В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Колесные экскаваторы
Best of the best
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 2)
Воздухоочистители
 1
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.2)
Если предмет лизинга на балансе лизингополучателя
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
 3
Приборы безопасности автокранов
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения

Самомонтирующиеся краны укрепляют позиции

Николай Протасов
Можно с полной уверенностью утверждать, что современные строительные технологии не предполагают выполнение масштабных проектов без широкого применения подъемных кранов, в том числе и башенных. Преимущества башенных кранов очевидны: расположение крановых стрел на большой высоте позволяет не пересекать конструкции монтируемого объекта, а также предоставляет возможность обслуживать, не меняя места установки, сразу несколько объектов, например пролетов в производственном строительстве или сборочно-складских площадок. Башенные краны зарекомендовали себя как простая и очень надежная техника.
 
Terex
Быстромонтируемый башенный кран RAIMONDI
Первый кран Potain IGO T 130 в России (г/п – 8 т, рабочая высота – 37,3 м. Строительство СТК «Горная Карусель» в Красной поляне (Краснодарский край)
 
Быстромонтируемый башенный кран Potain IGO 36
Terex
Liebherr
Liebherr
Liebherr
Быстромонтируемый башенный кран компании SAEZ, который собирает себя сам и готов к работе в  течение 30 мин
Быстромонтируемый башенный кран SAEZ. Подкатные оси позволяют быстро перемещать кран по объекту
Модель быстромонтируемого башенного крана SAEZ для труднодоступных отдаленных объектов, которая работает от обычной однофазной розетки
Terex
Демонтаж даже мощного самомонтирующегося башенного крана происходит за считаные часы силами 1–2 человек
ГК «Крановые технологии»
Terex
Быстромонтируемый башенный кран RAIMONDI
 

Не всё идеально

Однако у этих машин есть и недостатки. Это, как правило, довольно значительная продолжительность и трудоемкость монтажа/ демонтажа крановых установок, а также сложность их перебазирования, сложное устройство подкрановых путей. По оценкам экспертов, затраты на подготовительно-заключительные работы достигают 40% от общей эксплуатационной стоимости. Поэтому, особенно в последнее время, конструкторы ведущих компаний по производству башенных кранов стараются использовать конструктивные решения, которые бы снижали эксплуатационные расходы, сокращали время подготовки машин. Сегодня применяются такие конструктивные приемы, как блочный монтаж, самоподъем и т. д.

На стройках всего мира растет популярность быстромонтируемых самомонтирующихся башенных кранов. Они компактнее обычных, обеспечены, как правило, дистанционным управлением, их установка и демонтаж происходят намного быстрее и проще, чем аналогичные операции с кранами других конструкций. Если монтаж наиболее мощных моделей самомонтирующихся кранов занимает 5–6 ч, а легкие модели можно подготовить к эксплуатации менее чем за час, то монтаж обычного крана без оголовка стрелы займет в лучшем случае рабочую смену, причем потребуется дополнительное ПТО. Возможность огибать препятствия, например стены зданий, расширяет область применения самомонтирующихся башенных кранов по сравнению с другой подъемной техникой, и многие эксперты прогнозируют, что если сегодня этот тип кранов используется в основном в жилищном строительстве, то в дальнейшем сфера их использования значительно расширится.

В настоящее время на рынке строительного оборудования большой выбор моделей башенных кранов, характеризующихся различными техническими и экономическими параметрами. Это позволяет подобрать при возведении зданий и сооружений модели, оптимально соответствующие выполняемой задаче. Но несмотря на то, что, например, самомонтирующиеся башенные краны присутствуют на мировом рынке уже 10–15 лет, применение их или компактных городских кранов пока в России не очень велико, хотя и скорость работы, и эффективность кранов новых конструкций часто существенно превосходят показатели башенных кранов классического типа.

Potain «разменял десятый десяток»

Компания Potain, основанная в 1928 г., традиционно занимает первое место среди импортеров, поставляющих башенные краны в Россию. Potain производит сегодня более 60 моделей кранов. Башенные краны являются основной продукцией компании, и появились они впервые во Франции, распространившись затем в Германии, Италии, а потом и в других европейских странах.

Краны Potain можно разделить на 3 группы. Наиболее компактные, грузоподъемностью (г/п) от 1 до 8 т, относятся к категории быстромонтируемых. Более мощные, г/п которых расширяется до 64 т, относятся к категории полноразмерных верхнеповоротных кранов. Первые две группы включают в себя более 10 серий кранов. В третью группу входят краны, которые компания изготавливает по спецзаказам, их г/п может достигать 160 т.

Одной из недавних разработок компании стала модель башенного самомонтирующегося крана Igo T 130. В России данное оборудование впервые демонстрировалось на «СТТ-2012». Это один из самых мощных современных башенных быстромонтируемых кранов и самая крупная модель в ассортименте самомонтирующихся кранов Potain серии Igo T.

Кран Igo T 130 превосходит по своим техническим характеристикам модель Potain GTMR 386, которая уже давно получила общемировое признание. Кроме улучшенной диаграммы грузоподъемности имеется и ряд других существенных усовершенствований. В частности, при сборке на площадке крану Igo T 130 требуется лишь 1/4 той электроэнергии, которая нужна для монтажа крана GTMR 386, и это существенное преимущество, поскольку часто монтаж происходит в местах, где энергоснабжение является проблемой. Также в конструкции Igo T 130 может использоваться новая, очень комфортная кабина Ultra View, в стандартную комплектацию которой входит кондиционер. При разработке концепции кранов серии Igo в компании вообще ориентировались на создание максимально удобных условий эксплуатации данного оборудования. Поэтому все модели серии легко и быстро монтируются, причем кинематика монтажа полностью гидравлическая. Эти краны имеют минимальные габариты в транспортном положении, для их монтажа не требуется привлечения другой техники, при этом они характеризуются высокой производительностью, отличаются оригинальным дизайном, основные узлы машин очень надежны, имеют большие эксплуатационные ресурсы. Для монтажных работ всем кранам серии достаточно площади, ограниченной контурами крана в сложенном состоянии. Окончательная сборка происходит в пространстве, и через считаные минуты кран уже может совершать полный оборот на 360°, даже если балласт укомплектован не полностью. Все механизмы кранов серии Igo расположены в нижней части, по­этому сервис-инженерам для их обслуживания не требуется подниматься на высоту. Краны, поставляемые в Россию, укомплектованы так называемым «зимним пакетом», позволяющим эксплуатировать их при температуре окружающего воздуха до –25° С. Мачта крана оцинкована, что предотвращает возникновение коррозии и увеличивает срок службы. Краны серии Igo могут перемещаться по стройплощадке или по дорогам общего пользования на подкатных осях, при этом скорость перемещения по дорогам – до 80 км/ч. Авторитет Potain высок среди строителей, и если на стройплощадку заезжает кран Potain серии Igo, никто не сомневается, что он будет оперативно смонтирован и его работа никаких проблем не вызовет.

Максимальная г/п Potain Igo T 130 составляет 8 т, груз такой массы кран может перемещать по радиусу до 18,6 м. Максимальная длина стрелы – 50 м, причем на полном вылете оператор может работать с грузом массой до 1,4 т.

Концевая секция стрелы может складываться, в этом случае максимальный радиус рабочей зоны уменьшится с 50 до 34 м. Стрела в транспортном положении складывается в один компактный блок. Для перевозки самого крана в сложенном состоянии понадобится лишь один трейлер, а для перевозки дополнительных трех секций мачты, кабины и балластных блоков необходимо еще два трейлера. Для перевозки обычных башенных кранов подобной мощности требуется больше транспортных средств, поэтому можно сказать, что владельцы T 130 экономят на транспортных расходах.

Рабочая высота крана при горизонтальном положении стрелы находится в пределах от 18,2 до 37,3 м. Высота может меняться за счет телескопического строения мачты, которая автоматически выдвигается и опускается с шагом 3 м. При наклоне стрелы на угол до 30° можно достичь рабочей высоты в 61 м. Кран Igo T 130 оснащен грузовой лебедкой 33  LVF 20 Optima, которая позволяет увеличить рабочую скорость перемещения груза вплоть до 65 м/мин либо снизить ее, когда возникает необходимость в точном позиционировании груза, до 1,6 м/мин.

Монтаж Igo T 130 может занимать около 4 ч, причем для выполнения операций по монтажу/ демонтажу крана требуется всего один человек. Монтаж облегчает надежное дистанционное управление приводами крана. В 2000 г. началось сотрудничество Potain с немецкой фирмой Hetronic, производителем ДУ. Результатом совместной деятельности стало то, что сегодня все краны Igo в базовой комплектации обеспечиваются системой радиоволнового ДУ. На панели ДУ имеется дисплей, и оператор может визуально контролировать все необходимые эксплуатационные параметры.

В системе управления крановым оборудованием есть и бортовой компьютер, к которому подключены различные датчики и встроенный интерфейс SmartCom, обеспечивающий «общение» человека с краном, что существенно упрощает приведение крана в рабочее состояние. В функции системы SmartCom входит сохранение данных, связанных с работой оборудования. Так, фиксируются отработанное время, выполняемые производственные операции, коды возникающих нарушений в работе оборудования, данные о попытках превысить безопасные допустимые параметры. Дело в том, что нарушить требования техники безопасности сложно, поскольку все краны Potain снабжены системой двойной защиты от превышения динамических нагрузок, которая контролируется бортовым компьютером. По данным производителя, устройство кранов серии Igo гарантирует 100%-ную безопасность при выполнении работ не только оператору, но и окружающим, находящимся рядом с краном, а также обеспечивает защиту оборудования от непредвиденных поломок.

Во всех приводах механизмов, таких как подъем, поворот, перемещение груза по стреле, на кранах серии Igo используются частотные преобразователи. Это означает, во-первых, что оптимизируется расход электроэнергии, ведь мощность распределяется пропорционально нагрузке, действующей в тот или иной момент. А во-вторых, выполнение рабочих движений производится плавно, груз перемещается с минимальным эффектом раскачивания, даже при использовании максимально возможной для данной ситуации скорости.

Надо отметить, что модельный ряд Igo охватывает широкий спектр моделей: от небольших типа Igo 10, созданных для строительства домов, рассчитанных на одну семью, до универсальных кранов мод. Igo 32, Igo 42, которые отлично справляются со строительством многоквартирных домов и других строений средней высоты.

Интересно устройство серии кранов Igo M. На опорной раме моделей такой серии установлены колеса для перемещения крана по стройплощадке или по дорогам общего пользования. Такой подход существенно сокращает время, необходимое для монтажа крана, причем для некоторых конфигураций возможно перемещение по дорогам с полным противовесом. В этом году на рынке грузоподъемных машин была представлена новая модель данной серии – кран Igo M 14, не имеющий аналогов в своем классе по высоте подъема крюка: 19 м при горизонтальной стреле. В этой модели производитель применил в качестве балласта стальной блок, складывающийся при транспортировке. Такой конструкторский прием обеспечивает перемещение полностью укомплектованного для работы крана без привлечения дополнительно каких-либо иных погрузочных или транспортных средств. Кран Igo M 14 может быть оснащен генератором, что позволяет ему монтироваться и работать в автономном режиме, т. е. независимо от наличия источников электроэнергии в месте выполнения работ.

Liebherr – 15 «башенных» серий

Для наших строительных объектов уже стали привычными «произведения» компании Liebherr. Немецкая компания – один из мировых лидеров в области производства башенных кранов и крупнейший в Европе импортер кранов в Россию. Компания Liebherr предлагает широкий ассортимент ПТО различного назначения, заключенных в 15 сериях продукции. Значительную часть ассортимента занимают самомонтирующиеся башенные краны четырех серий.

Аргументы в пользу самомонтирующихся налицо: транспортировка их на строительный объект обходится дешевле доставки обычного крана той же производительности, и расходов на устройство фундамента-основания для быстромонтируемого крана будет намного меньше.

В «легкую» серию H входят 2 модели быстромонтируемых башенных кранов со складываемой башней и гидроцилиндрами, закрепленными на башне и стреле. Именно эти гидроустройства преображают кран из транспортного состояния в рабочее. Максимальная высота подъема крюка – 21 и 22 м, а г/п – до 2 т у мод. 26H и до 4 т у мод. 32H. Краны характеризуются легким гидравлическим управлением, возможностью обходить препятствия, причем стрела может принимать наклонное положение до угла в 20°.

Две модели самой «легкой» серии колесных быстромонтируемых кранов HM – модели 13 HM.1 и 22 HM – раскладываются в рабочее и собираются в транспортное положение только за счет гидравлической кинематики, по­этому для управления процессом монтажа вполне хватает одного работника. Конструкция кранов серии HM идентична кранам серии H, но в серии HM предусмотрено использование встроенных транспортных осей, это позволяет при перевозке кранов развивать скорость до 80 км/ч.

Краны типоряда ТТ характеризуются двойным телескопированием, в считаные минуты происходит разворачивание транспортируемой модели в эксплуатационное положение. За счет высокой устойчивости краны этого типа можно транспортировать в собранном виде. Рабочая высота крюка мод. 32 ТТ – 24 м, а максимальная г/п – 4 т, вылет стрелы – до 30 м. Производитель также разработал вариант, в котором колесный движитель для повышения проходимости меняется на гусеничный.

Самая многочисленная серия быстромонтируемых кранов, в которой 6 моделей, обозначается символом K. Эти краны могут работать на высоте до 40,4 м (мод. 81K) и имеют г/п до 8 т (мод. 120 К.1). Горизонтальный вылет стрелы у кранов серии K составляет от 26 м (мод.  26 К.1) до 50 м (мод. 120 К.1). С помощью механизмов самоподъема секции башни устанавливаются довольно легко, а рабочая высота крюка уже подбирается в соответствии с выполняемыми строительными задачами.

GRUAS SAEZ

Еще один мировой лидер в области производства башенных кранов – это испанская компания GRUAS SAEZ. Несмотря на мировую известность и успех компания SAEZ продолжает оставаться предприятием семейного типа, и это обстоятельство накладывает большой отпечаток на свойства выпускаемой продукции. На первом месте – добротность, надежность и простота конструкции кранов SAEZ. Первый кран SAEZ был выпущен более пятидесяти лет назад. И благодаря соблюдению высочайших стандартов качества, использованию инновационных электрических узлов исключительно европейского производства и индивидуальному подходу к каждому клиенту техника SAEZ за все годы существования компании завоевала высокую репутацию во всем мире.

Гамма самомонтирующихся кранов представлена пятью основными моделями с высотой под крюком от 18 до 31 м и вылетом стрелы от 24 до 32 м. Специалисты компании также могут разработать и изготовить быстромонтируемые модели с вылетом стрелы до 50 м, если заказчику потребуется кран с особыми параметрами.

В конструкции быстромонтируемых кранов SAEZ воплотились последние инновационные разработки компании. Основная особенность всех представленных моделей – их компактность, для транспортировки потребуется всего один трейлер или собственная платформа-прицеп с осветительными габаритами и независимой тормозной системой, позволяющая передвигаться по дорогам общего пользования.

Максимальная грузоподъемность кранов этой серии – от 1,6 т в наиболее компактной модели H24 до 4 т в модели Н32. Монтаж и демонтаж кранов осуществляется в рекордные сроки с помощью гидравлической системы низкого энергопотребления, он чрезвычайно прост, и в то же время выдерживаются самые высокие требования по проведению безопасности работ. Характерной чертой данных моделей является их неприхотливость: стрела и башня имеют антикоррозионное гальванопокрытие, стойкое к экстремальным погодным условиям, которое обеспечивает долговечность всей конструкции без дополнительного ухода. Обслуживание занимает минимум времени и не потребует много средств. Все узлы и агрегаты находятся в легкодоступной нижней части крана, и персоналу не требуется проходить «высотную» комиссию.

Кран эксплуатируется с горизонтальной стрелой или под наклоном от 15 до 30° в зависимости от модели. Конфигурируется грузовыми лебедками 7 и 10 л.с., а независимое инверторное устройство вращательного механизма обеспечивает плавный поворот и торможение. Управлять краном одно удовольствие, все работы осуществляются дистанционно с помощью специального эргономичного пульта с джойстиками повышенной дальности. В комплектацию также входит обязательный резервный провод­ной пульт.

Все краны производятся только в Испании по европейскому стандарту DIN 15018 и имеют сертификат TU..V – самый престижный знак качества в мире.

Краны компании GRUAS SAEZ работают более чем в 30 странах. В России в Центральном федеральном округе продукцию SAEZ представляет белгородская компания ООО «БСА-КРАНЫ САЕЗ».

Terex

Корпорация Terex считает годом своего рождения 1933-й. Одним из наиболее значимых направлений развития корпорации сего­дня является краностроение. Башенные краны Terex отличаются надежностью и безопасностью.

Серия быстромонтируемых кранов CBR этого производителя включает более десятка моделей, технические параметры которых удовлетворяют запросы широкого круга покупателей. Самоподъем-монтаж крана совершенно безопасен, гидравлика «смонтирует» кран за какие-то полчаса, при этом специнструмент и приспособления не потребуются, а безопасность монтажа контролируется датчиками. По желанию заказчика кран может оснащаться дистанционным управлением, использующим радиоволны. ДУ действует на расстояние до 100 м и позволяет машинисту выполнять функции стропальщика.

Краны этой серии могут быть смонтированы на минимальной площади, специальной подготовки почвы, фундамента не требуется, занимаемая площадка ограничивается в рабочем состоянии размерами 4х4, но при этом вылет стрелы составляет от 18 до 40 м. Максимальная грузоподъемность – 4 т, но на полном вылете она снижается до 1 т.

Потребляемая мощность – до 12 кВт, изготовителем предусмотрена возможность автономной работы кранов CBR от небольших дизель-генераторов. Краны комплектуются частотными приводами.

Специалистами Terex продуман вопрос и зимней эксплуатации – электрошкафы имеют подогрев, металлоконструкции для защиты от коррозии подвергаются горячему гальваническому цинкованию. Для транспортировки крановой установки нет необходимости в получении разрешения на «негабарит», размеры соответствуют нормам.

RAIMONDI

Итальянская компания RAIMONDI производит качественные самомонтирующиеся краны серии HR, очень удобные при строительстве малоэтажных объектов. Краны легко готовятся к работе, что делает их важнейшим оборудованием для любого малоэтажного проекта.

В серии пять моделей с высотой подъема от 23 до 25 м (с гуськом – от 27 до 42 м) и грузоподъемностью от 2,2 до 4,0 т.

Наши разработки в области быстросборных конструкций

Несмотря на то что выпуск башенных кранов в России имеет довольно глубокие корни, поскольку их изготовление началось в СССР еще в 1936 г., на современном рынке башенных кранов хозяйничают иностранцы, особенно в сфере кранов новейших конструкций. И все же есть и у наших краностроителей победы, демонстрирующие, что возможности отрасли далеко не исчерпаны.

Ржевский краностроительный завод – одно из старейших и крупнейших предприятий отрасли. Сегодня на заводе активно ищут пути увеличения объ­емов производства и реализации, поэтому специалисты предприятия решили освоить выпуск все более популярных в строительной отрасли башенных самомонтирующихся кранов. Так появилась модель КБМ-401ПА.

Кран на рельсовом ходу с поворотной башней монтируется/ демонтируется с помощью собственных конструктивных механизмов, однако технология требует также и привлечения автокрана г/п не менее 16 т. В базовой комплектации КБМ-401ПА выпускается с балочной стрелой, но предприятие разработало модель крана, в котором этот тип стрелы можно в зависимости от выполняемых работ менять на маневровую.

Кран производится в девяти вариантах исполнения, с максимальной г/п от 6 до 10 т и максимальным вылетом стрелы 25 и 30 м. Рабочая высота варьируется в зависимости от исполнения при горизонтальной стреле от 46 до 64,1 м, а при наклонной, поднятой до угла 65° – от 52,1 до 79,3 м.

Мод. КБМ-401ПА рассчитана на эксплуатацию при температуре от –40 до +40 °С и выдерживает в рабочем состоянии скорость ветра в зависимости от модификации от 16 до 18,5 м/с. Имеющийся частотный привод механизмов поворота крана и перемещения грузовой тележки обеспечивает их точную и плавную работу. По желанию заказчика кран может быть укомплектован частотным электроприводом механизма подъема, системой плавного пуска передвижения крана, а также системой беспроводного ДУ.

ГК «Крановые технологии» представляет быстромонтируемые краны Нязепетровского литейно-механического завода.

Предприятие активно развивает производство и расширяет товарную линейку, ориентируясь на постоянно растущий спрос на крановую продукцию не только в России, но и за рубежом. При участии немецких специалистов в области краностроения нязепетровский завод освоил серийный выпуск быстромонтируемых башенных кранов SMK-5.66 (КБ-314) и SMK-3.33 (КБ-236), отвечающих современным требованиям строительства. Краны ГК «Крановые технологии» обладают высокой производительностью и технологичностью, а их монтаж/ демонтаж занимает от 1,5 до 4 ч без привлечения дополнительного ПТО.

Г/п крана SMK-3.33 составляет 3 т, высота подъема при горизонтальной стреле достигает 17 м. Г/п на конце стрелы – 1 т при максимальном вылете 25 м.

Быстромонтируемый кран SMK-5.66 выпускается в трех вариантах исполнения. Максимальная г/п крана – 5 т, а вылет стрелы в зависимости от модификации составляет от 34 до 43 м. Высота подъема на горизонтальной стреле – до 27 м, при наклоне стрелы до 20° – до 41,7 м.

Управление кранами осуществляется с помощью специального пульта, имеющего беспроводное подключение к устройству. Также в комплектацию крана входит резервный проводной пульт.

Транспортировка SMK-5.66, SMK-3.33 предусматривает использование трала либо подкатных тележек, которые цепляются к тягачу г/п не менее 20 т. Перевозка крана в сложенном состоянии с демонтированными противовесами соответствует транспортному габариту, а также не требует дополнительного согласования и разрешения для перемещения по дорогам общего пользования.

Основными преимуществами быстромонтируемых кранов российского производства является возможность эксплуатации при тепературе до –40°С.

О конкуренции конструкций

Несмотря на очевидные преимущества и удобства, возникающие при эксплуатации самомонтирующихся кранов, позиции кранов этой конструкции на рынке ослабляет расширение применения верхнеповоротных кранов, еще называемых городскими. В отличие от самомонтирующихся конструкции этих кранов проще, городские не имеют ограничения по высоте, такой кран может «расти» вместе со строящимся объектом.

Еще одной конструкцией башенных кранов, занимающих все более прочные позиции на рынке строительного оборудования России, стали гидравлические башенные краны с поднимаемой стрелой.

Сегодня нашим краностроителям, чтобы оставаться на плаву, нужно не только повышать производительность, улучшать качество обработки и тщательно выбирать необходимые материалы, но и осваивать новые конструкции, применять новейшие технологии, стремиться соответствовать европейскому техническому уровню.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Башенный кран
Николай Протасов Основные Средства 02'2014 19 февраля 2014

Комментарии (0)