Куда уходит дизельное топливо?

А. Каплунский

Рост цен на нефтепродукты и за рубежом, и в России коренным образом меняет отношение потребителей к такому ресурсу, как дизельное топливо. Его стоимость составляет значительную часть расходов предприятий промышленности и сельского хозяйства, городских служб и транспортных предприятий. К сожалению, парк дизельных машин, которые сейчас выпускают и эксплуатируют, был спроектирован во времена дешевой солярки. Автозаводы обещают выпускать машины по нормам Еurо 3 то с 2004 года, то с 2008-го. Но сколько времени займет обновление парка машин? И сколько будет стоить КамАЗ Еurо 3? А сегодня деньги предприятий в прямом смысле слова вылетают в выхлопную трубу автомобиля. И без того не экономичные машины в большей части изношены, двигатель «съедает» на 10...20% топлива больше, плохо отрегулированный добавит еще столько же.

Но все проблемы перерасхода дизельного топлива ничто по сравнению с проблемами «человеческого фактора». Водитель-дальнобойщик получает с рейса 1 000 км от 400 до 800 руб., а дизтоплива тратит на 2...3 тыс. руб. Сегодня солярку охотно заливают даже в престижные «мерседесы», да и просто «толкнуть» дизтопливо своему «коллеге» – частнику несложно.

Вот очень краткий перечень «профессиональных» приемов водителей:

– обычный слив топлива из бака;

– слив топлива через «обратку» – топливные баки иногда пломбируют или вешают на них замок;

– «покупается» чек заправки;

– на заправке топливо попадает в бак «не той» машины. Это может происходить, когда используется карточная система оплаты;

– «левый» рейс, «попутка».

Водитель может легко доказать, что машина «употребила» на 15...20% топлива больше, чем на самом деле. Директор и так знает, что: «двигателю нужен капремонт, топливный насос барахлит, всю дорогу – пробки, дорога плохая, объезд, ремонт дороги, ветер – в лоб, снег». Плюс небольшая «корректировка» спидометра.

В наше «рыночное» время счетчики стоят везде – учитывается каждая секунда на мобильнике, каждый литр воды в квартире, каждая калория тепла и каждый ватт электроэнергии. Удивительно, что только дизельное топливо «гуляет само по себе». На некоторых предприятиях пытаются наладить учет дедовскими методами – линейка в бак, замок на пробку, пломбы на топливопроводы. Понятно, что эти предосторожности научились легко обходить. Только полноценный датчик расхода топлива может дать информацию о реальном его расходе в двигателе.

И такие датчики давно есть – для бензина. Для дизтоплива они появились совсем недавно – дело в том, что расход дизельного топлива измерить гораздо труднее, чем бензина. Пионером выступила немецкая фирма Kienzle – знаменитый производитель тахографов. Датчик расхода топлива этой фирмы вместе с электронным счетчиком можно купить у официальных дилеров за 1 000 USD. Прибор подсчитывает расход топлива и отображает на экране, установленном в кабине. Датчик обеспечивает хорошую точность, но боится загрязненного дизтоплива. На машину требуется установить и периодически менять дополнительный топливный фильтр, иначе датчик «заклинит».

Российская фирма «Омником» применила другой принцип – ее прибор FMS контролирует уровень топлива в баке машины (используется штатный датчик) и периодически записывает его в электронную память. Анализ расхода топлива ведется на персональном компьютере. Стоимость системы около 400 USD. Недостатком этого метода является низкая точность, особенно при эксплуатации машины в «городском» режиме. Кроме того, FMS не определяет медленный слив и слив через «обратку» и не дает информации о текущем расходе в двигателе машины.

Более радикальное и комплексное решение применило белорусское предприятие «Технотон» – систему контроля расхода топлива СКРТ. Это целая линия изделий, от недорогих (120 USD) до развернутых систем с проходным датчиком, комплексным контролем штатных датчиков машины (обороты, скорость, уровень в топлива в баках и т. д.) и графическим терминалом (около 400 USD). Изюминкой системы является датчик расхода дизтоплива ДРТ, который по точности конкурирует с немецким, не боится загрязнений и стоит намного дешевле. Информация о расходе топлива, пройденном пути, объеме заправок и слива топлива выводится на экран электронного блока (как у Kienzle) и сохраняется в памяти для последующего анализа в офисе (как у «Омникома»). Еще одним достоинством СКРТ является защищенность от махинаций. Система анализирует текущий расход топлива в зависимости от скорости движения, режимов двигателя и принимает решение, соответствует ли расход норме или есть нештатный перерасход/слив. В этом случае автоматически включается счетчик «перерасхода» или счетчик «сливов». Информация о текущих параметрах и счетчиках может быть закрыта паролем, то есть скрыта от водителя. Кроме расхода топлива, СКРТ контролирует также скорость, пройденный путь, отработанные двигателем моточасы, график движения и простоев машины. Фактически СКРТ выполняет роль счетчика расхода топлива, тахографа и маршрутного компьютера.

В планах фирмы «Технотон» – добавление в систему датчиков нагрузки на ось, датчиков температуры груза и приемника GPS. При этом новые датчики легко подключаются к уже установленным СКРТ – система изначально проектировалась как комплексная. Убедительно выглядит и конструктивное исполнение – металлические корпуса, комплект установочных элементов, подробная документация. Есть варианты исполнения для автомобилей и для тракторов (т. е. питание 12 В и топливные соединители типа угольник/гайка).

На российский рынок СКРТ поставляется только с 2003 года и потому мало известна потребителям. Опыт применения этой системы на предприятиях Белоруссии показывает, что грамотный учет дизельного топлива дает экономию от 10 до 30%. Кроме того, экономится моторесурс машины, за счет лучшей диспетчеризации уменьшаются простои и общее время рейса. Применение СКРТ позволяет точно нормировать расход топлива на определенном маршруте или сельскохозяйственной операции.

Вы действительно знаете, сколько дизтоплива потребляет ваш автопарк? Если нет – поставьте счетчик.

А. Каплунский Основные Средства 07'2004 10 декабря 2004

Комментарии (0)