы в Арзамасе, Грабово, Киеве, Свири, Турбове, Чебаркуле и Энгельсе. Важный фактор – низкая цена и удобство техобслуживания и ремонта ГАЗ-3307 в бывших ремонтных мастерских сельхозтехники и на ремонтно-механических заводах. Лет 15 назад широко использовали цистерны на шасси полноприводной «шишиги» – ГАЗ-66. Сейчас такую модель, но уже на базе ГАЗ «Садко» выпускает только Энгельсский завод. Среди машин малой вместимости крайне редко на рынке встречаются машины на шасси трехосных ЗИЛ-131: МК-4А ОАО «Кургандормаш» и модель ООВЯ (оборудование очистки выгребных ям) производства ФГУП «86-й механический завод ППП МО РФ».

Трактор ЛТЗ ККМ-60А с водоотливной установкой С-245

Машины средней вместимости (4...8 м3) на шасси среднетоннажных автомобилей ЗИЛ-433362, ЗИЛ-431412 изготавливают девять российских предприятий и два украинских завода – «АТЕКО» и «Кїев Коммаш».

Машины большого класса на шасси КамАЗ и «Урал» выпускают ГрАЗ, НМЗ, Строммашина и Энергомаш. По отдельным заказам выпускали машины на шасси трехосных ЗИЛ-133 или КрАЗ. АрзамасКОММАШ использует шасси двухосных автомобилей МАЗ-53373.

Лидерство в производстве вакуумных машин остается за Арзамасским и Мценским заводами, самый большой спектр вакуумных автомобилей (семь моделей) выпускают ОАО «Завод «Строммашина» и ООО ППЭО «Энергомаш» из Челябинской области. Среди вакуумных машин встречается техника двойного назначения. Так, цистерны типа МПФ Каргапольского завода можно использовать и для внесения органических удобрений, а вакуумные машины фирм «ГрАЗ», «НМЗ», «Озонинг», «Строммашина» и «Энергомаш», оборудованные насосами во взрывозащищенном исполнении (типа ВК-3М2, ПВПР-240, НВПР-310 и т. д.), – на нефтепромыслах, нефтебазах и предприятиях нефтепереработки.

Вакуумные агрегаты

На предприятиях транспорта углеводородов, нефтегазодобычи, нефтепереработки и нефтехимии используют вакуумные агрегаты и агрегаты для сбора газового конденсата и разлитых нефтепродуктов (отраслевой префикс машин – АКН и АКНС), для сбора пены, эмульсии и тонких слоев. Их изготавливают, как правило, на шасси полноприводных грузовых автомобилей повышенной проходимости.

Аварийная машина АРТК-М Пензенского завода коммунальной энергетики

Для забора нефти и нефтепродуктов или нефтяного шлама, разлитых на водной поверхности, на конец рукава надевают специальное заборное устройство – скиммер и нефтесборщик порогового или барабанного типа1. Некоторые модели приспособлены для выгрузки жидкости в резервуары, расположенные на высоте до 6 м от оси шиберной задвижки. По заказу цистерну оснащают термоизоляцией с подогревом от выхлопных газов двигателя.

Опорожнение цистерны в зависимости от конструкции производится самотеком, собственным насосом или под давлением, создаваемым в цистерне. Агрегаты АКНС производства ООО «Энергомаш» разгружают, наклоняя цистерну на 45°. Дополнительной рабочей функцией автоцистерн ООО «Фирма Эскорт» (бывш. ОАО «Новочеркасскнефтемаш») является работа в качестве заправочной и перекачивающей станций. Самые большие агрегаты для сбора конденсата изготавливают на шасси транспортных полуприцепов. Так, цистерна модели ППЦ-16-9380 (Алексеевкахиммаш) выполнена на рамном шасси полуприцепа МТМ-938050. Два отсека котла вмещают 16,0 м3 жидких загрязнений. Производительность насоса составляет 310 м3 (при глубине всасывания 4,0 м).

Машины для обработки туалетных отсеков

Это самый специфичный и малый по числу моделей класс машин, которые относятся к ассенизационным. В России такие машины на базе ЗИЛ-433362 выпускает Арзамасский завод КОММАШ, в Молдове – технический центр S. A. «AVION». В отличие от коммунальных машин, обозначенных литерами КО, их обозначают буквами АС или АСС (автомобиль специальный).

Водоотливной агрегат УОВ-К-360/25 контейнерного типа

АС-161, выпускаемый с 1982 года взамен устаревшего АС-154 на шасси ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431412), предназначен для обслуживания туалетных отсеков пассажирских самолетов в аэропортах: их очистки, промывки горячей водой, заправки химической жидкостью специальных баков воздушного судна. Автомобили могут работать при температуре окружающей среды от –50 до +40 °С.

Машины AVION изготавливают на базе «ГАЗели» (ASS-600) или ЗИЛ «Бычок» (ASS-1000). Привод насосов – от силового агрегата машины или от бензинового 8-сильного двигателя Honda.

Водоотливные установки и агрегаты

Водоотливные установки применяют для откачки чистой и загрязненной воды (не ЖБО) из траншей, сливных колодцев и мелких водоемов, а также для откачки талых грунтовых и дождевых вод из траншей, что позволяет их использовать в строительстве и при проведении плановых капитальных ремонтных работ на рассредоточенных объектах. Большинство водоотливных установок монтируют на тракторном колесном (МТЗ-80 или ЛТЗ-60) или гусеничном шасси (ДТ-75 или ХТЗ Т-150) сзади кабины. В России их производят ОАО «Михневский РМЗ», ЗАО «Дизель-Ремонт» и ОАО «Липецкий тракторный завод», на Украине – ЗАТ «Київський експериментальний механічний завод «Сварка». Насос – либо центробежный, либо шнековый. Кроме этого тракторы используют с погружными центробежными насосами. Насосом оборудуют и одноковшовые полноповоротные экскаваторы (ЭО-3321К ФГУП «Уралвагонзавод»).

Машина для обслуживания туалетных отсеков АС-161

Водоотливные установки УВ-100/20 ФГУП «Белгородский экспериментально-механический завод» (Россия) и луцкого ДП «Гiдромаш» (Украина) монтируют на одноосном прицепе. ЗАО «Дизель-Ремонт» выпускает стационарный водоотливной агрегат УОВ-К-360/25 массой 1600 кг, который можно установить в кузове грузового автомобиля ГАЗ, ЗИЛ и др. Шнековый насос обеспечивает подачу 360 м3/ч. В комплект входят два всасывающих 2,5-метровых рукава и восемь 10-метровых напорных рукавов.

В коммунальной сфере для откачки загрязненной воды и ЖБО из колодцев и канализационных сетей широко применяют аварийно-ремонтные машины с кузовом типа фургон или КУНГ, оборудованные фекальными насосами. Некоторые коммунальные предприятия устанавливают насосы самостоятельно, однако есть такие, которые предлагают установку насосов и компрессоров прямо на заводе: ЗАО «Доркомтехника» (ДКТ-235-01, ДКТ-235-04, ДКТ-235-07 и ДКТ-235-08), ОАО «Завод коммунальной энергетики» (АРТК-М), ОАО «Клетинский машзавод» (АВМ-1, АГМ-2, МАВР, РЖМ), ВАТ «Карловский механiчний завод», ЗАО «ТЭМЗ» (МАВР, САМ-1) и др.

В качестве водоотливных установок на авариях в подземных коммуникациях коммунальные службы используют также пожарные автоцистерны типа АЦ, оборудованные вакуумным насосом.


Ю. Петров Основные Средства 07'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)