Системы объективного контроля на транспорте

Б. Паньков

Каждый предприниматель заботится об эффективности своего бизнеса. В различных сферах деятельности есть свои особенности, существуют они и в автотранспортных перевозках. Здесь средства производства – автомобили – доверяют водителю, который в силу специфики работы практически весь рабочий день находится вне контроля. А поскольку большинство водителей в душе, без преувеличений, романтические странники бескрайних российских просторов, добиться от них абсолютно четкой отчетности и аккуратности в работе бывает крайне сложно. Те, кто занимался этой деятельностью, знают, что порой водители отчитываются по поддельным чекам и рассказывают небылицы о маршруте, которые никто не может удостоверить. По существу предприниматель именно водителю фактически доверяет управление своими деньгами, а с такого «управляющего» какой спрос!

Некоторые руководители, чтобы каким-то образом решить проблему, заключают с водителем некий партнерский договор, т. е. платят ему только за фактически выполненную работу. При таком двустороннем соглашении водитель целиком ответствен по всем вопросам, связанным с рабочим временем, а также с заправкой и обслуживанием автомобиля.

Существуют руководители, которые платят водителям мало, считая, что при этом они экономят на налогах с заработной платы, а водителю, по сути, разрешают красть. Отдельные, с позволения сказать, бизнесмены открыто говорят, что лучше работает тот, кто больше наворует. По их мнению, именно так осуществляется принцип социальной справедливости. При таком подходе к делу, бесспорно, поощряются «левые» рейсы, не говоря о небрежном обращении с автомобилем. Перегруз машины, заправка дешевым топливом, езда с большой скоростью по ухабам – обычная практика такой эксплуатации. Водитель старается выжать из машины все, на что она способна, заботясь только о личной выгоде, и когда машина приходит в негодность, водитель либо уходит в другую фирму, либо ему дают новый автомобиль.

Наиболее часто такой подход к водителям и технике наблюдается в колхозах. Эти организации живут за счет государственных дотаций, а потому и допускают столь небрежное отношение к активам. Коммерческим организациям подобная практика противопоказана.

Водителей надо контролировать, однако контроль должен быть объективным и не зависеть от контролируемой персоны. Контролировать работу машины на линии можно при помощи специального оборудования, которое в настоящее время выпускают несколько российских фирм. Разработаны системы, которые обеспечивают мониторинг местоположения транспорта, и в результате диспетчер предприятия видит, где находится машина и даже может через эфир снять информацию о пробеге автомобиля и расходе топлива. Производят и более простые системы, снабженные менее затратными средствами объективного контроля, которые собирают информацию о скоростном режиме машины, ее пробеге и расходе топлива.

По существу системы объективного контроля похожи и информацию выдают однотипную. Основой в них является система контроля расхода топлива, которая выдает информацию о проведенных заправках топлива, возникших сливах, и все это – с указанием объемов и времени (рис. 1), т. е. в любой момент можно определить остаток топлива в баке и расход топлива за любой период. Второй системой является аналог электронного тахографа – прибора, который записывает пробег и скоростной режим машины. Информация выдается в виде графиков, на которых видно – когда и с какой скоростью двигался автомобиль (рис. 2).

Как правило, контролируется и время работы двигателя (рис. 3), ведь машина могла стоять и двигатель работал вхолостую, а это уже расход времени, топлива и моторесурса. Полученная информация преобразуется в таблицы и графики, которые дают ответ практически на любой вопрос о работе автомобиля на линии. Так, например, номограммы движения машины по времени суток позволят наглядно определить часы загрузки машины, выявить резервы (рис. 4), а график суммарного суточного движения показывает общее количество часов работы автомобиля за сутки (рис. 5).

Внедрение систем объективного контроля позволяет значительно снизить расходы на топливо и сократить время оборота автомобиля. Таким образом можно существенно улучшить финансовое состояние предприятия: снизится себестоимость тонно-километра и возрастет интенсивность эксплуатации автомобиля.

Надо сказать, не всем водителям нравится установка таких систем на автомобиле. Для них это – серьезная привязка к рабочему месту. Какая-то часть нерадивых работников при этом увольняется, но те, кто остаются, работают честно, и именно таким можно доверить ценности. Применение систем объективного контроля резко улучшает дисциплину труда, повышается культура эксплуатации, снижается вероятность выхода машин из строя. Производственные отношения на предприятии становятся иными. В мире бизнеса такое изменение называется конкурентным преимуществом, и оно дорогого стоит.