Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Техника для холодного ресайклинга
Обзор российского рынка
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Мобильность как преимущество
Мобильные установки дробления и грохочения
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Сочлененный самосвал – для опытного водителя
Рекомендации по приемам работы на сочлененном самосвале
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России

Мобильные генераторные установки: рекомендации по выбору

О. Калинин
Сегодня российский рынок мобильных генераторных установок весьма широк, свою продукцию предлагают несколько десятков известных производителей. Перечислять представленные на рынке модели не имеет смысла: в конце концов, каждый в наши дни может найти любую доступную информацию в Интернете: модельный ряд, технические характеристики, цены и т. д. А вот получить данные о достоинствах и недостатках агрегатов, составленные на практике, в ходе эксплуатации и обслуживания электростанций, весьма сложно. Об этом и поговорим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Условно генераторные установки можно разделить на три группы:
  • портативные бензиновые генераторы мощностью от 0,5 до 15 кВА;
  • портативные дизельные генераторы от 4 до 15 кВА;
  • стационарные дизельные электростанции.

Бензиновые генераторы

Среди этих агрегатов наиболее популярны модели мощностью 5,5 кВА. Теоретически такие электростанции непригодны для круглосуточной работы, но рекомендуются для кратковременного использования и резервирования сети, потому что оснащаются высокооборотистыми двигателями с воздушным охлаждением, частота вращения которых, как правило, 3000 об/мин, ресурс – от 500 до 1500 моточасов в зависимости от марки двигателя и «эксплуататоров» генератора. Поэтому бензиновые генераторы лучше всего подойдут для бытового применения: на даче, в загородном доме, для кратковременной работы и подключения электроинструмента. Какого производителя выбрать? Прежде всего нужно обращать внимание на установленный двигатель. Наиболее широко используются двигатели Honda (Япония), Briggs and Stratton (США), Robin (Япония). По опыту рекомендую выбирать генератор с двигателем Honda: он прост, надежен, у него хороший «иммунитет» к российским условиям эксплуатации, а самое главное, нет проблем с запчастями.

Что касается китайских производителей, то здесь хочется выделить пока только одного игрока – компанию Kipor. Бензиновые генераторы Kipor – качественный фабричный продукт, хорошо зарекомендовавший себя в работе. Двигатель – так называемый «аналог Honda», качество сборки неплохое, слабое место – карбюратор, но цена его зачастую равна цене «расходников» на европейские модели. По электрической части бензиновые генераторы Kipor тоже весьма надежны. Синхронный щеточный генератор с АВР имеет хорошие показатели напряжения («Автомат ввода резерва» (АВР) – автоматическая система, которая в случае отсутствия подачи электроэнергии сама запустит электрогенератор и выключит его при восстановлении электроснабжения), если и бывают проблемы, то только с АВР, электроника пока слабое место у китайских производителей, но год от года качество улучшается. Бензиновые генераторы Kipor – это лучший выбор по соотношению цена–качество.

Генераторы европейского производства более надежны, качество сборки на высоком уровне, но и цена в 2–3 раза выше китайских аналогов, они подходят как для бытовых нужд, так и для более ответственной и напряженной работы на стройке. Наиболее известны японские Elemax с двигателем Honda, Sawafuji – отличное качество, премиум-класс, французский SDMO – выносливый генератор, отлично зарекомендовал себя на стройках. Хороший вариант с пластиковым баком, в нем не образуется конденсат, а впоследствии и ржавчина, как это бывает у металлических баков.

Главное достоинство немецких генeраторов Geko – герметичная конструкция (степень защиты IP-54), что позволяет использовать их в любых погодных условиях. Особенность генераторов Geko – асинхронный двигатель, работающий в режиме торможения. Geko – продукция для высокопрофессиональной работы, отсюда и очень высокая цена. Из минусов этих генераторов стоит отметить то, что выходное напряжение сильно зависит от величины нагрузки, перепад напряжения с уровня холостого хода до уровня номинальной мощности может составлять десятки вольт. В моей практике генераторы Geko использовались только газовиками и нефтяниками.

Широко известны и доступны бензиновые генераторы московской компании «Вепрь», которые собирают из импортных комплектующих. У них не очень хорошее качество рамы, отсутствие индикатора топлива на баке, вольтметра, электрические розетки (постоянно ломаются вместе с задней крышкой генератора) – и все это за немалую цену.

Итак, подведем итоги. Если вам нужен бензиновый генератор для интенсивной и ответственной работы, то лучше выбирать марки европейских производителей: Elemax, SDMO, Geko. Если же вы ограничены в средствах и генератор будет работать в кратковременном режиме – берите Kipor: дешево, надежно и с комплектующими не будет проблем.

 

Портативные дизельные генераторы

По типу двигателя дизельные генераторы (ДГУ) делятся на два вида: высокооборотистые с 3000 об/мин и низкооборотистые, или тихоходные, с 1500 об/ мин. Высокооборотистые, как правило, бывают с воздушным охлаждением и рассчитаны на малую мощность. Ресурс таких двигателей – 4000–5000 моточасов. Один из самых известных производителей двигателей этого класса – японская корпорация Yanmar Diesel Engine Co., Ltd. Отличие дизельных генераторов малой мощности от бензиновых – в 2–3 раза больший ресурс. Но качество топлива и российские условия эксплуатации на практике сильно сокращают этот ресурс и ставят их в один ряд с бензиновыми генераторами. Тогда зачем платить больше? Так что, если перед вами стоит вопрос о выборе бензинового или дизельного генератора малой мощности, смело выбирайте бензиновый вариант: дешевле, тише, требования к топливу ниже, не будет проблем с пуском в морозы. Ну а если все же по ряду причин вам нужна дизельная электростанция мощностью до 6 кВт, то здесь производители те же, что и бензиновых электростанций. Двигатель Yanmar подойдет идеально.

Дизельные генераторы до 30 кВА в основном используют для резервирования сети и на строительных объектах. Здесь уже появляются станции с тихоходными двигателями – 1500 об/ мин, ресурс таких агрегатов выше, уровень шума ниже, и они пригодны для круглосуточной работы. Хорошо зарекомендовали себя на стройках генераторы Atlas Copco c двигателями Deutz. Эти двигатели способны работать в напряженном режиме, имеют большой моторесурс, но не годятся для резервного режима работы, так как металл данных моторов имеет свойство ржаветь. Если использовать хорошее топ­ливо и своевременно проводить ТО, то эти электростанции прослужат долго. Из минусов – сервис Atlas Copco не распространяется на двигатели, а отдается дилерам производителя двигателя – это для клиента лишняя «головная боль» и дополнительные расходы, да и цены на обслуживание одни из самых высоких в отрасли. Если вы ограничены в средствах, то есть хорошая альтернатива европейским производителям – уже упомянутые генераторы Kipor. В этом классе мощности у них достаточно широкая линейка: высокооборотистые дизели не очень хорошо зарекомендовали себя в постоянном режиме работы из-за частых отказов топливной аппаратуры, они лучше подойдут для резервной работы, а вот низкооборотистые двигатели весьма успешно выполняли свои задачи в любом режиме работы. Из минусов – генераторы Kipor очень чувствительны к плохому топливу.

Стационарные дизельные электростанции свыше 30 кВА

В этом классе мощности представлены производители с мировым именем, с высоким качеством изготовления. Как правило, здесь устанавливаются синхронные генераторы таких производителей, как Leroy Somer, Mecc Alte, Linz Electronic, Stomford. Все они высоконадежны, и проблем с ними обычно не бывает. Поэтому основное внимание следует уделять производителю установленного двигателя. В первую очередь следует обратить внимание на сервисную поддержку, ремонтопригодность и наличие запчастей у дилера. Если электростанция с двигателем Volvo, то это хоть и надежно, но необоснованно дорого, начиная от расходных материалов и заканчивая сервисом. Хорошо зарекомендовали себя электростанции с двигателями Iveco, John Deerе, Cummins. Не очень приспособлены для российского топлива и климата двигатели Perkins. Кроме того, эксплуатация электростанций с этим двигателем весьма сложна, так как требуются специальное оборудование и квалифицированный персонал. Caterpillar – это американская надежность, но не на всех марках двигателя. Не рекомендуется приобретать генераторы с двигателями С18 ввиду частых отказов кривошипно-шатунного механизма.

Двигатели китайских производителей в этом классе мощности пока не завоевали себе репутацию, уж очень они боятся российской эксплуатации, климата и некачественных ГСМ.

ТЕХНИКА (обзоры) КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО Компрессоры/Генераторы
О. Калинин Основные Средства 11'2013 15 ноября 2013

Комментарии (0)