Метаморфозы траншеекопателя
Землеройно-фрезерные машины Vermeer Terrain Leveler
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)

Сертификация – защита от контрафакта

Сертификация транспортных средств – один из рубежей защиты потребителя от контрафактной продукции

П. Бурьянов, к.т.н., зам. руководителя сертификационного центра «САМТ-Фонд»
Потери бизнеса от посягательств на его интеллектуальную собственность колоссальны. По оценке Международной торговой палаты, страны «большой двадцатки» ежегодно тратят около $20 млрд. на компенсацию ущерба, нанесенного контрафактными товарами, налоговые потери составляют около $90 млрд. При этом 80% потребителей во всех странах сталкиваются с контрафактными товарами, опасными для здоровья. Более 50% контрафактных товаров экспортируется по легальным торговым каналам.
 
 
 
 
 
 

В конце ноября в Москве прошла международная конференция «Интеллектуальная собственность и внешнеэкономическая деятельность: перспективы, риски и возможности». В частности, на конференции обсуждались методы защиты интеллектуальной собственности.

    Борьба по защите интеллектуальной собственности ведется на всех фронтах. Этим занимаются владельцы торговых марок и зарегистрированных торговых знаков, различные профессиональные сообщества, объединения производителей, госструктуры, международные организации. Для России эти вопросы особенно обострились в связи с развитием работы Таможенного союза и вступлением России в ВТО. Экспертным сообществом выделяются следующие инструменты защиты потребителей от пиратских продуктов:
  • регистрация прав интеллектуальной собственности на товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы;
  • участие в соответствующих торговых и бизнес-ассоциациях;
  • формирование и реализация политики компании по борьбе с контрафактом и защите бренда (в т. ч. отслеживание пути прохождения продукции до конечного потребителя);
  • применение технологий скрытой и явной борьбы с пиратством;
  • сотрудничество с правоохранительными органами.

Однако самыми эффективными средствами признаются надзор за рынком, внешний контроль качества и инспектирование. Для этого все международные экспертные сообщества прибегают к стандартизации и сертификации.

Стандартизация позволяет внедрить одинаковые для всех требования к технологиям по борьбе с пиратством (например, микропечать, RFID-метки, водяные знаки, идентификационные коды, голограммы, нанометки, магнитные полосы, химические и биологические маркеры, люминесцентные датчики и т. д.); стандартные правила оценки соответствия в части борьбы с контрафактом (надзор, контроль качества, подтверждение соответствия, инспектирование); наилучшие практики по борьбе с контрафактом; а также одинаковые для всех методы исследований (испытаний) для выявления контрафактной продукции.

    Применительно к транспортным средствам таким инструментом является Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 720. В данном постановлении заложены предпосылки развития серьезных инструментов борьбы с контрафактными изделиями и защиты интеллектуальной собственности. Первым этапом стал пункт, обязывающий всех иностранных изготовителей транспортных средств иметь в РФ своего представителя, и только этот представитель, являющийся резидентом РФ, имеет право обращаться в орган по сертификации от имени изготовителя. Помимо этого представитель изготовителя обеспечивает выпуск в обращение в РФ продукции, соответствующей требованиям указанного технического регламента, и он указывается в ОТТС. В случае прекращения полномочий представителя изготовителя прекращается действие документов, удостоверяющих соответствие. Перед лицом государства представитель изготовителя обязан:
  • обеспечить соответствие произведенной изготовителем продукции требованиям технического регламента;
  • выпускать в обращение произведенную изготовителем продукцию, подлежащую обязательной оценке соответствия, только после осуществления такой оценки;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства произведенной изготовителем продукции, прошедшей оценку соответствия;
  • прекращать выпуск в обращение продукции, если срок действия сертификата соответствия, декларации о соответствии, ОТТС или ОТШ истек либо действие указанных документов прекращено;
  • приостанавливать выпуск в обращение продукции, которая прошла оценку соответствия и не соответствует требованиям технического регламента, на основании решений органов госконтроля за соблюдением требований технических регламентов.

Только введение одного института «представителей изготовителей» позволило значительно сократить количество «серых» импортеров транспортных средств, что особенно актуально для рынка мототехники, когда кто-то привозил партию мотоциклов, продавал их через розничную сеть и пропадал, а потребитель не мог найти ни продавца, ни организацию, отвечающую за гарантийное обслуживание.

Вторым серьезным инструментом по защите потребителя от некачественной и контрафактной продукции являются надзор и контроль.

Первый этап – это контроль, осуществляемый органом по сертификации за выпускаемой продукцией непосредственно на предприятии перед выдачей сертификата, и потом периодический контроль в период действия сертификата.

Второй этап – государственный контроль за соблюдением требований технического регламента.

    Государственный контроль осуществляется на двух стадиях:
  • за находящимися в обращении транспортными средствами (шасси) и компонентами по заказу осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • за транспортными средствами, находящимися в эксплуатации на территории РФ, осуществляет МВД РФ.

Пока результаты такой деятельности не столь очевидны. Так, в 2011 г. на государственные средства был куплен ряд комплектующих транспортных средств, которые были испытаны в аккредитованной лаборатории. По результатам предприняты меры по отзыву несоответствующей продукции из розничной сети, изъятию ее со склада изготовителя и вынесению административных штрафов как в отношении юридического лица, так и в отношении должностных лиц предприятий, допустивших выпуск несоответствующей продукции. В качестве примера можно привести удерживающие устройства для детей, где из 12 образцов несоответствующими признаны 10, а в случае тормозных накладок из 20 образцов несоответствующим признан только 1 образец. К сожалению, пока у этих механизмов очень много недостатков, но движение началось, и можно рассчитывать, что оно будет продолжаться.

* * *

Непосредственно перед выходом журнала ОАО «КАМАЗ» в своем пресс-релизе опубликовало информацию о том, что КАМАЗ выиграл судебное дело в отношении изготовителя ряда комплектующих, на которые наносился логотип КАМАЗа без ведома последнего. Это еще один маленький положительный шаг в построении цивилизованного рынка и защиты потребителей от некачественной контрафактной продукции.

ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ЭКОНОМИКА ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
П. Бурьянов, к.т.н., зам. руководителя сертификационного центра «САМТ-Фонд» Основные Средства 01'2013 15 января 2013

Комментарии (0)