Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Автоматические системы управления на линиях BRT
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Электропривод карьерного экскаватора
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси

Хотели – как лучше, получилось – как всегда. Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения»

В. Салыгин

Всякий раз, когда речь заходит о повышении безопасности дорожного движения и очередных мероприятиях ГИБДД МВД, читатель привычно настораживается: опять платить! Скажем сразу: масштабные и жизненно важные мероприятия, о которых мы хотим рассказать, фактически бесплатны для рядового участника движения

О необходимости специальной правительственной программы красноречиво говорит статистика. В России ежегодно происходит более 150 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В них погибают около 30 тыс. человек, примерно 180 тысяч получают ранения. Высокая аварийность наносит экономике страны огромный ущерб. По оценкам экономистов, в 1997 году он составил около 100 млрд. руб., что соответствует потере 5% валового национального продукта. По мнению специалистов Минтранса РФ, положение продолжает оставаться критическим, несмотря на то, что в относительно благополучный 4-летний период (1994 – 1997) наблюдалось некоторое снижение показателей аварийности. Однако в прошлом году эти показатели вновь выросли.

Не будем забывать, что уровень автомобилизации России далек от насыщения и автопарк страны будет увеличиваться достаточно высокими темпами. По прогнозу к 2003 году количество автомобилей на 100 жителей страны может достичь 25 – 26 единиц, что существенно повысит плотность и интенсивность движения на дорогах, а значит, аварийность.

Уровень риска погибнуть в ДТП для жителей России (19 человек на 100 тыс. населения) почти на 30% выше уровня аналогичного риска для жителей таких стран с высокой интенсивностью дорожного движения, как Германия, США, Франция. Что касается жителей небольших стран с социально ориентированной экономикой, таких как Швеция, Финляндия, риск погибнуть в ДТП в 2 – 3 раза меньше, чем для жителей России. Тяжесть последствий ДТП – важнейший показатель аварийности, по сути оценивающий эффективность аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим. Она для россиянина также намного превышает среднеевропейский уровень.

Надо отдать должное российскому правительству, принявшему в условиях серьезных финансовых трудностей целевую Федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения» на 1996 – 1998 годы. К сожалению, финансировалась она лишь частично и не была выполнена в намеченные сроки. Ее реализация продлена до 2000 года (Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 667).

Программа включает в себя четыре основных проекта: организация общественной поддержки, выявление и устранение участков концентрации ДТП, создание системы обнаружения ДТП и совершенствование системы спасения пострадавших.

Два последних отнесем к числу наиболее масштабных и важных мероприятий, которые удалось реализовать Минтрансу РФ и Федеральной дорожной службе совместно с субъектами Федерации. В частности, успешно развертываются центры спасения, оснащенные необходимым оборудованием и средствами связи, в Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской и других областях. Более 50 регионов приняли собственные программы повышения БД, включающие основные направления Федеральной программы.

В соответствии с проектом «Создание информационной системы обнаружения ДТП» на машинах, выполняющих грузовые и пассажирские перевозки по магистральным федеральным дорогам, устанавливаются средства мобильной радиосвязи. Принимают сообщения круглосуточно работающие диспетчерские пункты, оснащенные стационарными радиостанциями и расположенные вдоль автомобильных дорог (обычно через 30 км). Дежурная смена такого пункта состоит из пяти человек: диспетчера, радиомеханика, водителя спецавтомобиля, механика-спасателя и спасателя.

Программа должна была финансироваться за счет как бюджетных средств (федеральный бюджет, местные бюджеты и фонды), так и внебюджетных (дорожные фонды).

Расходы на приобретение оборудования для диспетчерских предполагалось покрыть из федерального дорожного фонда (52,9% от общих затрат), эксплуатацию этой системы надлежало оплатить из федерального бюджета (45,5%), а создание информационной системы обнаружения ДТП на федеральных дорогах планировалось финансировать за счет территориальных дорожных фондов (1,6% от общих расходов).

Выделение Федеральной автодорожной службы в самостоятельное ведомство и его отказ финансировать проект поставили под угрозу техническое оснащение системы и крайне затруднило ее организацию. И все же Дирекции программы (г. Москва, Лесной пер., 11) совместно с субъектами Федерации и при поддержке заинтересованных организаций удалось создать системы обнаружения ДТП в Европейской части России и некоторых регионах страны.

Например, Одинцовская аварийно-спасательная служба (Московская обл.), организованная как самостоятельная «Служба спасения», в марте текущего года решением Координационного совета по реализации Федеральной программы была преобразована в информационно-диспетчерскую аварийно-спасательную службу. В августе прошлого года Одинцовская «Служба спасения» отметила первый год своего существования. В последнее время она работала под флагом МЧС РФ, используя его символику и светографическую раскраску на технике.

В течение прошлого года диспетчерский пункт службы принял около 2 тысяч сообщений, а спасатели совершили без малого 200 выездов. Более 30 из них пришлось на ликвидацию тяжелых ДТП, 51 человеку оказали срочную помощь, 23 – спасли жизнь.

В качестве средств связи для существующих и развертываемых радиоцентров применяются радиостанции коротковолнового («Си-Би») диапазона (26,96 – 27,4 МГц), который во всем мире официально разрешен для использования населением. На него распространяется регистрационный, а не разрешительный, режим и за пользование им не берется арендная плата.

К настоящему времени наиболее активно развертываются диспетчерские центры информационной системы обнаружения ДТП в Европейской части России. Сейчас их насчитывается около 70. Более плотно они расположены на магистралях, входящих в так называемые 2-й и 9-й европейские транспортные коридоры. Пространственно эти автомагистрали пересекают Европейскую часть страны с запада на восток: Смоленск – Москва – Нижний Новгород – Самара, и с севера на юг: Выборг – Санкт-Петербург – Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск.

По мнению Дирекции программы, интенсивность выполнения и ее реализация в целом во многом зависят от субъектов Федерации. В регионах этой проблемой занимаются заместители глав администраций по связи и транспорту и на них возложена задача координации работ на территории района.

Существенный вклад в развертывание информационной системы обнаружения ДТП могут внести коммерческие организации, связанные с транспортом, банки, страховые компании. Так, создание диспетчерских центров на территории Новгородской области (по трассе Москва – Санкт-Петербург) было профинансировано при поддержке Ассоциации страховых организаций транспорта, Русской страховой транспортной компании из средств резерва предупредительных мероприятий. В Нижнем Новгороде предприятие СПАС-НН совместно со страховым обществом «Континент-Полис» активно участвует в оказании круглосуточной помощи на дорогах.

Сейчас разрабатывается новая программа повышения безопасности дорожного движения в период 2000 – 2003 гг. Она предполагает сконцентрировать силы и средства на мероприятиях, наиболее эффективно уменьшающих негативные последствия автомобилизации. Она будет содержать новый раздел «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности».

Целевых проектов в программе будет шесть: совершенствование государственной системы управления обеспечением БД, усиление государственной политики в работе с участниками движения, повышение конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, совершенствование организации дорожного движения, повышение БД по дорожной сети и совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Цель новой программы остается прежней – сохранение жизней на дорогах России.


В. Салыгин Основные Средства 07'1999 30 августа 2005

Комментарии (0)