Новый регламент – новые вызовы

Новый Технический регламент Таможенного союза

С 01.01.2015 г. вступает в силу Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877. О том, как это отразится на российской автомобильной промышленности и автопроизводителях, мы побеседовали с Павлом Дмитриевичем Бурьяновым, руководителем органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте ОС САТС «САМТ-Фонд».
П. Д. Бурьянов, к.т.н.
 
 
 
 
 

Павел Дмитриевич, расскажите вкратце, чем занимается «САМТ-Фонд».

П.Б.: Некоммерческая организация «Фонд развития спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве» («САМТ-Фонд») работает на рынке сертификации с 1993 г. Специализируется на выполнении работ по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств, строительно-дорожных машин, продукции машиностроения, услугах по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (ТС), сертификации систем менеджмента качества и иных работ, так или иначе связанных с нашим основным направлением. Я работаю в данной организации с 2000 г.

 

Расскажите о новом Регламенте.

П.Б.: Рассматриваемый Регламент является логическим продолжением и развитием одноименного технического регламента Российской Федерации (РФ) и Технического регламента РФ «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Данный Регламент разработан на основании «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ» от 18 ноября 2010 г.

    Помимо технических требований к ТС и их компонентам большая часть Регламента посвящена процедурным вопросам. В Регламенте прописаны процедуры проверки выполнения требований:
  • к типам выпускаемых в обращение ТС (шасси);
  • к единичным ТС перед их выпуском в обращение;
  • к ТС, находящимся в эксплуатации;
  • к ТС, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • к типам компонентов ТС перед их выпуском в обращение.

Таким образом, Регламент охватывает собой практически весь жизненный цикл автомобиля, за исключением его утилизации, чему должен быть посвящен отдельный регламент.

 

Давайте еще раз уточним, к какой технике относится Регламент.

П.Б.: Регламент распространяется на колесные ТС категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, их шасси и компоненты. Важно отметить, что Регламент распространяется на продукцию вне зависимости от места ее изготовления при ее выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

Еще раз подчеркну: Регламент распространяется на все ТС, их шасси и комплектующие, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза. Конечно же есть исключения, но они не оказывают кардинального влияния на картину в целом. Что это означает? Это значит, что любое ТС или его шасси (незаконченное ТС), будь то изготовленное в РФ или любой другой стране Таможенного союза, или иностранного производства, новое или бывшее в употреблении – все они подлежат оценке соответствия в соответствии с Регламентом.

 

Исключений для некоторых стран, например для Китая, не будет?

П.Б.: Исключений нет ни для кого. Перед Регламентом все равны.

 

В связи с экономической ситуацией наверняка увеличится ввоз подержанной техники. Расскажите подробнее о требованиях к ней нового Регламента.

П.Б.: Да, Регламент распространяется на бывшие в употреблении транспортные средства. Исключение сделано только для мотоциклов и легковых автомобилей, с даты выпуска которых прошло 30 и более лет, для автобусов и грузовиков с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, а также на транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками нацио­нальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Немного расширив ваш вопрос, хочу особо отметить, что впервые в Регламенте появилась специально отдельная статья, прямо запрещающая изготовление транспортных средств из бывших в употреблении компонентов.

 

Каких предприятий коснется этот закон?

П.Б.: Регламент коснется всей автомобильной промышленности во всех ее проявлениях: всех изготовителей ТС, тех, кто ввозит бывшие в употреблении ТС, тех, кто вносит изменения в конструкцию ТС в процессе эксплуатации (чаще всего это автосервисы), изготовителей и поставщиков комплектующих.

 

Эти нормы будут действовать и внутри России или только в межгосударственных связях, на рынке Таможенного союза?

П.Б.: Эти нормы будут действовать на территории Таможенного союза. Пока это только три страны: Россия, Беларусь и Казахстан. Ни для кого не секрет, что к Таможенного союзу уже присоединилась Армения и ведутся переговоры с другими странами, но пока это только те страны, о которых я уже сказал.

 

До вступления Регламента в действие осталось мало времени, как Вы оцениваете, готова наша промышленность к его исполнению?

П.Б.: В целом, на мой взгляд, наша автомобильная промышленность готова к вступлению Регламента в силу. Исключение, пожалуй, составляет система ГЛОНАСС. На момент разработки Регламента про ГЛОНАСС не было никаких упоминаний, но в 2013 г. к Регламенту были разработаны поправки, которые утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 г. № 6. Данные изменения ввели в Регламент требования к системе ГЛОНАСС. Пожалуй, это самый серьезный вызов с точки зрения технических решений для автомобильной промышленности, который несет в себе новый Регламент.

 

Какие Вам видятся проблемы в связи с вступлением этого Регламента в силу?

П.Б.: Повторю то, о чем говорил в самом начале: Регламент распространяется на продукцию вне зависимости от места ее изготовления при ее выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза. На этом моменте хочется остановиться отдельно. Вообще, термин «выпуск в обращение» впервые по­явился только в 2010 г., и он означал «оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного ТС (шасси) или конкретной партии компонентов на территории РФ», например в случае ТС датой выпуска в обращение является дата оформления паспорта транспортного средства (ПТС).

С введением Регламента термин «выпуск в обращение» претерпевает изменение. Теперь под «выпуском в обращение» понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться ТС (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза. Как видно из определения, термин стал более расплывчатым, нет четкого критерия того, что является «ограничением использования», соответственно теперь мы видим в этом месте потенциальные проблемы правоприменительного характера.

Отдельно хочется сказать про заявителей. Поясню. Для выполнения любой работы по сертификации по процедуре в орган по сертификации должно обратиться какое-то лицо с заявкой. Различные регламенты предъявляют к заявителям различные требования. Особое внимание уделяется тем заявкам, в которых речь идет о ТС иностранного производства. Так, в Техническом регламенте Российской Федерации «О без­опасности колесных транспортных средств» говорится о том, что для оформления «Одобрения типа транспортного средства» (ОТТС) или «Одобрения типа шасси» в качестве заявителя может выступать только «представитель изготовителя» – лицо, действующее на основании соглашения с изготовителем и уполномоченное изготовителем представлять его и действовать в его интересах при выполнении процедур оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента, который удовлетворяет целому ряду критериев: «Изготовитель, не являющийся резидентом РФ, должен иметь единственного представителя в РФ, которым может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ и являющееся ее резидентом.

Представитель изготовителя обеспечивает выпуск в обращение в РФ продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента. Представитель изготовителя транспортного средства указывается в ОТТС и «Одобрении типа шасси». В случае прекращения полномочий представителя изготовителя прекращается действие удостоверяющих соответствие требованиям настоящего технического регламента документов, в которых указан прекративший свои полномочия представитель изготовителя».

В случае с Техническим регламентом Таможенного союза ситуация усложняется втрое, то есть иностранный изготовитель обязан иметь своего представителя во всех трех странах Таможенного союза вне зависимости от того, поставляет он туда свою продукцию или нет. Это обусловлено тем, что в связи с отсутствием границ между тремя странами продукция может быть ввезена на территорию одной страны, а быть продана и эксплуатироваться в другой стране. Это накладывает на иностранного изготовителя дополнительные обязательства по содержанию в каждой стране Таможенного союза своего представителя.

 

Что делать тем предприятиям, которые не готовы исполнять требования нового Регламента?

П.Б.: Тем предприятиям, чья продукция подпадает под действие Регламента и кто по тем или иным причинам еще не готов к его вступлению, надо срочно к нему готовиться, так как никаких отступлений или поблажек не будет. И фраза: «А мы не знали»,  – в качестве оправдания никого не устроит. Единственным послаблением в данном случае служат переходные положения, суть которых сводится к тому, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства – члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее – продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 г., за исключением партий ТС и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.

 

Существует ли техника (например, европейская), которая заведомо отвечает требованиям этих регламентов?

П.Б.: Как уже говорилось, Регламент содержит в себе не только технические требования, но и процедурные. Поэтому нельзя сказать наперед, что кто-то соответствует Регламенту, а кто-то нет. Можно сказать, что во всем мире происходит глобализация требований и процентов на 70 технические требования к ТС едины, и если ТС прошло оценку соответствия в стране, входящей в Женевское соглашение 1958 г., то скорее всего оно пройдет оценку соответствия и в Таможенном союзе.

 

Интервью провел И. Павлов,
фото автора