Снегоборцы

Ю. Петров

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 12, 2004 г.)

Использование многофункциональных машин с большим количеством сменного оборудования дает существенную экономическую выгоду. Целесообразность их эксплуатации определяется возросшими объемами работ по внесезонному содержанию городских улиц и автомобильных дорог. Плужным и щеточным оборудованием можно укомплектовать практически любую машину или трактор и использовать ее для выполнения определенных видов работ и в летний, и в зимний период. Однако существенным недостатком такого подхода является его «тепличность».

Невозможно представить, как такие ЗИЛы и «Беларусы» будут продираться сквозь толщу снега после обильного снегопада, и уж тем более странно увидеть их на работах по очистке снежных завалов на горной дороге. Даже в городах после работы плужных и щеточных машин снег не убирают – его попросту сдвигают к обочинам. И тут в работу вступает тяжелая артиллерия – армия специализированных уборочных машин.

Плужно-роторные снегооЧистители

Этот весьма несложный по конструкции тип уборочной техники редко используют в коммунальном хозяйстве. Обычно его применяют для очистки тротуаров и улиц с формированием снежных валков. Рабочий орган – плуг со встроенными в него одним или двумя соосно расположенными роторами, которые имеют противоположно направленные лопасти (ножи) винтовой формы. Чтобы рыхлить плотный снег, применяют рабочие кромки лопастей с зубцами. Такими снегоочистителями оборудуют мини-машины массой 1,5...3,0 т и более.

В результате всесторонних исследований было выявлено, что такой тип оборудования целесообразно применять на тракторах (ОАО «Арзамасский завод «КОММАШ», КО-718 для трактора «Владимирец»), мини-тракторах (ОАО «Курганмашзавод», выпускает навесное оборудование для мини-трактора Т-012), мини-погрузчиках и специальных самоходных шасси типа Unimog (Schmidt S.1 и Schmidt S3.1, оборудованные погрузочным желобом). Компания «Цезарь» предложила плужно-роторный снегоочиститель использовать для автомобилей УАЗ-3303 и «Цезарь Эмка».

Применение техники с плужно-роторным оборудованием экономически мало себя оправдывает при уборке слежавшегося снега. Однако при очистке железнодорожных путей этот тип оборудования используется широко, особенно в Европе. Подобную путевую технику применяют и в России (например, снегоочиститель ЛД-27 Камбарского завода для очистки ж.-д. путей от снежных заносов высотой до 2 м).

Фрезерно-плужные снегооЧистители

Проблему уборки слежавшегося снега долгое время пытались решить разными способами, начиная от экзотических теплоуборочных машин с пламеструйным рабочим органом. В качестве полумеры был выбран совсем уж оригинальный способ – вместо метательного ротора на воронкообразный снежный плуг поставить фрезу, которая за счет вращения будет измельчать снег и подавать его в раструб.

Недостатков у такой схемы, культивируемой в 1960-х годах, оказалось много (чего только стоит потребляемая мощность и плановая замена подшипников через каждые 300 ч работы). В конечном итоге достоинства фрезерно-плужных снегоочистителей поблекли перед альтернативными конструкторскими решениями (о них – ниже). Подобные агрегаты сейчас выпускают Орский завод («Сармат-4679») и СДДТ-Евромаш (СНТ-2500), но и в них сделаны дополнения. У «Сармата» плужный фрезерно-роторный рабочий орган смонтирован на передней части шасси универсального сельскохозяйственного энергосредства «Сармат-4657». Ось фрезы расположена продольно движению. В 2001 году выпущен тракторный снегоочиститель СДДТ-Евромаш СНТ-2500, навесной плужный фрезерно-роторный рабочий орган которого расположен не спереди, как обычно, а сзади трактора «Беларус-82УК» и приводится в действие от заднего ВОМ (так называемый заднеприводный рабочий орган). Таким образом, уборочный механизм не закрывает обзор, что повышает безопасность работы в городе, а также в местах, где велика вероятность попадания посторонних предметов на рабочий орган (склады, заводы). Фрезерно-плужные рабочие органы используют для уборки свежевыпавшего снега толщиной не более 350 мм.

Фрезерно-роторные снегооЧистители

Машины с фрезерно-роторными рабочими органами приспособлены для уборки уплотненного снега и снежных валов с последующей погрузкой в грузовой автомобиль или отбрасыванием снега в сторону (до 20 м). Оборудование устанавливают на тракторном, автомобильном, специальном шасси, шасси фронтального погрузчика или стреле манипулятора вместо кустореза. Такое оборудование часто ставят также на шасси Unimog. Транспортные скорости, как у автомобилей, и пониженные рабочие скорости, как у тракторов, позволяют эксплуатировать снегоочистители Unimog и на дорогах с твердым покрытием, и на снежной целине с прочным снежным покровом.

Фрезерно-роторные машины производят фрезерование торцовыми фрезами обледенелого снега по краю дороги. На тракторе оборудование устанавливают на кронштейнах специальной рамы. Привод идет через редуктор от вала отбора мощности трактора на фрезы.

На некоторых моделях (Амкодор ТО-18Б, Schmidt S3-Z, Пламя Уником фрезы находятся внутри корпуса, рабочая часть которого изготовлена в форме скошенного плуга (плужно-роторный или плужно-фрезерный рабочий орган). Такое же оборудование монтируют на полноразмерные фронтальные погрузчики (Амкодор ТО-18Б, Севдормаш «Ураган ДЭ-227М» и О/veraasen UTV400 или мини-погрузчики.

Использование таких высокопроизводительных машин позволяет за короткий срок убрать завалы слежавшегося снега высотой до 3 м.

Шнекороторные снегооЧистители

Так же как и фрезерно-роторные снегоочистители, шнекороторные машины предназначены для отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, и погрузки снега в транспортные средства с помощью погрузочного желоба. Некоторые шнекороторные машины могут быть укомплектованы скоростным плугом с отбросом вправо (например, Севдормаш КО-605-1А).

Шнекороторное оборудование, установленное на автомобили, тракторы и специальные шасси, используют для очистки от снега аэродромов, автомобильных дорог и др. Впервые в СССР такое оборудование применили в конце 1940-х годов для уборки аэродромов. В конце 1950-х в СССР появились шнекороторные снегоочистители на шасси автомобилей ЗИС-150, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-157. Сейчас чаще всего используют шасси полноприводных трехосных грузовиков КамАЗ, ЗИЛ и «Урал». Выполняют их по одномоторной схеме. Автомобильный двигатель демонтирован. Привод трансмиссии ходовой части и рабочего органа осуществляется от силового агрегата (чаще всего типа ЯМЗ-238), установленного за кабиной вместо бортового кузова. Рабочий орган, расположенный спереди, приводится в действие от силового агрегата через понижающий раздаточный редуктор и систему карданных валов.

Для многих эксплуатационных служб сменное шнекороторное снегоочистительное оборудование на шасси колесных и гусеничных тракторов на сегодняшний день наиболее предпочтительно. Поскольку рабочий орган сменный, трактор можно использовать и для других нужд. Некоторые снегопогрузчики оборудованы шнекороторным механизмом (например, Рекстром ТУМ-1200 и Амкодор-34/ ТМ-3-02, который может быть использован для погрузки песка, зерна и других сыпучих материалов в грузовой автомобиль.

Для специальных целей ряд фирм (в частности, Loftness) предлагает трехвальное шнекороторное оборудование. Очень оригинально шнековый ротор применен на коммунальном тракторе «Беларус МС-391», где он смонтирован сзади.

Снегопогрузчики

На городских улицах отбрасывать снег с проезжей части на обочину невозможно из-за пешеходных тротуаров. Здесь снег, собранный вдоль дороги в валы другими снегоуборочными машинами, загружают в самосвалы снегопогрузчиком на специальном шасси. Такая техника появилась еще в 1920-е годы, а с 1950-х ее стали применять массово. Это были машины С-4, изготовленные на шасси ГАЗ-51А. Сейчас их сменили полноприводные лаповые снегопогрузчики «Амур» (бывш. УАМЗ), Дормаш, Амкодор, Пневмостроймашина.

Скребковая лопата с лаповыми захватами подает снег и сколотый лед на ленточный или цепной транспортер с лотками для удерживания снега. С транспортера снег попадает в кузов самосвала, следующего за погрузчиком.

В городском коммунальном хозяйстве используют и фрезерно-роторные, и шнекороторные погрузчики, оборудованные стрелой с транспортерной лентой. Эти машины можно применять для погрузки песка, зерна и других сыпучих материалов в грузовые автомобили. В России подобные погрузчики выпускают Рекстром и Дормаш (СнП-18). В Беларуси производят погрузчик Амкодор-34/ ТМ-3-02, который является модификацией снегопогрузчика Амкодор-34/ ТМ-3-01 с лаповым механизмом.

(Продолжение следует)