Компьютеризация и рентабельность

В. Волгин, бизнес-консультант, экономист по международным экономическим отношениям

Всякая фирма, так или иначе связанная с запасными частями, неизбежно сталкивается с проблемами учета и контроля их движения. Количество наименований запасных частей к каждой модели машин достигает полутора тысяч. Рецепт решения этих проблем назовет любой человек – компьютеризация.

Действительно, стоимость рабочей силы сейчас выше затрат на компьютеры, а ошибки персонала и невозможность серьезного анализа сбыта просто не позволяют без компьютеров повысить рентабельность. Однако большинство бизнесменов вам непременно скажут, что некоторый эффект от применения компьютерной техники имеется, но он далеко не так велик, как расписывают оптимисты. Почему же это происходит?

Во-первых, потому, что многие руководители фирм начинают компьютеризацию не с того конца: они сначала покупают возможно более дешевые компьютеры случайной конфигурации, потом ищут подходящие программы или программистов, поручают все это сотрудникам среднего звена. Разумеется, в этом случае отдача от вложенных средств не заметна. Программы, необходимые современным фирмам, настолько сложны, что для их разработки искать программистов, опрашивая знакомых, не следует.

Вторая причина заключается в том, что предлагаемые сейчас на рынке типовые пакеты программ типа «бухучет + торговый склад», пригодные для предприятий, торгующих товарами, простыми с точки зрения управления запасами, не учитывают большинства особенностей бизнеса на рынке техники. Например, базы данных по товарам рассчитаны на число параметров, в несколько раз (!) меньшее необходимого для работы с запасными частями. А потому ощущается острая потребность в специализированных типовых пакетах программ для:

фирм-продавцов, торгующих техникой, запасными частями к ней и ремонтирующих ее;

сервисных фирм, ремонтирующих технику и торгующих запасными частями к ней;

фирм-продавцов, торгующих запасными частями оптом, мелким оптом и в розницу.

На выставках «Топ-Мастер» и «Мотор-Шоу» в 1998 г. представители перечисленных предприятий из разных городов разыскивали на стендах информацию о поставщиках специализированных программ, но не нашли ничего. Рынок сбыта для таких пакетов обширен и перспективен.

Некоторые, наиболее передовые торговые и сервисные предприятия разрабатывают свои программные комплексы. Как правило, в результате они получают неплохие системы для автоматизации операций, действительно заметно повышающие эффективность работы. Однако до уровня требований современного менеджмента они пока еще не поднялись.

Это происходит потому, что чаще всего разработчики – только программисты, которые не владеют современными концепциями менеджмента, логистики, маркетинга. В то же время заказчики не могут должным образом поставить задачу по проектированию системы, поскольку не имеют необходимых знаний. Ситуация совершенно закономерна, ведь в нашей стране до последнего времени:

не было подобных предприятий, как не было торговли коммерческими автомобилями, самоходной техникой и запасными частями к ним – все это распределялось «по фондам»;

• поскольку не было торговли, не было необходимости ориентироваться на потребителя, анализировать спрос, учитывать требования рынка и т.д.;

• в стране почти не было коммерческих сервисных станций – каждое предприятие (как правило, с десятками единиц списочной техники) рассчитывало на собственную ремонтную базу и ремонтные заводы;

• никто никогда не учил и не учился организации работы с запасными частями, маркетингу запасных частей, сервиса и машин, современному менеджменту в условиях рынка.

Из всего сказанного следует, что заказчики не только не могут поставить задачи, но едва ли сумеют оценить достоинства современной системы, появись она на российском рынке программных продуктов, и скорее всего, будут возражать против использования многих функций и параметров, применяемых в современном менеджменте. И это естественно, ведь людей, имеющих опыт управления современными методами – единицы во всей отрасли.

Таким образом, система должна стать не столько помощником, сколько учителем, руководителем и инструментом принуждения к соблюдению необходимой технологии.

Появление комплексной системы автоматизации операций и менеджмента предприятия, предназначенной для торгово-сервисных фирм, которая позволит поднять уровень менеджмента до современного, ожидается в будущем году. В частности, в этом направлении работает московская фирма «Информ-контакт».

Эффект от компьютеризации может быть не просто высоким, но кардинально улучшающим результативность работы всей фирмы и может стать решающим фактором для выживания предприятия. Правда, это возможно лишь только если ее поручить профессионалам реинжиниринга бизнес-процессов, предварительно приготовившись к серьезным реформам в организации производственных операций.

Программный комплекс должен обеспечивать выполнение финансового анализа, анализа спроса, анализа результатов торговли в разных аспектах, а также эффективное управление запасами, автоматизированную подготовку проектов заказов на пополнение склада, автоматизированный расчет цен, статистических и аналитических данных и многие другие операции.

Решившись на компьютеризацию, помните, что в самом лучшем случае отдачу от компьютеризации вы получите не ранее чем через год, но все же не стоит затягивать ее внедрение, ссылаясь на более срочные текущие дела. Компьютеризация и должна быть самым срочным делом.