Вьетнамский рынок тяжелых грузовых автомобилей

А. С. Малышев

Во Вьетнаме в 2002 г. общая емкость рынка тяжелых грузовых автомобилей (полной массой свыше 16 т) составила немногим более 7 тысяч. По прогнозу Министерства промышленности Вьетнама, спрос на тяжелые грузовики в стране увеличится до 12 тысяч в 2005 г. и до 24 тысяч в 2010 г. Свыше 80% парка тяжелых грузовых автомобилей Вьетнама составляют подержанные машины. В 2002 г. Вьетнам импортировал около 7 тысяч тяжелых грузовиков, существенную часть которых составили подержанные, преимущественно из Южной Кореи, КНР и России. В последние годы значительно увеличился импорт из США. Так, в 2002 г. из Штатов ввезено 605 подержанных седельных тягачей на сумму 4111 тыс. USD. Импорт из стран ЕС крайне незначителен: в 2002 г. – 2 новых и 29 подержанных седельных тягачей, 44 новых и 16 подержанных бортовых грузовиков полной массой свыше 20 т.

Единственным изготовителем тяжелых грузовых автомобилей в стране в настоящий момент является СП японской компании Hino Co., выпустившее 103 машины в 2001 г. и 156 – в 2002 г. Иностранный капитал вкладывается в основном в производство легковых автомобилей. В 1996 г. был открыт завод Hino Motors Vietnam, Ltd.

В 2002 г. во Вьетнам был поставлен 1701 грузовой автомобиль КамАЗ, что соответствует, по данным автозавода, примерно 40% вьетнамского рынка (следует отметить, что вьетнамские источники не подтверждают этой цифры). Одним из главных факторов в продвижении грузовиков КамАЗ на вьетнамском рынке, по мнению местных специалистов, является их ремонтопригодность и низкая цена. Так, самосвал КамАЗ-65115 предлагается на местном рынке по цене от 22 тыс. USD, тогда как самосвал аналогичного класса Nissan Diesel – от 90 тыс. USD, КамАЗ-6520 – от 32 тыс. USD, аналогичный 20-тонный самосвал IVЕCO 380 – 97 тыс. USD.

В июле 2003 г. на вьетнамском предприятии «Энергомеханический завод пров. Камфа», входящем в состав Вьетнамской национальной угледобывающей корпорации VinaСoal, началась крупноузловая сборка грузовых автомобилей различных модификаций, преимущественно моделей КрАЗ-65101 и КрАЗ-65055, из комплектующих, поставляемых АО «Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» (Украина). До конца 2003 г. АвтоКрАЗ планировал отгрузить не менее 120 машинокомплектов и собрать не менее ста самосвалов КрАЗ-65101. По заявлению представителей АвтоКрАЗа, организация сборочного производства во Вьетнаме – это не только «возможность избежать некоторых неудобств при транспортировке туда готовой продукции (в частности, влияния атмосферных явлений)», но и расчет на перспективу «экспансии в другие страны Юго-Восточной Азии».

В конце сентября 2003 г. ОАО «Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» и «Дрогобычский завод автомобильных кранов» (г. Дрогобыч, Львовская обл.) подписали с Вьетнамской национальной угледобывающей корпорацией VinaСoal соглашение об организации производства в г. Халонг (провинция Хамфа) автомобильных кранов грузоподъемностью 22,5 т на базе автомобильного шасси КрАЗ. На первом этапе в г. Халонг планируется производить в месяц из украинских комплектующих 10 автомобильных кранов. В дальнейшем объемы производства будут существенно увеличены с целью реализации кранов не только во Вьетнаме, но и в других странах Юго-Восточной Азии.

Крупнейшим покупателем тяжелых грузовиков во Вьетнаме являются государственные структуры, в частности упомянутая компания Vietnam National Coal Corporation (VinaCoal): ежегодно она закупает для своих нужд автомобильной техники, преимущественно самосвалов и бортовых грузовиков, на сумму свыше 5 млн. USD. Покупательная способность прочих вьетнамских государственных автотранспортных и горнодобывающих компаний довольно низкая. Во многих случаях вьетнамские горнодобывающие компании предпочитают приобретать подержанные машины по низким ценам.

Процедура закупок оборудования государственными компаниями Вьетнама представляет собой многоуровневый процесс принятия решений, характеризующийся низкой степенью прозрачности. Отбор поставщиков может осуществляться разными способами – прямые переговоры с единственным поставщиком, закрытые торги, открытые торги и др. Различные министерства и ведомства самостоятельно устанавливают лимит закупок, осуществляемых на конкурсной основе. Исключением являются контракты, финансируемые с привлечением средств Всемирного банка, АзБР, ПРООН или двусторонней помощи развитию, для которых в обязательном порядке предусматривается проведение открытых международных торгов. Во Вьетнаме отсутствует регулярный учет всех проводимых торгов. Отдельные объявления об их проведении публикуются во вьетнамоязычных газетах (Nhan Dan и Saigon Giai Phong) и англоязычных (Vietnam News и Vietnam Investment Review).

Для получения контрактов в ходе торгов в СРВ необходимо наличие прочных связей между иностранным поставщиком, местным дистрибьютором или представителем и соответствующими государственными структурами. Взаимодействие должно начаться еще на стадии планирования инвестиционного проекта, т. е. задолго до официального объявления о проведении торгов. Обычно разработка бюджетов под закупки оборудования в государственных организациях Вьетнама происходит в период с января по июнь, фактические закупки осуществляются в июле-августе. Характерно, что зачастую присуждение контракта по итогам торгов не означает фактического завершения переговоров по цене, техническим условиям, условиям платежа и т. п.

В сентябре 1999 г. Правительство страны приняло Указ № 88/1999/NDCP, регулирующий три основные процедуры: 1) выбор консультанта, 2) поставки оборудования и строительство, 3) выбор партнера по инвестиционным проектам. Проекты в сфере инфраструктуры, согласно этому указу, должны выставляться на открытые международные торги. Несмотря на введение новых правил, по-прежнему широко распространены проволочки, непрозрачные процедуры и пристрастное отношение к участникам торгов.

Представляется, что для российских тяжелых грузовых автомобилей, в первую очередь бортовых и самосвалов, имеются неплохие перспективы сбыта на вьетнамском рынке при условии сохранения низких цен на них и улучшения показателей надежности в местных климатических условиях. Отечественные седельные тягачи можно успешно продвинуть на этом рынке лишь при условии существенного улучшения их технических характеристик с сохранением низкого уровня цен, что позволит им конкурировать с подержанными машинами производства ФРГ, Франции, Японии и Южной Кореи. Оптимальной схемой расширения продаж российских тяжелых грузовиков на рынке Вьетнама, по нашему мнению, может стать организация «отверточной» сборки на одном из местных авторемонтных предприятий, находящихся в ведении организаций автомобильного транспорта и горнодобывающей промышленности. Это позволит при минимальных капиталовложениях воспользоваться преимуществами местной дешевой рабочей силы и удерживать цены на приемлемом для местного рынка уровне.