Откуда в Египте строительное и землеройное оборудование

А. Малышев

Строительство является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Египта. Оно обеспечивает около 8% всех рабочих мест в стране и более 4% ее ВВП. При среднегодовых темпах роста численности населения, равных 1,9%, спрос на жилье в Египте продолжает увеличиваться (в абсолютном выражении он оценивается в настоящее время в 750 тыс. квартир в год). В рамках текущего пятилетнего плана в республике намечается построить около 938 тыс. квартир (904 тыс. в городах и 34 тыс. на мелиорированных землях), при этом 75% нового жилья будет предназначаться для населения с самыми низкими доходами, 19% – со средними и 6% – с высокими.

Оборудование для земляных работ занимает основное место в продажах строительных машин на египетском рынке. По данным Министерства торговли США, в 1996–1998 гг. ежегодный спрос на него (с учетом подержанного оборудования) составлял около 4 тыс. ед. Затем под влиянием спада в мировой экономике, нехватки конвертируемой валюты в стране и понижения курса египетского фунта темпы роста продаж начали снижаться. Однако появился спрос со стороны внешнего рынка на подержанное оборудование, благодаря которому из Египта в 1999–2002 гг. было экспортировано около 3 тыс. почти новых землеройных машин в США и страны Европы, а также некоторое количество старых машин в страны Персидского залива.

В настоящее время число поставляемых на внутренний рынок машин для земляных работ незначительно. В сочетании с падением курса египетстого фунта это привело к тому, что цены на указанное оборудование повысились на 60...100%. Собственного производства машин для земляных работ в Египте нет. Импорт в 2003 г. составил 150 млн. USD (без учета запасных частей), из которых 60 млн. USD приходилось на новое оборудование и 90 млн. – на подержанное и отремонтированное. В ближайшие 5 лет ввиду небольшого числа крупных строительных проектов в стране поставки из-за границы будут, как ожидают, увеличиваться ежегодно не более чем на 5%. В импорте преобладает продукция из США, доля которой равна примерно 50%; второе место занимают поставщики из стран Европы (35%) и третье – из Японии и КНР (10%).

Спрос на подержанное строительное оборудование в Египте исходит только от частного сектора, так как его импорт государственными предприятиями не разрешается. Крупные египетские подрядчики покупают такое оборудование на популярных аукционах компаний Richie Brothers и World Wide Auctioneers в Дубаи и затем поставляют его в те страны Африки или Ближнего и Среднего Востока, откуда к ним поступили заказы на строительные работы и услуги. Чтобы избежать уплаты пошлин, некоторые компании открывают в свободных зонах дочерние предприятия, на которых хранится импортное оборудование. В Египте насчитывается около семи государственных свободных зон и несколько частных промышленных парков, в которых действует примерно 180 фирм.

Ежегодно приобретается около 1,2 тыс. ед. подержанного оборудования, в основном в США, ФРГ, Италии, Бельгии и других европейских странах. Если новое оборудование обычно закупается уполномоченными на эти операции дилерами, то подержанное – импортерами, участвующими в международных аукционах; последние также ввозят запчасти, часто контрафактные. Техническое обслуживание подержанного оборудования его покупатели осуществляют, как правило, у названных дилеров. Покупная цена такого оборудования составляет около 60% стоимости нового.

Для оценки емкости египетского рынка строительного оборудования можно указать, что в среднем ежегодные закупки строительного оборудования египетскими частными и государственными предприятиями составляют (единиц нового и подержанного оборудования соответственно): фронтальные погрузчики с двигателем мощностью 90...240 л.с. – 250 и 400; экскаваторы с двигателем мощностью 80...300 л.с. – 200 и 300; бульдозеры с двигателем мощностью 400...700 л.с. – 75 и 75; автогрейдеры с двигателем мощностью 120...240 л.с. – 15 и 30; экскаваторы-погрузчики с двигателем мощностью 65...85 л.с. – 5 и 20; дорожные катки (массой 12 т) – 20 и 30; грузовики повышенной проходимости (массой 25...40 т) – 10 и 20.

Главными поставщиками рассматриваемого оборудования в Египет являются американские компании Caterpillar (погрузчики и экскаваторы), John Deere (погрузчики и экскаваторы-погрузчики), Case и Grove (подъемные краны), японские Komatsu (вилочные погрузчики и бульдозеры), FIAT-Hitachi (погрузчики и экскаваторы), Kawasaki (погрузчики) и Kobelco, а также германская фирма O&K и шведская Volvo.

В 1996 г. в АРЕ был принят закон о лизинге. Однако аренда и лизинг строительного оборудования в стране не получили широкого распространения, так как банки обычно настаивают на высоких процентных ставках и быстром погашении предоставляемых ими кредитов.

Главными покупателями строительного оборудования в Египте являются подрядные фирмы, из которых 31 является государственной и около 36 тыс. – частными (в основном средние и мелкие фирмы). Среди последних только 250 относятся к хорошо известным подрядчикам, способным браться за проекты стоимостью в несколько миллионов долларов. Государственные подрядные компании обычно осуществляют крупные проекты по мелиорации земель, а также строительству дорог и мостов.

Принимая решение о приобретении строительного оборудования, египетские потребители руководствуются прежде всего ценой. Далее в порядке значимости идут такие факторы, как качество продукции, условия кредитования, обучение персонала и послепродажное обслуживание. Доли государственного и частного секторов в покупках новых машин примерно одинаковы, а подержанное оборудование, как уже указывалось, приобретают только частные фирмы.

Пошлина на импортируемое в Египет новое и подержанное оборудование для земляных работ составляет 5%. Кроме того, с импортеров берется налог с продаж в размере 10% и 3%-ный налог на обслуживание.

Лучшим способом проникновения на рассматриваемый рынок считается назначение местного агента или дистрибьютора, имеющего большой опыт работы на строительном рынке, устойчивое финансовое положение и хорошую репутацию. До установления сторонами доверительных отношений расчеты по сделкам с египетскими фирмами осуществляются обычно путем открытия аккредитива.

Египетский закон об агентах и дистрибьюторах разрешает сторонам устанавливать свои условия соглашений. Хотя комиссионные агентов зависят от вида и объема предоставленных услуг, в целом они обычно составляют 8% (5% за инициативу, 2% за открытие кредита и 1% за таможенную очистку). Преимуществом на данном рынке пользуются агенты, способные обеспечить быстрое послепродажное обслуживание и поставку запчастей. Преуспевающий агент обычно имеет на складе 40%-ный (от общего числа позиций) резерв запасных частей. Увеличить продажи он может также, предоставив покупателям кредит.

Участвовать в торгах, проводимых государственными организациями и предприятиями Египта, иностранные компании могут только через местных агентов. При заключении сделок с частными египетскими фирмами использование таких посредников не является необходимым. Однако большинство иностранных поставщиков предпочитают действовать через местных агентов при решении проблем, связанных с коммуникациями, бюрократическими процедурами, местными обычаями и сбытом. Агенты могут назначаться по географическому или товарному принципу и обслуживать сразу несколько территорий и видов изделий.

Египетские покупатели предпочитают заключать по всему тендеру один контракт, что предполагает выступления поставщиков в форме консорциумов, способных обеспечить потребности во всех нужных для выполнения данного проекта товарах. Компании государственного сектора обычно требуют от поставщиков контрактной гарантии, равной 5% суммы контракта и подлежащей возврату после его выполнения.

Новый Закон о конкурсных торгах (№ 89/1998) положительно оценили египетские деловые круги, поскольку они внесли целый ряд усовершенствований в процедуру торгов, призванных повысить эффективность заключаемых на них сделок. В частности, исключаются все переговоры по торгам после их вступления в фазу «голландского аукциона» и предусматривается немедленный возврат суммы контрактной гарантии по истечении срока действия оферты. Не разрешается также аннулировать заказ без уважительных причин. Более того, по всем отклоненным и принятым офертам должны указываться причины, по которым было принято соответствующее решение.

Каких-либо специальных требований в отношении используемого на конкурсных торгах языка в Египте не существует. Представляемые документы могут оформляться как на арабском, так и английском языке.