Инновации и John Deere

Инновации в дорожном строительстве в России: от пилотных проектов к системной работе

Станислав Протасов
В мае в Москве состоялся семинар – круглый стол «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе». Спонсором мероприятия выступила компания John Deere.
JD_325SK
 
JD 460E
JD_655K
JD WL56
JD_315SK

В семинаре помимо руководителя отдела маркетинга компании John Deere в России В. Кушнерёва были представлены все действующие стороны процесса строительства и ремонта дорог: представители государственной компании «Автодор», дорожно-строительной компании «Автобан» и Федерального дорожного агентства (ФДА) РФ. Участники обсудили ряд серьезных проблем дорожной отрасли.

Присутствующие специалисты высказали общее мнение: существующими методами, технологиями и техническими решениями невозможно обеспечить российским дорогам необходимые на сегодняшний день параметры и характеристики, в этой области необходимы инновации. В России известны инновационные методы дорожного строительства, существующие в мире, но они не востребованы существующей государственной организационно-управленческой системой. На сегодняшний день большое количество прогрессивных решений, разработанных госкомпанией-заказчиком и подрядчиками, не пропускает Главгосэкспертиза, т. к. для их применения «нет оснований в нормативной базе, в СНИПах». Таким образом, пока не будут модернизированы нормативная база, СНИПы, внедрение инноваций в дорожном строительстве практически исключается.

Должны быть введены «контракты жизненного цикла» дорог. Заключая их, бизнес может быть мотивирован на внедрение инноваций в процесс дорожного строительства.

В Европе и США используется для дорожного строительства натуральный битум, а в России – отходы от переработки нефти, имеющие низкое качество. В России на государственном уровне необходимо обеспечить получение битума как сырьевого продукта, т. е. добычу тяжелой нефти вместо легкой и переработку нефти по технологии получения остаточных битумов взамен существующей технологии окисления. Пока не будет решен вопрос с производством качественного битума, долговечных дорог в России не будет. К тому же в мире уже пользуются активными адгезионными присадками, способными обеспечить прилипание битума к каменным материалам даже в воде, а в России еще применяют пассивные адгезионные присадки.

В мире перешли на использование «теплого асфальтобетона». Средняя температура приготовления асфальтобетона снижается примерно со 160 до 140 °С, что позволяет резко снизить темпы старения битума и соответственно увеличить сроки службы асфальтобетона. Также уменьшается количество канцерогенных испарений из битума. ФДА РФ приняло решение о внедрении этой технологии, в этом году применение теплого асфальтобетона будет увеличено в несколько раз. С 2012 г. ФДА отдельным требованием к заданию рекомендует использовать технологии теплых асфальтобетонов. Но подрядные организации не стремятся использовать эту возможность: данная технология используется только в условиях отрицательных температур. В летний период ни один подрядчик не использует теплый асфальтобетон, потому что смеси оказываются дороже.

John Deere

Компания John Deere – один из крупнейших в мире производителей строительной техники, поэтому ее участие в данном мероприятии было неслучайным. Уже четвертый год техника John Deere участвует в модернизации процесса строительства дорог в России.

Как сказал в своем выступлении В. Кушнерёв: «Все, что нужно для успешного дорожного строительства в России, уже изобретено. Нужно только это внедрить». И у John Deere слова не расходятся с делом. Только в течение последних 6–8 месяцев компания вывела на российский рынок ряд инновационных моделей техники.

Фронтальный погрузчик на сочлененной раме мод. WL56 – новая разработка, первая машина John Deere в «доступном ценовом сегменте». Погрузчик имеет эксплуатационную массу 16 800 кг, грузоподъемность (г/п) 5310 кг, оснащается двигателем John Deere PowerTech™ американского производства, экологического класса Stage II, мощностью 160 кВт, с электронным управлением, турбонаддувом с промежуточным охлаждением, топливной системой Common Rail. Имеется предпусковой подогреватель, автоматическая гидромеханическая коробка передач ZF Powershift китайского производства с электронным управлением, с четырьмя передачами переднего и тремя – заднего хода, с режимами автоматического и ручного переключения. Гидравлическое оборудование Parker поставляется из Америки. Схема гидравлического оборудования упрощена, в ней минимум клапанов и гидрораспределителей. Электрооборудование также максимально упрощено. Рычажная система подъема ковша Z-образного типа. Как заявляется, усилие отрыва у погрузчика WL56 самое высокое в данном классе. Мосты и тормоза усиленные. Тормоза дисковые, сухого типа, с гидроприводом. Передний мост жестко крепится к раме, задний имеет возможность «перекашиваться» в вертикальной плоскости.

Линейка экскаваторов-погрузчиков John Deere пополнилась двумя новыми моделями 315SK и 325SK эксплуатационной массой 8290 и 8340 кг соответственно. Машины оборудованы дизельным двигателем PowerTech мощностью 69 кВт (315SK) и 72 кВт (325SK). Имеется функция перехода двигателя на холостой ход, если оператор не перемещает рычаги, а по истечении установленного времени бездействия машины двигатель автоматически выключается. Мощная быстродействующая гидравлическая система обеспечивает достаточное вырывное усилие и грузоподъемность рабочего оборудования. В стандартную комплектацию моделей входит каретка бокового смещения до 542 мм экскаваторного оборудования. Глубина копания составляет 4,27 и 5,4 м соответственно. Г/п погрузчика – 2870 кг (315SK) и 3130 кг (325SK). В стандартной комплектации – трансмиссия PowerShift, обеспечивающая плавное переключение передач под нагрузкой и транспортную скорость до 40 км/ч. Механический привод переднего моста оснащен дифференциалом ограниченного трения.

В конце 2012 г. компания представила две новинки – шарнирно-сочлененные самосвалы серии E, а также погрузчик на гусеничном ходу, которого пока нет в России.

В линейку шарнирно-сочлененных самосвалов пока входят мод. 370E, 410E, 460E (эксплуатационная масса 30 782; 31 853 и 32 216 кг; г/п 33 630; 37 266 и 41 820 кг; вместимость кузова 20,5; 22,7 и 25,5 м3 соответственно). Самосвалы оснащаются двигателем John Deere PowerTech™ мощностью 310 кВт (370E), 326 кВт (410E) и 354 кВт (460E). Специально созданная трансмиссия ZF имеет мощный замедлитель, восемь передач переднего и четыре – заднего хода. Новые мосты John Deere оснащаются механизмом блокировки дифференциала под нагрузкой на любой скорости в ручном или автоматическом режиме, внешним планетарным редуктором, маслопогруженными дисковыми тормозами. Абсолютно новая адаптивная система управления подвеской Adaptive Suspension Control System улучшает устойчивость и увеличивает производительность машины. Имеется бортовая система взвешивания.

Гусеничный фронтальный погрузчик мод. 655K эксплуатационной массой 18 422 кг оснащен дизельным двигателем PowerTech™ мощностью 110 кВт. Вместимость ковша – 1,9 м3. Гидростатическая трансмиссия обеспечивает бесступенчатое регулирование скорости. Система управления Total Machine Control позволяет корректировать режимы управления машиной по желанию оператора. Увеличился к.п.д. машины, снизился расход топлива. Предлагается два варианта ковшей – универсальный и многофункциональный («4-в-1»). Погрузчики оснащены инновационной системой охлаждения Quad Cool, в которой каждый из четырех радиаторов охлаждается свежим воздухом. Каждые 30 минут система управления автоматически включает реверс вентилятора, чтобы удалить мусор из сердцевины радиатора.