Цена небрежности и награда за аккуратность

В. Чапнин

Чтобы не платить дважды.

Каждый из нас, увы, даже, обладая солидным водительским стажем, не застрахован от ошибок. Причем, при управлении автомобилем они случаются почти ежедневно. Мы называем их недочетами и иногда стараемся просто не замечать, но порой расплатой за невнимательное или неаккуратное вождение может стать и серьезное дорожно-транспортное происшествие.

Если даже вы управляете грузовиком по меньшей мере 25 лет, исколесили сотни дорог, много раз попадали в транспортные пробки и считаете себя настоящим профессионалом, по меньшей мере одна вещь вам все-таки необходима. Это мечта об инструкторе, который, наблюдая за вашей работой, не только смог бы деликатно указать на те самые недочеты, но и подсказал, как от них избавиться. Но чем выше уровень профессионализма у водителя, тем большие требования он предъявляет к тому, кто сидит рядом с ним на пассажирском сиденье и дает советы.

Эту стену недоверия можно легко преодолеть, если оба хорошо понимают проблемы, с которыми водителю приходится сталкивается ежедневно. Все инструкторы английской Школы обучения при Королевском Обществе по предотвращению ДТП – это бывшие водители, которые на практике знакомы с повседневной работой шофера и даже с «разгрузкой многотонной фуры в три утра при морозе». Вот что рассказывает Боб Смолли, руководитель школы: «Были случаи, когда некоторые компании ошибочно пытались использовать нас как «дубинку» по отношению к своим водителям. Но наши инструкторы всегда находят общий язык с теми, кого они обучают, поскольку основными целями Общества являются: уменьшение ДТП и травматизма, обучение водителей приемам экономичной езды и снижение скорости износа и старения транспортного средства».

Чем меньше ям на дороге попадет под колеса грузовика, тем меньше будет обращений в страховые компании. Кроме того, надо помнить, что 65% ДТП являются результатом человеческого фактора и на сей счет существуют интересные выводы специалистов. Например, водитель обычно каждые 45 минут втечение часа, проведенного за рулем, едет «на автопилоте» и лишь 15 минут проводит, сконцентрировавшись на процессе управления. При этом 45 минут он думает, в основном. о том, что будет делать, когда приедет домой, или о результатах игры любимого футбольного клуба. Некоторые водители, имеющие двухлетний стаж безаварийной работы, начинают чувствовать себя «пуленепробиваемыми», и, как следствие, начинают переоценивать собственные возможности.

В наши дни грузовые автомобили значительно комфортабельнее, чем были 30 лет назад, а значит вождение такой машины в какой-то мере сравнимо с сидением в мягком кресле перед экраном телевизора. Хотя никто не спорит, что управление седельным тягачом – тяжелый труд, но сегодня каждый водитель должен в большей степени работать головой, нежели силой.

Специалисты по обучению безопасной езде считают, что это не что иное, как умение управлять риском. В данном случае в первую очередь имеется ввиду соблюдение оптимальной дистанции, причем не только относительно впереди идущего автомобиля, но и относительно всех участников движения. Водитель должен сделать свое транспортное средство заметным на дороге, а все его действия должны стать предсказуемыми для других водителей.

Опытные водители все это прекрасно знают, но не всегда могут применить на практике, поэтому школа обучения пытается «разбудить» и “встряхнуть” их память. Одной из проблем, с которой инструкторам не раз приходилось сталкиваться на практике, является тот факт, что большинство их стажеров не обучалось дополнительно с тех пор, как сдало свой первый тест, даже если это произошло много лет назад. Но условия дорожного движения изменились ничуть не меньше, чем изменилась за это время сама техника. Например, раньше при переключении на пониженную передачу, необходимо было делать двойной выжим сцепления и так называемую «перегазовку». Сейчас в ней нет необходимости, однако многие водители это делают по старой памяти, что повышает расход топлива. Нередки случаи, когда многие управляют автомобилем так, как они делали до установки ограничителей скорости на автомобилях. При современных дорожных условиях нет смысла пытаться обогнать другой грузовик, если этот маневр займет более 2-3 минут, в противном случае подобные действия превращаются в бессмысленную суету на дороге.

Эти и многие другие тонкости вождения входят в предлагаемую для повышения квалификации программу «Качество в дороге», которая обходится приблизительно в 1000 фунтов за неделю обучения. Программа объединяет теоретические и практические занятия, во время которых инструктор с водителем проводят в кабине автомобиля по целый рабочий день. Сначала инструктор проверяет возможности водителя, а затем предлагает способы более безопасного управления автомобилем и следит, как водитель в течение всего занятия «воплощает в жизнь» его рекомендации. Специалисты считают, что такие занятия должны проводиться регулярно, причем для достижения наилучших результатов оптимально стажироваться раз в год. Это позволяет новичкам повышать свое мастерство, а водителям со стажем уберечься от возникновения вредных привычек. В промежутках между занятиями весь контроль за действиями водителя осуществляется с помощью так называемого черного ящика, который наши российские дальнобойщики называют «ябедниками», так как он записывает подробную информацию о поведении автомобиля в течение всей поездки.

Как вы поняли, удовольствие иметь на своем предприятии хороших водителей обходится руководству недешево, однако давно известно, что скупой платит дважды. Кроме того, на берегах Туманного Альбиона существуют весьма жесткие требования даже к потенциальным нарушителям дорожного движения, а уж о том, каков спрос с тех, кто уже вступил в конфликт с законом, даже говорить не приходится.

Закон суров. С ним спорить бесполезно.

Многие дорожные правонарушения могут закончиться для водителя тюрьмой. Кстати «опасное вождение» входит в число таких нарушений. В лучшем случае по английским законам водителю грозит от 100 до 200 фунтов стерлингов и получение штрафных баллов. Приговором за «опасную езду», как правило, является лишение водительских прав минимум на 12 месяцев, после чего необходимо вновь сдать экзамен. В некоторых графствах существует тюремное наказание на срок от 6 месяцев до 2 лет, а ведь речь идет просто об «опасной езде».

Что же такое «опасная езда» по английским меркам и как она квалифицируется? Дорожный кодекс говорит, что водитель создает опасность остальным участникам дорожного движения если манера его управления автомобилем отличается от той, которая ожидается от «компетентного и аккуратного» водителя.

Естественно возникает вопрос: «Кто решает, какой он «аккуратный» и «компетентный»?» Судьи обычно в решении подобных вопросов опираются на точку зрения экспертов. Надо заметить, что хотя водительский стаж принимается во внимание, но если опытный водитель ездит опасно – он будет осужден.

Вот лишь часть понятий, которые можно квалифицировать как «опасную езду». Если автомобиль находится в неисправном техническом состоянии, то тот, кто находится за рулем управляет опасно. Например, у транспортного средства старые колеса, значит, в случае ДТП у правосудия будут все основания обвинить водителя в опасной езде. Каждый водитель обязан перед выездом на линию проверить техническое состояние автомобиля, в противном случае он берет на себя ответственность за все, что может произойти во время поездки.

Это имеет отношение и к перегруженному транспортному средству, а по существующему закону максимальная загрузка автомобильного поезда составляет 38 тонн. В случае, если груз падает из-за плохого закрепления, водитель также обвиняется в опасной езде. Максимальный штраф составит около 5000 фунтов и три штрафных балла, а в некоторых случаях – тюремное заключение сроком до 2 лет.

Наказание может грозить также владельцам транспортных компаний. Если диспетчер большегрузных автомобилей выпустит на линию заведомо неисправное транспортное средство, то запросто может попасть под суд.

В правилах работы водителя большегрузных автомобилей оговорена обязанность останавливаться для отдыха через каждые 4 часа поездки. Недавно один автомобильный журнал поведал о «хитреце», который, чтобы быстрее заканчивать рейсы сломал тахограф – «ябедник», за что вынужден был уплатить штраф 500 фунтов.

Пить или не пить?

Известно, что во многих европейских странах разрешается управлять транспортным средством, имея небольшое содержание алкоголя в крови. Английские дальнобойщики, как выяснилось, лишены этого «удовольствия». Дело в том, что многие работодатели в контрактах с водителями особое внимание уделяют пункту, в котором оговаривается, что водители не имеют право выпивать во время работы. И не важно, является ли это движением или ночным отдыхом.

Водитель нарушил режим поездки и подделал показания тахографа.

Но даже если условие не «принимать на грудь» во время работы не оговорено в контракте и водитель во время остановки что-то выпил в баре, на стоянке или внутри кабины, то он рискует попасть под судебное преследование, даже если за этим последует его ночной отдых. На следующий день в крови есть остаточная доза алкоголя. Поэтому суд в первую очередь выясняет, находился ли водитель в транспортном средстве, как далеко от него он был, чем он занимался в это время, имел ли он в руках ключи от транспортного средства, имеются ли какие-либо свидетельства того, что он намеревался начать управлять автомобилем. До того момента, пока водитель не передал ключи или управление автомобилем кому-нибудь другому, ему можно поставить в вину управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Естественно, водитель имеет право на снисхождение, если может доказать, что у него не было желания или намерения управлять автомобилем, имея в крови алкоголь сверх разрешенных лимитов. Но многие водители, особенно в солидных транспортных компаниях стараются лишний раз не рисковать.

(по материалам зарубежной прессы)

В. Чапнин Основные Средства 03'1998 3 октября 2005

Комментарии (0)