6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин

Откуда в Египте строительное и землеройное оборудование

А. Малышев

Строительство является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Египта. Оно обеспечивает около 8% всех рабочих мест в стране и более 4% ее ВВП. При среднегодовых темпах роста численности населения, равных 1,9%, спрос на жилье в Египте продолжает увеличиваться (в абсолютном выражении он оценивается в настоящее время в 750 тыс. квартир в год). В рамках текущего пятилетнего плана в республике намечается построить около 938 тыс. квартир (904 тыс. в городах и 34 тыс. на мелиорированных землях), при этом 75% нового жилья будет предназначаться для населения с самыми низкими доходами, 19% – со средними и 6% – с высокими.

Оборудование для земляных работ занимает основное место в продажах строительных машин на египетском рынке. По данным Министерства торговли США, в 1996–1998 гг. ежегодный спрос на него (с учетом подержанного оборудования) составлял около 4 тыс. ед. Затем под влиянием спада в мировой экономике, нехватки конвертируемой валюты в стране и понижения курса египетского фунта темпы роста продаж начали снижаться. Однако появился спрос со стороны внешнего рынка на подержанное оборудование, благодаря которому из Египта в 1999–2002 гг. было экспортировано около 3 тыс. почти новых землеройных машин в США и страны Европы, а также некоторое количество старых машин в страны Персидского залива.

В настоящее время число поставляемых на внутренний рынок машин для земляных работ незначительно. В сочетании с падением курса египетстого фунта это привело к тому, что цены на указанное оборудование повысились на 60...100%. Собственного производства машин для земляных работ в Египте нет. Импорт в 2003 г. составил 150 млн. USD (без учета запасных частей), из которых 60 млн. USD приходилось на новое оборудование и 90 млн. – на подержанное и отремонтированное. В ближайшие 5 лет ввиду небольшого числа крупных строительных проектов в стране поставки из-за границы будут, как ожидают, увеличиваться ежегодно не более чем на 5%. В импорте преобладает продукция из США, доля которой равна примерно 50%; второе место занимают поставщики из стран Европы (35%) и третье – из Японии и КНР (10%).

Спрос на подержанное строительное оборудование в Египте исходит только от частного сектора, так как его импорт государственными предприятиями не разрешается. Крупные египетские подрядчики покупают такое оборудование на популярных аукционах компаний Richie Brothers и World Wide Auctioneers в Дубаи и затем поставляют его в те страны Африки или Ближнего и Среднего Востока, откуда к ним поступили заказы на строительные работы и услуги. Чтобы избежать уплаты пошлин, некоторые компании открывают в свободных зонах дочерние предприятия, на которых хранится импортное оборудование. В Египте насчитывается около семи государственных свободных зон и несколько частных промышленных парков, в которых действует примерно 180 фирм.

Ежегодно приобретается около 1,2 тыс. ед. подержанного оборудования, в основном в США, ФРГ, Италии, Бельгии и других европейских странах. Если новое оборудование обычно закупается уполномоченными на эти операции дилерами, то подержанное – импортерами, участвующими в международных аукционах; последние также ввозят запчасти, часто контрафактные. Техническое обслуживание подержанного оборудования его покупатели осуществляют, как правило, у названных дилеров. Покупная цена такого оборудования составляет около 60% стоимости нового.

Для оценки емкости египетского рынка строительного оборудования можно указать, что в среднем ежегодные закупки строительного оборудования египетскими частными и государственными предприятиями составляют (единиц нового и подержанного оборудования соответственно): фронтальные погрузчики с двигателем мощностью 90...240 л.с. – 250 и 400; экскаваторы с двигателем мощностью 80...300 л.с. – 200 и 300; бульдозеры с двигателем мощностью 400...700 л.с. – 75 и 75; автогрейдеры с двигателем мощностью 120...240 л.с. – 15 и 30; экскаваторы-погрузчики с двигателем мощностью 65...85 л.с. – 5 и 20; дорожные катки (массой 12 т) – 20 и 30; грузовики повышенной проходимости (массой 25...40 т) – 10 и 20.

Главными поставщиками рассматриваемого оборудования в Египет являются американские компании Caterpillar (погрузчики и экскаваторы), John Deere (погрузчики и экскаваторы-погрузчики), Case и Grove (подъемные краны), японские Komatsu (вилочные погрузчики и бульдозеры), FIAT-Hitachi (погрузчики и экскаваторы), Kawasaki (погрузчики) и Kobelco, а также германская фирма O&K и шведская Volvo.

В 1996 г. в АРЕ был принят закон о лизинге. Однако аренда и лизинг строительного оборудования в стране не получили широкого распространения, так как банки обычно настаивают на высоких процентных ставках и быстром погашении предоставляемых ими кредитов.

Главными покупателями строительного оборудования в Египте являются подрядные фирмы, из которых 31 является государственной и около 36 тыс. – частными (в основном средние и мелкие фирмы). Среди последних только 250 относятся к хорошо известным подрядчикам, способным браться за проекты стоимостью в несколько миллионов долларов. Государственные подрядные компании обычно осуществляют крупные проекты по мелиорации земель, а также строительству дорог и мостов.

Принимая решение о приобретении строительного оборудования, египетские потребители руководствуются прежде всего ценой. Далее в порядке значимости идут такие факторы, как качество продукции, условия кредитования, обучение персонала и послепродажное обслуживание. Доли государственного и частного секторов в покупках новых машин примерно одинаковы, а подержанное оборудование, как уже указывалось, приобретают только частные фирмы.

Пошлина на импортируемое в Египет новое и подержанное оборудование для земляных работ составляет 5%. Кроме того, с импортеров берется налог с продаж в размере 10% и 3%-ный налог на обслуживание.

Лучшим способом проникновения на рассматриваемый рынок считается назначение местного агента или дистрибьютора, имеющего большой опыт работы на строительном рынке, устойчивое финансовое положение и хорошую репутацию. До установления сторонами доверительных отношений расчеты по сделкам с египетскими фирмами осуществляются обычно путем открытия аккредитива.

Египетский закон об агентах и дистрибьюторах разрешает сторонам устанавливать свои условия соглашений. Хотя комиссионные агентов зависят от вида и объема предоставленных услуг, в целом они обычно составляют 8% (5% за инициативу, 2% за открытие кредита и 1% за таможенную очистку). Преимуществом на данном рынке пользуются агенты, способные обеспечить быстрое послепродажное обслуживание и поставку запчастей. Преуспевающий агент обычно имеет на складе 40%-ный (от общего числа позиций) резерв запасных частей. Увеличить продажи он может также, предоставив покупателям кредит.

Участвовать в торгах, проводимых государственными организациями и предприятиями Египта, иностранные компании могут только через местных агентов. При заключении сделок с частными египетскими фирмами использование таких посредников не является необходимым. Однако большинство иностранных поставщиков предпочитают действовать через местных агентов при решении проблем, связанных с коммуникациями, бюрократическими процедурами, местными обычаями и сбытом. Агенты могут назначаться по географическому или товарному принципу и обслуживать сразу несколько территорий и видов изделий.

Египетские покупатели предпочитают заключать по всему тендеру один контракт, что предполагает выступления поставщиков в форме консорциумов, способных обеспечить потребности во всех нужных для выполнения данного проекта товарах. Компании государственного сектора обычно требуют от поставщиков контрактной гарантии, равной 5% суммы контракта и подлежащей возврату после его выполнения.

Новый Закон о конкурсных торгах (№ 89/1998) положительно оценили египетские деловые круги, поскольку они внесли целый ряд усовершенствований в процедуру торгов, призванных повысить эффективность заключаемых на них сделок. В частности, исключаются все переговоры по торгам после их вступления в фазу «голландского аукциона» и предусматривается немедленный возврат суммы контрактной гарантии по истечении срока действия оферты. Не разрешается также аннулировать заказ без уважительных причин. Более того, по всем отклоненным и принятым офертам должны указываться причины, по которым было принято соответствующее решение.

Каких-либо специальных требований в отношении используемого на конкурсных торгах языка в Египте не существует. Представляемые документы могут оформляться как на арабском, так и английском языке.


А. Малышев Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (0)