Что нас ждет? (ч. 2)

Утвержден Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»

П. Бурьянов, к.т.н.

С 23 сентября 2010 г. вступает в силу Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Регламент). В данной статье мы познакомимся с основными понятиями, используемыми в Регламенте.

(Продолжение. Начало см. «ОС» № 1, 2010 г.)

В Регламенте  применяются понятия, установленные Федеральным законом «О техническом регулировании», а также специальные термины, приведенные в самом Регламенте в ст. 5. Перечень терминов с их определениями занимает целых 10 страниц, поэтому мы не будем их переписывать, а лишь прокомментируем.

Итак, на что распространяется Регламент?

    Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», приведен в приложении 1 к Регламенту. Он разделен на два раздела:
  • транспортные  средства, где они в свою очередь классифицированы по категориям (L – мототранспортные  средства; M – транспортные средства (ТС), имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров; N – ТС, используемые для перевозки грузов и их шасси; O – прицепы (полуприцепы) к ТС категорий L, M и N); дано определение транспортного средства повышенной проходимости, приводится перечень специальных и специализированных ТС;
  • компоненты транспортных средств. В этом разделе приведен перечень всех компонентов ТС, в отношении которых предъявляются требования безопасности. Здесь приведены почти все составляющие ТС, начиная с двигателей, систем выпуска и тормозной аппаратуры и заканчивая шлемами для водителя и пассажиров мотоциклов и мопедов. Классификация запасных частей приведена в соответствии с кодами ОКП (общероссийский классификатор продукции).

Транспортное средство – наземное механическое устройство на колесном ходу категорий L, M, N, O, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Таким образом, если имеется какое-либо механическое устройство на колесном ходу, не предназначенное для эксплуатации на дорогах общего пользования или оно не подходит по своим характеристикам ни под одну из приведенных категорий, такое изделие не подлежит подтверждению соответствия в рамках Регламента. Также если вы обладатель какого бы то ни было узла, агрегата или комплектующего от автомобиля и это изделие не вошло в перечень комплектующих, оно не подпадает под действие Регламента.

Пункт 4 Регламента дополнительно говорит о том, что Регламент не распространяется на следующие транспортные средства:

ТС, максимальная скорость которых менее 25 км/ч;

ТС, ввозимые на срок менее 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, не предусматривающие возможность отчуждения;

ТС, предназначенные исключительно для спортивных соревнований;

мотоциклы и легковые автомобили, с даты выпуска которых прошло более 30 лет, с оригинальным двигателем и кузовом;

ТС, принадлежащие консульским и дипломатическим представительствам и иным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом в соответствии с нормами международного права.

Итак. Мы знаем, на что Регламент распространяется, а на что нет.

Далее нам надо понять, что каким образом оценивать.

В Регламенте предусмотрен спектр видов оценки в зависимости от вида объекта: то ли это серийно выпускаемые транспортные, то ли единичные, новые или б/у, находящиеся в эксплуатации или нет.

Систематизировать все эти варианты можно в виде таблицы, в которой каждой графе посвящен отдельный раздел Регламента. В дальнейшем мы подробно расскажем, каким образом будет происходить подтверждение соответствия, по каждой клеточке таблицы. Сразу оговоримся, что отчасти вам это уже знакомо, лишь изменена терминология (например, за фразами «Подтверждение соответствия единичных транспортных средств, находящихся в эксплуатации (заявляемых в индивидуальном порядке), «Путем проверки технического состояния» кроется старый термин «Техосмотр», а, например, процедуры подтверждения соответствия единичных ТС при выпуске в обращение ранее в РФ не было вообще).

Как это будет происходить и какие подводные камни нас ждут, будем разбираться.

Объект подтверждения соответствия Когда применяется Процедура подтверждения
Тип ТС При выпуске в обращение (только новые) Одобрение типа транспортного средства
Единичные транспортные средства (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия) при выпуске в обращение (новые и б/у) При выпуске в обращение (новые и б/у) Техническая экспертиза конструкции
Единичные транспортные средства (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в неизменном виде Находящиеся в эксплуатации Проверка технического состояния
Единичные транспортные средства (заявляемые в индивидуальном порядке для подтверждения соответствия), находящиеся в эксплуатации в случае внесения изменений в конструкцию ТС Находящиеся в эксплуатации Техническая экспертиза конструкции
Компоненты ТС При выпуске в обращение (только новые) Декларирование соответствия или  обязательная сертификация

Под натиском заводов-изготовителей, сертификационных органов и общественности в Минпромторге разработан целый пакет изменений в еще не вступивший в силу Регламент. Изменения касаются столь нашумевших надписей на русском языке, оцифровки спидометров и ограничений по длине автопоезда. Также там имеется и ряд технических поправок, касающихся терминологии, процедур и т. п. Текст изменений есть на сайте Минпромторга. Скорее всего, в процессе обсуждения предлагаемых изменений они будут видоизменяться, появится еще что-то новое, а что-то уберут. Однако все это говорит о том, что документ получился сырым, требующим доработки. Здесь не стоит искать виновных, надо собраться с силами и в максимально короткий срок рассмотреть все предложения и внести изменения. Главное, чтобы эти изменения прошли через Правительство в кратчайшие сроки и вступили в силу вместе с основным текстом документа.

Если вы уже прочли Регламент и у вас есть к нему замечания или пожелания по внесению изменений и дополнений, присылайте их в редакцию. Все ваши предложения мы обязательно передадим разработчикам Регламента.


Максимальные габаритные размеры автопоездов

Одним из камней преткновения в Регламенте стало приложение № 4 «Габаритные и весовые ограничения, действующие в отношении транспортных средств».

Самый жаркий спор возник вокруг длины автопоезда. Согласно Регламенту максимальная длина автопоезда в составе автомобиля-тягача категории N и полуприцепа – 16,5 м, а автопоезда в составе автомобиля-тягача категории М или N и прицепа категории О, а также сочлененного транспортного средства категории М3 – 18,75 м. Это крайне жесткие ограничения. Если их введут, то половина автоперевозчиков должна встать у забора. И к ним относятся не только «американцы», но и наш новый капотный «Урал» и др.

Сейчас эти требования пересмотрели и ввели в проект Изменений № 1 к Регламенту, где длину 16,5 м заменили на 20,0 м. Но утвердят ли эту норму именно такой и когда это будет, пока остается неясным.

Вместе с тем следует сказать, что большего хаоса, чем с ограничениями по массам и размерам транспортных средств, трудно себе представить. Так, сейчас в России действуют сразу два документа, причем и цифры в них приведены разные. Первый (которым пользуется большинство разрешающих организаций) – Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утверждена Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г., с изменениями от 22 января 2004 г.). Второй – Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств – участников Содружества Независимых Государств.

В Регламенте приведен третий вариант. Причем ни в Регламенте, ни в Постановлении, утверждающем Регламент, нет информации о приоритете этих документов. Если руководствоваться обычной логикой, приоритетным является международный документ, затем Постановление Правительства РФ и лишь потом внутриведомственный документ, которые не должны противоречить международным соглашениям.

ПРАКТИКА И СОВЕТЫ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ТРАНСПОРТ Безопасность
П. Бурьянов, к.т.н. Основные Средства 02'2010 13 мая 2010

Комментарии (0)

Компании
ООО «ИнСпецТехника» (812) 309-260-97, 309-26-12 www.ist-holding.ru
TII Group (495) 665-63-72 www.tii-group.com