Сервис решает всё. Renault Trucks в Челябинске

Л. Малютин

При выборе техники наличие и квалификация сервиса, а также сроки поставки запасных частей приобретают решающее значение. Конечно, при этом остаются такие факторы, как цена, характеристики и качество сборки. Моя командировка в Челябинск лишний раз подтвердила это.

Самосвалы Kerax готовы к выезду

В Челябинске действует региональный дилер Renault Trucks и фирменный сервис-центр. Марка Renault перестала быть в диковинку – дилер поставил в регион около 60 грузовиков и отмечает растущий интерес к технике этой марки. Темпы роста продаж достигли 100% в год. Зачинщиками, как всегда, стали крупные строительные организации, такие как «Стройком» и «Челябинскстройиндустрия». На их авторитетное мнение и опыт опираются средние предприятия, не обладающие столь же мощными ресурсами и не склонные ставить на себе эксперименты. Среди них группа предприятий «Дэфа», занимающаяся производством строительных материалов.

В группу «Дэфа» входит завод «БетонСтрой», производящий товарный бетон для строек города. Стоит отметить, что в Челябинске развернуто масштабное строительство. Застраивают целыми микрорайонами, потребность в бетоне и ЖБИ очень велика, и группа «Дэфа» быстро наращивает мощности. На территории завода возводят цех мелкоштучных изделий, в поселке Первомайский в 40 км от Челябинска строят завод сборно-монолитного каркаса для жилья свободной планировки. Есть в группе и своя проектная организация «Дэфа-Про».

В ожидании кузовного ремонта

Для предприятий группы «Дэфа» критически важны ритмичный подвоз сырья и поставка готовой продукции потребителю. К началу 2007 г. автопарк насчитывал более сотни единиц – самосвалы и автобетоносмесители на шасси КамАЗ, клинцовские автокраны, панелевозы. Этот парк уже не удовлетворял растущие потребности в перевозках, и перед руководством встала проблема пополнения парка более производительной, качественной и экономичной техникой. Выбор оказался непростым: соперники достойны друг друга – Scania, MAN и Renault. Сравнение и выбор проводили тщательно и по многим критериям, как техническим, так и организационным, и наиболее весомыми из них оказались положительные отзывы организаций, уже эксплуатирующих технику марки Renault, и то обстоятельство, что в Челябинске только Renault предлагает полный и квалифицированный сервис и быструю поставку запчастей. Олег Викторович Попов, заместитель директора группы предприятий «Дэфа», охарактеризовал это обстоятельство так: «Главное сейчас – сервис». В общем, через сервис пролегает путь к сердцу покупателя.

Таким образом, в течение июня–июля 2007 г. группа «Дэфа» получила пять самосвалов Kerax и тягач Premium Vostok-III. Самосвалы Kerax 64 последнего поколения грузоподъемностью 27 т с 16-кубовыми кузовами Meiller оснащены дизелями DXi11 мощностью 380 л.с. и механическими 16-ступенчатыми коробками передач ZF. Самосвалы работают в одну смену на подвозе инертных материалов из карьера. С пуском более мощного завода в Первомайском их перебросят на обеспечение нового производства.

На сервисе Renault

Тягач Premium 42 с двигателем DXi11 мощностью 380 л.с. занят на подвозе металла и сборного железобетона. Все эти автомобили оснащены автономными отопителями кабины и сухим электроподогревом двигателя, работающим от городской сети. Вдоль стоянки проложен кабель, и утром водителю достаточно вставить вилку в розетку, чтобы разогреть двигатель. Удобно и безопасно.

Машины взяли в лизинг, как, впрочем, и остальную технику, а через три года по истечении срока амортизации предприятие выкупит их по символической цене. О. Попов признает эти схему экономически наиболее выгодной. Для обеспечения эффективной эксплуатации за каждым автомобилем закрепили опытного водителя, а с водителями заключили договор материальной ответственности.

Технику эксплуатируют всего полгода, но и за этот короткий срок отмечена экономия на техобслуживании и топливе по сравнению с основным парком КамАЗов. Единичное обслуживание КамАЗа, конечно, дешевле, но для него межсервисный интервал назначен в 10 тыс. км, а для Renault – 30 тыс. км. Renault при большей грузоподъемности расходует 36...38 л топлива на 100 км против минимум 40 л у КамАЗа. В течение первого года при условии безаварийной эксплуатации предприятие несет расходы только на ТО и топливо, чего не скажешь об отечественной технике. Впрочем, и у самосвалов Renault обнаружились недоработки, хотя и ничтожные по сравнению с грехами отечественного автопрома. Во-первых, при движении задним ходом по пересеченной местности передние колеса наезжали на слишком длинные брызговики и обрывали их, порой вместе с крыльями. Особенно страдал левый борт автомобиля.

Новые брызговики подрезали. Вторая неисправность – разрыв на морозе трубопровода в приводе подъема кабины. Как позже разъяснил директор сервисного центра Renault Trucks ООО «БОВИД ТРАК» Ильшат Кашапов, занимавшийся этим гарантийным случаем, причина неисправности – в заводском браке трубопровода.

Основная эксплуатационная проблема в Челябинской области, как и в остальной России, – качество топлива. Группа «Дэфа» решила эту проблему, организовав собственную заправочную станцию и входной контроль топлива. Топливо попадет на станцию, а затем в бак только после лабораторного анализа.

Вероятнее всего, что и дальше пополнять и обновлять парк будут автомобилями Renault. За это говорит положительный опыт их эксплуатации и стремление к унификации парка. Тем более что на предприятии довольны уровнем обслуживания сервис-центра Renault Trucks.

Открытый в августе 2006 г. сервисный центр выполнен по стандартам Renault, т. е. и внешне, и изнутри выглядит так же, как и остальные центры компании. Разница в площадях. Один небольшой корпус с пятью въездными воротами и девятью постами, где проводят обслуживание, диагностику и ремонт топливной аппаратуры и электрооборудования, агрегатный ремонт. Устроенная в отдельном здании мойка достаточно просторна, чтобы вместить длинномерную фуру. В подвальном помещении устроен оборотный склад. Сейчас там хранят запасных частей на 6 млн. руб., это расходные и быстроизнашиваемые детали – фильтры, колодки, барабаны, диски и т. д. Есть номенклатура менее востребованных запасных частей, хранящихся в единичных экземплярах, но растущий оборот требует эту ограниченную номенклатуру расширять.

Клиентская база растет быстро. Если в январе 2007 г. через сервис-центр прошли 53 автомобиля, то в ноябре и декабре – по 140. Центр обслуживает как постоянных клиентов – а это около 60 новых, поставленных дилером машин, и 20...25 бывших в эксплуатации, купленных клиентами самостоятельно, так и транзитные автомобили. Любой грузовик Renault, проходя через Челябинск, может пройти необходимое обслуживание и получить ремонт. Стоимость ТО – в пределах 21...23 тыс. руб.

Сервис-центр работает в одну смену с 9 до 18 часов по местному времени (разница с Москвой +2 часа), воскресенье – выходной. Если к 18 часам остался некоторый объем работ, то рабочие остаются, чтобы их завершить и выпустить грузовик, т. е. работают «до последнего клиента».

Штат сервисного центра укомплектован практически полностью. Организованы четыре бригады мелкосрочного ремонта по два слесаря в каждой. Есть два диагноста-электрика и административный персонал – менеджер по запчастям, инженер по гарантии, офис-менеджер. Менеджер по запчастям управляет заказом, доставкой запчастей и складским запасом. Запасные части доставляют транспортные компании с московского склада, минимальный срок доставки – 2 дня, а максимальный, когда запчасть доставляют из Франции, – 2...3 недели. Масла и смазочные материалы используют British Petroleum.

Штатного цеха кузовного ремонта нет, на выручку пришел дружественный легковой сервис. С грузовика снимают битую кабину, на тележке затаскивают в кузовной, и уже там ремонтируют.

Машины на стоянке дилера

Директор сервис-центра И. Кашапов отмечает частые случаи выхода из строя топливной аппаратуры. Проблемами с электрооборудованием грешат автомобили со значительным пробегом. Со временем изоляция теряет эластичность, и при подъеме-опускании кабины жгуты ломаются на сгибе. Вообще водители б/у автомобилей не балуют сервисменов визитами. Ездят до последнего, пока двигатель не начинает троить, дымить, терять мощность, и тогда потребуется серьезное «хирургическое» вмешательство.

Челябинские предприниматели интересуются не только самосвалами и тягачами Renault, но и шасси для спецнадстроек, например, топливозаправщиков. Более того, им интересна работа на длинном плече, но внушающее тревогу качество топлива в отдаленных районах препятствует предпринимательской активности.