Система FMS – первые итоги впечатляют!

С. Протасов

В журнале «ОС» № 11 за 2007 г. мы объявили, что будем следить за ходом реализации нового проекта компании «Омникомм Технологии» – установкой партии приборов FMS на машины московской строительной компании «Управление механизации «Центр». Прошло два месяца, что же произошло за это время?

Установка датчика FMS требует скрупулезности и немало времени

Начало проекта. Установка датчиков

Первые датчики устанавливали специалисты «Омникомм», чтобы обучить представителей заказчика. Процесс установки технически не сложен, однако требует скрупулезности, внимания и затрат времени. Первой системой FMS решили оборудовать экскаватор Hitachi Zaxis 350, который был свободен от работы. Трубка датчика отпиливается таким образом, чтобы доставать до дна топливного бака машины. Затем приступают к тарировке – самой длительной части процесса установки. Тарируются точки «пустой бак» (замеряются показания датчика в воздухе) и «полный бак» (в трубку датчика заливают топливо или можно опустить трубку полностью в топливо), и опять замеряют показание датчика. Система «запоминает» эти значения. После этого тарируют промежуточные точки – в бак машины заправляют дизтопливо порциями по 15 л, и система запоминает соответствующее показание датчика при каждом уровне.

Датчик FMS, установленный на топливном баке машины

Промежуточных значений должно быть не менее 10...15 – чем их больше, тем точней будут показания системы FMS. Вместимость бака Zaxis – 350...360 л, т. е. промежуточных точек в тарировочной характеристике будет вполне достаточно для точных показаний. Как пояснили нам специалисты, при установке необходимо тарировать каждый датчик индивидуально, несмотря на то, что машины могут быть одной марки и типа: все равно их топливные баки порой существенно различаются.

Очень важно, что на показания датчика FMS не влияет изменение температуры топлива, система это учитывает – поправочные коэффициенты имеются в программе.

В кабине блок FMS устанавливают в рекомендованном месте и по согласованию с механиком компании. Провода от датчика к блоку прокладывают в двойной изоляции в пластмассовом гофрированном защитном рукаве (маршрут прокладки согласуется) и крепят либо пластмассовыми хомутами к штатному жгуту, либо иначе, как согласовано с механиком предприятия.

Если FMS устанавливают на грузовик, система дополнительно тарируется по показаниям и спидометра, и тахометра – по крайним и промежуточным точкам.

Экскаватор Hitachi Zaxis 350, на который установлена система FMS

После установки системы FMS снимают контрольные показания – заводят двигатель автомобиля, и он работает около 25 мин. За это время появляются первые показания – система уже улавливает уменьшение количества топлива в баке. Колебания уровня топлива в баке при работе машины система осредняет – датчик опрашивается 60 раз в секунду, показания осредняются, а затем осредняются по минутам. Клиенту рекомендуется считывать первые показания по завершении полного цикла, т. е. когда топливо из бака будет выработано почти полностью.

При хорошей организации на фирме за один день специалист «Омникомм» может оснастить датчиками FMS три машины. Если надо оснастить большое число машин, может выехать целая бригада специалистов.

Первые результаты

Постепенно были оборудованы датчиками 4 машины – три экскаватора и буровая установка Casagrande. Кроме первой все остальные машины оборудовали механики УМ «Центр». Не обошлось без трудностей из-за неопытности людей, однако в конце концов системы отладили, и показания стали поступать регулярно. Емкости памяти блока FMS при достаточной частоте записей в режиме круглосуточной работы техники хватает примерно на две недели, а при средней загрузке около 8 часов в сутки памяти хватает больше чем на месяц. При переполнении памяти все последующие показания записываются циклично (поверх самых старых предыдущих записей). Это, пожалуй, единственный недостаток системы. Чтобы не потерять данные, рекомендуется снимать показания системы еженедельно.

«Расход топлива по моточасам». Зеленые линии – включение зажигания, желтые зоны – работа двигателя. Зеленая линия посреди желтой зоны – попытка оператора «обмануть» систему FMS: видно резкое увеличение расхода топлива

Что же показали FMS? Данные могут быть представлены в виде графиков, диаграмм и таблиц. Подсчитывается масса различных показателей: прежде всего система выдает таблицу, в которой прописан объем заправок и слитого топлива с указанием даты и времени события.

Во-первых, выяснилось, что часть топлива теряется при заправке топливозаправщиком машины. Заправку производят в нерабочее время, ночью, и оператор при этом не присутствует – заправщик работает самостоятельно, без свидетелей и обычно «округляет» цифры. Например, если вместимость бака экскаватора 360 л, заправщик пишет в ведомости: «Заправлено 350 л», хотя такого быть никак не может – несливаемый остаток в таком баке составляет литров 50...60. Теперь же таким «округлениям» противопоставлены точные данные системы FMS – в отчете четко показывается, какого числа, в котором часу и какое количество топлива попало в бак. Можно сличить с ведомостью заправщика и выявить отклонения. Выяснилось, что в среднем такие «округления» (т. е. потери топлива) в звене топливозаправщик–машина составляют 10...15%. Заправщик может ссылаться на неточность счетчика цистерны, но эти объяснения несостоятельны: счетчик достаточно точный, и его можно перепроверить мерным оборудованием.

Увеличен «сомнительный» участок, видно резкое увеличение расхода в середине желтой зоны

Второй источник потерь – сливы из бака машины. В таблице данных FMS как в зеркале отражается вся картина попыток оператора похитить топливо – система отслеживает случаи ненормально высокого расхода и указывает их как «слив». Эти данные можно уточнить, просмотрев график расхода топлива по моточасам. На отдельных участках видно увеличение расхода, пропущенное системой как незначительное. «Сомнительное» место на графике можно увеличить. Наведя курсор на любую точку, можно увидеть количество топлива в баке и точное время замера этой точки. Вот двигатель машины не работает, зажигание выключено, а количество топлива в течение 1 минуты уменьшилось на 6 л. Слив налицо! Вот экскаваторщик продолжает поиск путей обмана FMS. На распечатке видно – включили зажигание (имитируют работу двигателя на холостом ходу), и хотя двигатель не работает, топливо «пошло на убыль» не очень большими темпами – это слив, но через тонкий шланг, «по-хитрому»! А вот еще одна попытка: завели двигатель на холостом ходу, а «обратку» отсоединили от бака и сливали в канистру. В течение 1,5...2 часов расход топлива составлял 60 л/ч – гораздо выше, чем на самом нагруженном режиме. Потом канистра наполнилась, «обратку» подсоединили на место, и расход опять стал нормальным. Можно «подкалывать» эту таблицу к ведомости по зарплате экскаваторщика и вычитать за слив топлива.

Система «выдает» и такой график: соотношение времени работы и простоя машины

В итоге за месяц по первым четырем машинам, несмотря на то, что операторы были предупреждены о замерах топлива, объем сливов составил 10...15%. Если сложить с потерями в звене топливозаправщик–машина, в сумме получается зафиксированных потерь около 25% от общего количества израсходованного топлива – это и есть реальный резерв экономии.

К тому же немалые потери несет компания при сдаче техники в аренду – арендаторы договариваются с оператором машины и указывают в отчете незначительную часть от реально отработанного машиной времени. После установки FMS такие ухищрения стали невозможны: система покажет реально отработанное машиной время. Из оборудованных датчиками машин ни одна пока не сдавалась в аренду, так что это еще один не учтенный пока источник экономии.

Итак, подведен итог одного месяца работы четырех машин, оборудованных датчиками FMS. Результаты впечатляют: примерно четверть потребляемого топлива, как оказалось, расхищается. Но проект продолжается, всего в УМ «Центр» на первом этапе планируется оснастить датчиками FMS 20 машин. ОС продолжает следить за результатами – читайте следующие номера нашего журнала!