Кто повезет нас в прекрасное далеко?

В. Тищенко

Ежегодная конференция британского Института Адама Смита (ASI) «Автомобильная промышленность России» – самый авторитетный форум автомобильной отрасли в нашей стране. В середине февраля 2006 года участники авторынка собрались в Москве, чтобы подвести итоги года и обменяться краткосрочными планами. На чем станут ездить россияне, на чем будут зарабатывать автопроизводители и поставщики в ближайшем будущем?

Конференция Института Адама Смита – бизнес-мероприятие, на котором эксперты стремятся не только детально проанализировать успехи и неудачи автопроизводителей и поставщиков, но и сформулировать стратегию развития рынка. В целом прогнозы вполне оптимистичные – спрос растет как на дрожжах. Например, продажи легковых автомобилей на российском рынке в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 14%, что продолжило общемировую тенденцию. В прошлом году в России было продано 1 млн 834,3 тыс. легковых автомобилей против 1,61 млн. годом ранее. Отечественных авто в 2005 году реализовано 918,4 тыс. ед. по сравнению с 980 тыс. в 2004 году. То есть рыночная доля отечественных марок сократилась с 60,8% в 2004 году до 50,1% по итогам 2005 года. Основным фактором роста стала продажа импортированных новых иномарок, доля которых выросла с 17,7 до 24,6%. Всего в России в прошлом году реализовано 450,2 тыс. таких машин против 285 тыс. в 2004 году.

В динамике продаж грузовиков и платформ есть свои рекорды и грандиозные планы, которые доказывают, что рынок далек от насыщения, надо только суметь приблизиться к потребителю. Приведем в качестве примера компанию «Вольво Восток». Ее желание стать ближе к клиенту привело к открытию в сентябре 2005 года первого в России центра Volvo в Шушарах (юг Санкт-Петербурга). Инвестиции в строительство и оснащение составили 100 млн. шведских крон. Генеральный директор «Вольво Восток» Ларс Корнелиуссон, выступая на форуме Института Адама Смита, рассказал, что открытие технического центра именно в Санкт-Петербурге связано с тем, что на Северо-Западный регион приходится около 50% российских продаж компании.

Рост продаж – главное достижение шведской компании в Российской Федерации в 2005 году. ЗАО «Вольво Восток», захватив лидерство на рынке продаж тяжелых грузовиков, установило рекорд продаж в России – 1 тыс. 339 автомобилей (801 тягач Volvo и 538 шасси Volvo). В 2005 году в России было продано на 99% грузовиков больше, чем в 2004 году, – это выше показателей, достигнутых в Восточной Европе – Польше, Чехии и Румынии. Кроме того, сборочное предприятие Volvo в России «ВТС-Зеленоград» собрало в 2005 году 354 грузовика против 210 машин в 2004-м. В этом году завод должен произвести уже 500 машин Volvo FM.

Помимо этого Volvo Truck Corporation имеет в России разветвленную сеть из 27 станций технического обслуживания в узловых точках основных транспортных магистралей от Калининграда до Владивостока и от Санкт-Петербурга до Минеральных Вод. В ближайших планах компании – развитие сервисной сети СТО, расширение дилерской сети в России, в частности в 2006 году это 30 СТО, а в 2010 году – 45 СТО.

В ЗАО «Вольво Восток» особенно довольны итогами работы подразделения Volvo Financial Services, которое добавляет к продукции компании Volvo лизинг, страхование и консультирование по финансовым аспектам. В компании верят в успех на российском рынке нового продукта «Пакет «Регион» и продолжают работу по его развитию. Жизнь доказала, что грамотное сочетание лизинговых услуг, страхования и условий по сервисному обслуживанию на любой сервисной станции Volvo – это успех продаж по всей России.

Мы не претендуем на полноту анализа и роль истины в последней инстанции, как и специалисты – участники конференции «Автомобильная промышленность России», но вывод таков: Россия с каждым годом становится все более перспективным рынком сбыта.