Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 2)
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.1)
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Российские сорта дизельного топлива
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
 3
Приборы безопасности автокранов
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)

Актуальные вопросы сертификации продукции машиностроения и автомобильной промышленности в условиях Таможенного союза

П. Бурьянов, канд. техн. наук, зам. руководителя сертификационного центра «САМТ-Фонд»
Доклад на Международной конференции «Таможенный союз – Украина: перспективы, риски и возможности» (14–15 декабря 2010 г., Украина, Киев)
 
 
 
 
 
 

С 2003 г. в Российской Федерации действует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (принят ГД ФС РФ 15.12.2002). Данный закон произвел значительные изменения в действующую на тот момент систему сертификации, стандартизации и метрологии. А в совокупности с проводимой в тот же период административной реформой это дало поистине революционный эффект.

    Была отменена действующая Система сертификации ГОСТ Р, которая согласно переходным положениям п. 1 ст. 46 ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. еще продолжала свое существование «впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов», но только в части требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежащими обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечения энергетической эффективности.

Федеральный закон «О техническом регулировании», как любой нормативный документ, является живым организмом и постоянно подлежит пересмотру для удовлетворения постоянно меняющихся жизненных реалий.

Важное последнее изменение – возможность использования в тексте регламента ссылок на нормативные документы других стран. Ранее у разработчиков регламентов такой возможности не было. Теперь при разработке регламента имеется процедура ссылки на зарубежный нормативный документ. Это позволяет предъявлять к продукции современные нормы, используемые в зарубежных странах, без длительной процедуры разработки национальных нормативных документов.

По состоянию на 1 декабря 2010 г. в Российской Федерации разработано и введено в действие 24 технических регламента.

    В отношении продукции автомобиле- и машиностроения действуют следующие технические регламенты:
  • «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»;
  • «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • «О безопасности машин и оборудования».
    Стоит отметить, что сам по себе технический регламент не является самодостаточным, и для введения его в действие требуется еще целый ряд дополнительных документов и административных процедур. Так, например, для реализации технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» потребовались следующие документы:
  • постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 639 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • приказ Росстандарта от 20.08.2010 г. № 3109 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720»;
  • распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 1750-р «О перечне документов, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств»;
  • постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. № 814 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» и осуществления оценки соответствия», а также ряд других внутриведомственных документов, направленных на реализацию технического регламента.
    Постановлением Правительства России от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», были утверждены:
  • Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования в рамках Системы сертификации ГОСТ Р;
  • Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Важно отметить, что в первом случае классификация продукции происходит по общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), а во втором – по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД).

Согласно п. 3 ст. 46 ФЗ № 184 от 27.12.2002 г. «Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия».

Однако все, что было сказано выше, касается только законодательно закрепленных процедур, установленных в Российской Федерации для обязательного подтверждения соответствия продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ.

Что же изменяется в оценке соответствия продукции в условиях Таможенного союза? Следует напомнить, что государствами – членами Таможенного союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан. Вместе с тем самым главным изменением, которое сопровождает создание Таможенного союза и скорее всего будет с ним еще довольно длительный период, – это появление слова «единый». Весь Таможенный союз пронизан духом этого простого прилагательного.

Итак, очевидно, что формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В пределах единой таможенной зоны не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре от 6 октября 2007 г. о его создании.

Сейчас комиссией Таможенного союза и правительствами трех стран ведется колоссальная работа по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза. Исходя из целей и задач Таможенного союза применительно к вопросам подтверждения соответствия продукции становится очевидным, какие шаги должны быть предприняты для их решения.

Должны быть сформированы единые требования, предъявляемые к продукции, единые требования к аккредитации организаций, занимающихся подтверждением соответствия, единые перечни продукции и т. п.

    Таким образом, для реализации задуманных механизмов требуются как минимум разработка и внедрение следующих «единых»:
  • единого таможенного тарифа Таможенного союза;
  • единого реестра ОС и ИЛ Таможенного союза;
  • единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза;
  • единого порядка ввоза продукции, подлежащей сертификации;
  • единого положения о единой форме сертификата соответствия;
  • единого порядка форм и ведения единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза (ТН ВЭД – 6 знаков);
  • единого порядка формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии;
  • единого порядка регистрации деклараций о соответствии, оформленных по единой форме.

Основная часть этих вопросов была затронута в решении комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319. Однако еще многое предстоит решить.

Сейчас только началась работа по разработке технических регламентов Таможенного союза. В первую очередь речь идет о разработке технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», при этом его, скорее всего, будут интегрировать с техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Согласно указаниям Правительства РФ проект указанного регламента должен быть представлен в первом квартале 2011 г., после чего он будет рассмотрен в установленном порядке и в случае согласия всеми заинтересованными сторонами утвержден как единый регламентирующий документ для всех трех стран. После чего для его внедрения будет дан переходный период, от 6 месяцев до года. То есть ориентировочно срок введения регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» – это середина 2012 г.

Для вынесения регламента на обсуждение в правительство необходимо представить консолидированную позицию технических специалистов, входящих в техническую группу по разработке регламента, что на сегодняшний день представляется затруднительным, поскольку сейчас в России, Казахстане и Белоруссии сложилась разная техническая политика и к транспортным средствам предъявляются разные требования. В настоящий момент не выработан единый подход к урегулированию подобных вопросов. То есть три стороны – участницы процесса пытаются как сформировать единые требования к вновь выпускаемым транспортным средствам, так и сформулировать единый подход к допуску на свою территорию продукции, уже находящейся на территории других стран – участниц Таможенного союза. До того момента подтверждение соответствия транспортных средств будет осуществляться согласно действующему национальному законодательству каждой из стран – участниц Таможенного союза.

Аналогичная ситуация складывается и с техническим регламентом «О безопасности машин и оборудования».

В заключение хочется отметить, что интеграционные процессы идут не только в рамках Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, но и в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в котором помимо этих трех стран участвуют Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Молдова и Украина. И здесь они идут по одному вектору. А есть еще один вектор – Всемирная торговая организация (ВТО), вступление в которую требует соблюдения определенного перечня требований, в том числе как по процедурам подтверждения соответствия, так и по техническим требованиям.

Каким образом будет найден компромисс между европейским подходом и подходом Таможенного союза и ЕврАзЭС? Сможем ли мы решить этот вечный спор между Востоком и Западом? Надеюсь, что в скором времени мы сможем перейти от ставшего очевидно необходимым «единый» к перспективному «глобальный».

ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ
П. Бурьянов, канд. техн. наук, зам. руководителя сертификационного центра «САМТ-Фонд» Основные Средства 01'2011 17 января 2011

Комментарии (0)