Белорусский «Унимог»

В.Чехута Фото автора, МТЗ и Фанипольского ОМЗ

Основная продукция ПО «Минский тракторный завод» – это сельскохозяйственные тракторы разных модификаций. Помимо основной продукции есть и дополнительная, куда относятся лесные, шахтные и коммунальные машины. Все они разработаны в конструкторском бюро МТЗ на основе узлов и агрегатов, используемых в производстве тракторов. Среди выпускаемых коммунальных машин лидирующую позицию сегодня занимает универсальное многофункциональное шасси Ш-406.

Ш-406 с кабиной «Профмаша» – проект 2005 года

Работы по созданию предшественника этого транспортера начались около 10 лет назад. ШУ-356 – так он назывался – имел колесную формулу (4х4), двигатель от трактора МТЗ-82 мощностью 81 л.с. и механическую коробку передач (КП). Грузоподъемность самосвальной платформы – 2000 кг; диаметр колес передней оси был меньше, чем задней. Первым заказчиком такой техники стало минское предприятие «Белкоммунмаш», которое выпустило несколько единиц машин лесопожарной охраны первого хода МЛ-10 (356). Этот спецавтомобиль может тушить пожары в лесу, прокладывать заградительные рвы от огня с помощью установленной сзади фрезы. Полный привод и тракторные колеса с грунтозацепами позволяют этим защитникам леса легко передвигаться по равнине и на пересеченной местности.

После удачного начала конструкторы и специалисты по маркетингу МТЗ продолжили поиск потребителей универсальных шасси в других сегментах рынка. В начале этого века интерес к ШУ-356 проявил департамент «Белавтодор», который занимается облуживанием республиканских автомобильных дорог. По результатам испытаний дорожники рекомендовали тракторостроителям модернизировать шасси. В частности, было предложено использовать одинаковые автомобильные колеса на обеих осях, которые к тому же обладали большей несущей способностью, чем тракторные. Затем в шасси встроили более мощный, 120-сильный дизель Д-245.2 и усилили конструкцию рамы. Таким образом ШУ-356 превратилось в шасси Ш-406.

Ямобур ОРС-20.06 на манипуляторе ОРС-20.07

Ш-406 является транспортно-тяговым средством, предназначенным в комплексе со специальным навесным оборудованием для выполнения работ по ремонту и содержанию дорог, в строительстве и коммунальном хозяйстве. Его габаритные размеры 5250х2400х2880 мм. Колея 1900 мм. База 2684 мм. Дорожный просвет 350 мм. Грузоподъемность кузова 3500 кг.

Шасси представляет собой полноприводную машину с колесной формулой 4х4, сочетающую в себе свойства грузового автомобиля и трактора. В конструкции Ш-406 использованы узлы тракторов «Беларус»: двигатель, муфта сцепления, КП, ходоуменьшитель, передний и задний мосты, рулевое управление, задняя навесная система, гидроаппаратура и др. Шасси оснащено передней, задней и боковыми (левая или правая) монтажными площадками для крепления различных навесок, самосвальной грузовой платформой, передним и задним валами отбора мощности, гидросистемой для привода навесных рабочих устройств с гидровыводами спереди, сзади и по бокам.

ОРС-20.02

Поскольку этот спецавтомобиль был одобрен департаментом автодорог Беларуси как базовый транспортер, к разработке навесок к нему подключился Фанипольский опытно-механический завод, входящий в эту структуру. На сегодняшний день ОМЗ разработал и выпускает целую серию навесного оборудования. Снегоочиститель роторный ОРС-20.01 предназначен для уборки и удаления за пределы проезжей части снежных бордюров или заносов вдоль автомобильных дорог (максимальная высота убираемого снега 1,2 м; максимальная дальность выброса 30 м; производительность 1200 м3/ч; скорость движения при уборке 0,2…10 км/ч). Пескосолераспределитель ОРС-20.02 служит для распределения песка, соли или ПГС (песчано-гравийной смеси) по полотну автодорог для борьбы с гололедицей (объем бункера 2 м3; распределение смеси автоматическое; удельный расход песка 60…120 г/м2, соли – 5...25 г/м2; ширина обрабатываемой полосы от 2 до 8 м; дистанция обработки с одной заправки бункера для соли примерно 15 км, а при распределении ПГС – 2,5...3 км). Отвал снегоочистительный ОРС-20.03 для уборки свежевыпавшего снега крепится на переднюю монтажную плиту Ш-406 и имеет гидравлическое управление (ширина захвата 2,5 м; высота 0,7 м).

Вакуумный подборщик мусора

Этим оборудованием можно убирать снежный покров глубиной до 200 мм. Комплект оборудования для удаления снега от криволинейного бруса ОРС-20.04 предназначен для удаления свежего и взрыхленного снега от бордюра воздушным потоком (рабочая скорость до 200 м/ч). Щеточный ротор ОРС-20.05 имеет скорость вращения 1500 мин-1 и предназначен для удаления снега в зимнее время, а также уборки мусора в весенне-осенний период, для чего необходимо перенастроить гидропривод ротора на скорость 400 мин-1. Для расширения возможностей коммунальной машины на переднюю монтажную площадку может устанавливаться манипулятор ОРС-20.07 (максимальный вылет стрелы 6,2 м; угол поворота стрелы в плане 120°). На манипулятор возможна установка следующих навесных агрегатов: ямобур ОРС-20.06 для бурения отверстий диаметром 100, 200 и 350 мм в радиусе действия манипулятора; оборудование для мойки обстановки пути ОРС-20.09; оборудование для подметания в труднодоступных местах; грузоподъемное устройство; оборудование для обслуживания пути (люлька); оборудование для забивки стоек барьерного ограждения (гидромолот) и кустореза-косилки.

Специалисты Минского тракторного завода расширили возможности машины, оснастив его новым оборудованием – вакуумным подборщиком мусора. На грузовую платформу крепится бункер объемом 4,5 м3 для накопления мусора, система всасывания мусора и бак для орошения объемом 0,6 м3. Спереди и сзади крепят подметальные щетки. Ширина убираемой полосы 2,5 м.

Машина с рабочим оборудованием в «походном» положении

Как видим, разнообразие навесного оборудования, а также небольшие усилия механиков по замене навесок превращают шасси Ш-406 в универсальную машину, которую различные организации могут эффективно применять круглый год. Добавлю, что монтажные площадки шасси без проблем агрегатируются с разным навесным оборудованием, которое европейские фирмы производят для машин UNIMOG.

Работы по совершенствованию шасси продолжаются. В ближайшей перспективе заказчики могут приобрести машину с двигателем Минского моторного завода, которая соответствует экологическим нормам Еurо 2. По заказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы ПО «МТЗ» совместно с ОАО «Профмаш» ведет работы по созданию модификации Ш-406 с кабиной улучшенного дизайна и комфорта и нового навесного оборудования – водяного резака асфальта и бетона, виброуплотнителя, агрегата для ремонта дорожных покрытий.