1
Надежный гидропривод зимой
«Зимнее» гидравлическое масло МГ-15В (ВМГЗ)
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 1)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Вся правда о ямочном ремонте (ч.2)
Дорожный ремонт
Провозная способность линий BRT
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера

Расход топлива. Эффективные методы контроля

С. Емельянов

В секторе автотранспортного бизнеса одной из ключевых статей затрат были и остаются по сей день затраты на топливно-смазочные материалы (ТСМ). Вопрос расхода топлива не решен до конца на многих транспортных предприятиях, и на сегодняшний день в большинстве случаев топливо списывают исходя из норм расхода на то или иное транспортное средство. Для работников транспортных, строительных и горнодобывающих предприятий не секрет тот факт, что установленные нормы расхода топлива «гуляют». Так что же происходит на самом деле?

Неоднократно вычисленная и проверенная инженерами предприятия норма расхода топлива для какого-то вида техники вдруг оказывается неверной: в конце месяца получается перерасход. Казалось бы, на предприятии установлен жесткий контроль, пресекающий хищение топлива, а перерасход довольно большой. Может, инженеры, которым была поставлена задача – провести замеры расхода, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям? На деле все легко объяснить. По сути, каждый строительный объект – это обособленный комплекс условий и особенностей работы. На одном объекте строительная техника перемещается по ровному, плотному грунту, на другом ползает «по брюхо» в грязи, где-то плечо погрузки-разгрузки 50 м, а на другом – километр и т. д. Перечислять можно долго, но если условия эксплуатации настолько различны, можно ли говорить о соблюдении жестких норм расхода топлива? Может, они вообще не нужны? или при разработке нового объекта надо бы выделять группу инженеров, которые станут проводить замеры на каждый вид техники и устанавливать нормы на отдельно взятый объект? а с ухудшением погоды проводить замеры снова? Это, конечно, неверный путь. И раздувать штат ИТР для ежедневного проведения замеров никто не позволит.

Кто постоянно находится на объекте? Прораб или начальник участка. Это им каждую минуту видно, в каком режиме эксплуатируется техника, и только они могут подтвердить, что на данном объекте в конкретный промежуток времени условия эксплуатации техники были тяжелыми. Так как же все это привязать к нормам расхода топлива? Некоторые предприятия вводят коэффициенты загрузки техники, однако погрешность велика и производить списание по ним неудобно.

Руководство предприятия очень часто не владеет информацией о реальной работе техники. Для контроля за работой водителей применяют разные методы проверки: сверку данных о числе загруженных кузовов и реально выгруженных в месте доставки, контроль фактически выполненной работы, выборочные проверки «сомнительных» водителей и другие методы, которые, как правило, изобретает само руководство. Тем не менее, если в автопарке количество техники превышает пять–десять единиц, проконтролировать ее работу порой практически невозможно. В общем объеме работ сбой в функционировании той или иной машины не так заметен, он теряется в общей массе, и руководство зачастую даже не знает об этом. Водитель может полдня простоять в укромном месте или поехать по своим делам. То же касается и «левых» рейсов, разного рода «шабашек» и работы на стороне «в свой карман», а ведь при этом расходуется время предприятия и моторесурс автомобиля. Известный факт: нечестные водители сливают топливо либо приобретают чеки, а потом списывают деньги. Они также могут приобрести чеки, в которых будут указаны заправки по одной цене, а в действительности заправиться некачественным суррогатом на трассе за полцены. Пострадает от этого в первую очередь техническое состояние автомобиля, а отразится это непосредственно на расходах фирмы.

В начале 2005 года московская компания OmniCOMM – производитель и разработчик системы контроля расхода топлива под названием FMS – установила очередную партию таких приборов нового поколения. Теперь руководство предприятий помимо информации о количестве отработанных машино-часов, скорости и расходе топлива, всех заправках и сливах, эффективности работы может получать сведения о местонахождении транспортных средств с периодичностью один раз в минуту. Система не требует абонентской платы и каких-либо дополнительных расходов. Таким образом можно решить проблему перерасхода топлива и избавить предприятие от ежемесячных выяснений вопросов: было ли хищение и действительно ли техника работала? Можно также проверить режим эксплуатации транспортного средства с точностью до минуты.

Применение системы FMS облегчает контроль за работой транспорта, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно.

С. Емельянов Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (0)