Проблемы пуска дизельных двигателей
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Тяжелый металл (ч. 1)
Обзор рынка бульдозеров
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»

Белорусский «Унимог»

В.Чехута Фото автора, МТЗ и Фанипольского ОМЗ

Основная продукция ПО «Минский тракторный завод» – это сельскохозяйственные тракторы разных модификаций. Помимо основной продукции есть и дополнительная, куда относятся лесные, шахтные и коммунальные машины. Все они разработаны в конструкторском бюро МТЗ на основе узлов и агрегатов, используемых в производстве тракторов. Среди выпускаемых коммунальных машин лидирующую позицию сегодня занимает универсальное многофункциональное шасси Ш-406.

Ш-406 с кабиной «Профмаша» – проект 2005 года

Работы по созданию предшественника этого транспортера начались около 10 лет назад. ШУ-356 – так он назывался – имел колесную формулу (4х4), двигатель от трактора МТЗ-82 мощностью 81 л.с. и механическую коробку передач (КП). Грузоподъемность самосвальной платформы – 2000 кг; диаметр колес передней оси был меньше, чем задней. Первым заказчиком такой техники стало минское предприятие «Белкоммунмаш», которое выпустило несколько единиц машин лесопожарной охраны первого хода МЛ-10 (356). Этот спецавтомобиль может тушить пожары в лесу, прокладывать заградительные рвы от огня с помощью установленной сзади фрезы. Полный привод и тракторные колеса с грунтозацепами позволяют этим защитникам леса легко передвигаться по равнине и на пересеченной местности.

После удачного начала конструкторы и специалисты по маркетингу МТЗ продолжили поиск потребителей универсальных шасси в других сегментах рынка. В начале этого века интерес к ШУ-356 проявил департамент «Белавтодор», который занимается облуживанием республиканских автомобильных дорог. По результатам испытаний дорожники рекомендовали тракторостроителям модернизировать шасси. В частности, было предложено использовать одинаковые автомобильные колеса на обеих осях, которые к тому же обладали большей несущей способностью, чем тракторные. Затем в шасси встроили более мощный, 120-сильный дизель Д-245.2 и усилили конструкцию рамы. Таким образом ШУ-356 превратилось в шасси Ш-406.

Ямобур ОРС-20.06 на манипуляторе ОРС-20.07

Ш-406 является транспортно-тяговым средством, предназначенным в комплексе со специальным навесным оборудованием для выполнения работ по ремонту и содержанию дорог, в строительстве и коммунальном хозяйстве. Его габаритные размеры 5250х2400х2880 мм. Колея 1900 мм. База 2684 мм. Дорожный просвет 350 мм. Грузоподъемность кузова 3500 кг.

Шасси представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 4х4, сочетающую в себе свойства грузового автомобиля и трактора. В конструкции Ш-406 использованы узлы тракторов «Беларус»: двигатель, муфта сцепления, КП, ходоуменьшитель, передний и задний мосты, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Шасси оснащено передней, задней и боковыми (левая или правая) монтажными площадками для крепления различных навесок, самосвальной грузовой платформой, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой для привода навесных рабочих устройств с гидровыводами спереди, сзади и по бокам.

ОРС-20.02

Поскольку этот спецавтомобиль был одобрен департаментом автодорог Беларуси как базовый транспортер, к разработке навесок к нему подключился Фанипольский опытно-механический завод, входящий в эту структуру. На сегодняшний день ОМЗ разработал и выпускает целую серию навесного оборудования. Снегоочиститель роторный ОРС-20.01 предназначен для уборки и удаления за пределы проезжей части снежных бордюров или заносов вдоль автомобильных дорог (максимальная высота убираемого снега 1,2 м; максимальная дальность выброса 30 м; производительность 1200 м3/ч; скорость движения при уборке 0,2…10 км/ч). Пескосолераспределитель ОРС-20.02 служит для распределения песка, соли или ПГС (песчано-гравийной смеси) по полотну автодорог для борьбы с гололедицей (объем бункера 2 м3; распределение смеси автоматическое; удельный расход песка 60…120 г/м2, соли – 5...25 г/м2; ширина обрабатываемой полосы от 2 до 8 м; дистанция обработки с одной заправки бункера для соли примерно 15 км, а при распределении ПГС – 2,5...3 км). Отвал снегоочистительный ОРС-20.03 для уборки свежевыпавшего снега крепится на переднюю монтажную плиту Ш-406 и имеет гидравлическое управление (ширина захвата 2,5 м; высота 0,7 м).

Вакуумный подборщик мусора

Этим оборудованием можно убирать снежный покров глубиной до 200 мм. Комплект оборудования для удаления снега от криволинейного бруса ОРС-20.04 предназначен для удаления свежего и взрыхленного снега от бордюра воздушным потоком (рабочая скорость до 200 м/ч). Щеточный ротор ОРС-20.05 имеет скорость вращения 1500 мин-1 и предназначен для удаления снега в зимнее время, а также уборки мусора в весенне-осенний период, для чего необходимо перенастроить гидропривод ротора на скорость 400 мин-1. Для расширения возможностей коммунальной машины на переднюю монтажную площадку может устанавливаться манипулятор ОРС-20.07 (максимальный вылет стрелы 6,2 м; угол поворота стрелы в плане 120°). На манипулятор возможна установка следующих навесных агрегатов: ямобур ОРС-20.06 для бурения отверстий диаметром 100, 200 и 350 мм в радиусе действия манипулятора; оборудование для мойки обстановки пути ОРС-20.09; оборудование для подметания в труднодоступных местах; грузоподъемное устройство; оборудование для обслуживания пути (люлька); оборудование для забивки стоек барьерного ограждения (гидромолот) и кустореза-косилки.

Специалисты Минского тракторного завода расширили возможности машины, оснастив его новым оборудованием – вакуумным подборщиком мусора. На грузовую платформу крепится бункер объемом 4,5 м3 для накопления мусора, система всасывания мусора и бак для орошения объемом 0,6 м3. Спереди и сзади крепят подметальные щетки. Ширина убираемой полосы 2,5 м.

Машина с рабочим оборудованием в «походном» положении

Как видим, разнообразие навесного оборудования, а также небольшие усилия механиков по замене навесок превращают шасси Ш-406 в универсальную машину, которую различные организации могут эффективно применять круглый год. Добавлю, что монтажные площадки шасси без проблем агрегатируются с разным навесным оборудованием, которое европейские фирмы производят для машин UNIMOG.

Работы по совершенствованию шасси продолжаются. В ближайшей перспективе заказчики могут приобрести машину с двигателем Минского моторного завода, которая соответствует экологическим нормам Еurо 2. По заказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы ПО «МТЗ» совместно с ОАО «Профмаш» ведет работы по созданию модификации Ш-406 с кабиной улучшенного дизайна и комфорта и нового навесного оборудования – водяного резака асфальта и бетона, виброуплотнителя, агрегата для ремонта дорожных покрытий.

В.Чехута Фото автора, МТЗ и Фанипольского ОМЗ Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (1)

ВУК
У нас как всегда - хотим что то спионерить, а получается как всегда!
24 октября 2010 – 18:33 Ответить