Мобильные генераторные установки: рекомендации по выбору

О. Калинин
Сегодня российский рынок мобильных генераторных установок весьма широк, свою продукцию предлагают несколько десятков известных производителей. Перечислять представленные на рынке модели не имеет смысла: в конце концов, каждый в наши дни может найти любую доступную информацию в Интернете: модельный ряд, технические характеристики, цены и т. д. А вот получить данные о достоинствах и недостатках агрегатов, составленные на практике, в ходе эксплуатации и обслуживания электростанций, весьма сложно. Об этом и поговорим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Условно генераторные установки можно разделить на три группы:
  • портативные бензиновые генераторы мощностью от 0,5 до 15 кВА;
  • портативные дизельные генераторы от 4 до 15 кВА;
  • стационарные дизельные электростанции.

Бензиновые генераторы

Среди этих агрегатов наиболее популярны модели мощностью 5,5 кВА. Теоретически такие электростанции непригодны для круглосуточной работы, но рекомендуются для кратковременного использования и резервирования сети, потому что оснащаются высокооборотистыми двигателями с воздушным охлаждением, частота вращения которых, как правило, 3000 об/мин, ресурс – от 500 до 1500 моточасов в зависимости от марки двигателя и «эксплуататоров» генератора. Поэтому бензиновые генераторы лучше всего подойдут для бытового применения: на даче, в загородном доме, для кратковременной работы и подключения электроинструмента. Какого производителя выбрать? Прежде всего нужно обращать внимание на установленный двигатель. Наиболее широко используются двигатели Honda (Япония), Briggs and Stratton (США), Robin (Япония). По опыту рекомендую выбирать генератор с двигателем Honda: он прост, надежен, у него хороший «иммунитет» к российским условиям эксплуатации, а самое главное, нет проблем с запчастями.

Что касается китайских производителей, то здесь хочется выделить пока только одного игрока – компанию Kipor. Бензиновые генераторы Kipor – качественный фабричный продукт, хорошо зарекомендовавший себя в работе. Двигатель – так называемый «аналог Honda», качество сборки неплохое, слабое место – карбюратор, но цена его зачастую равна цене «расходников» на европейские модели. По электрической части бензиновые генераторы Kipor тоже весьма надежны. Синхронный щеточный генератор с АВР имеет хорошие показатели напряжения («Автомат ввода резерва» (АВР) – автоматическая система, которая в случае отсутствия подачи электроэнергии сама запустит электрогенератор и выключит его при восстановлении электроснабжения), если и бывают проблемы, то только с АВР, электроника пока слабое место у китайских производителей, но год от года качество улучшается. Бензиновые генераторы Kipor – это лучший выбор по соотношению цена–качество.

Генераторы европейского производства более надежны, качество сборки на высоком уровне, но и цена в 2–3 раза выше китайских аналогов, они подходят как для бытовых нужд, так и для более ответственной и напряженной работы на стройке. Наиболее известны японские Elemax с двигателем Honda, Sawafuji – отличное качество, премиум-класс, французский SDMO – выносливый генератор, отлично зарекомендовал себя на стройках. Хороший вариант с пластиковым баком, в нем не образуется конденсат, а впоследствии и ржавчина, как это бывает у металлических баков.

Главное достоинство немецких генeраторов Geko – герметичная конструкция (степень защиты IP-54), что позволяет использовать их в любых погодных условиях. Особенность генераторов Geko – асинхронный двигатель, работающий в режиме торможения. Geko – продукция для высокопрофессиональной работы, отсюда и очень высокая цена. Из минусов этих генераторов стоит отметить то, что выходное напряжение сильно зависит от величины нагрузки, перепад напряжения с уровня холостого хода до уровня номинальной мощности может составлять десятки вольт. В моей практике генераторы Geko использовались только газовиками и нефтяниками.

Широко известны и доступны бензиновые генераторы московской компании «Вепрь», которые собирают из импортных комплектующих. У них не очень хорошее качество рамы, отсутствие индикатора топлива на баке, вольтметра, электрические розетки (постоянно ломаются вместе с задней крышкой генератора) – и все это за немалую цену.

Итак, подведем итоги. Если вам нужен бензиновый генератор для интенсивной и ответственной работы, то лучше выбирать марки европейских производителей: Elemax, SDMO, Geko. Если же вы ограничены в средствах и генератор будет работать в кратковременном режиме – берите Kipor: дешево, надежно и с комплектующими не будет проблем.

 

Портативные дизельные генераторы

По типу двигателя дизельные генераторы (ДГУ) делятся на два вида: высокооборотистые с 3000 об/мин и низкооборотистые, или тихоходные, с 1500 об/ мин. Высокооборотистые, как правило, бывают с воздушным охлаждением и рассчитаны на малую мощность. Ресурс таких двигателей – 4000–5000 моточасов. Один из самых известных производителей двигателей этого класса – японская корпорация Yanmar Diesel Engine Co., Ltd. Отличие дизельных генераторов малой мощности от бензиновых – в 2–3 раза больший ресурс. Но качество топлива и российские условия эксплуатации на практике сильно сокращают этот ресурс и ставят их в один ряд с бензиновыми генераторами. Тогда зачем платить больше? Так что, если перед вами стоит вопрос о выборе бензинового или дизельного генератора малой мощности, смело выбирайте бензиновый вариант: дешевле, тише, требования к топливу ниже, не будет проблем с пуском в морозы. Ну а если все же по ряду причин вам нужна дизельная электростанция мощностью до 6 кВт, то здесь производители те же, что и бензиновых электростанций. Двигатель Yanmar подойдет идеально.

Дизельные генераторы до 30 кВА в основном используют для резервирования сети и на строительных объектах. Здесь уже появляются станции с тихоходными двигателями – 1500 об/ мин, ресурс таких агрегатов выше, уровень шума ниже, и они пригодны для круглосуточной работы. Хорошо зарекомендовали себя на стройках генераторы Atlas Copco c двигателями Deutz. Эти двигатели способны работать в напряженном режиме, имеют большой моторесурс, но не годятся для резервного режима работы, так как металл данных моторов имеет свойство ржаветь. Если использовать хорошее топ­ливо и своевременно проводить ТО, то эти электростанции прослужат долго. Из минусов – сервис Atlas Copco не распространяется на двигатели, а отдается дилерам производителя двигателя – это для клиента лишняя «головная боль» и дополнительные расходы, да и цены на обслуживание одни из самых высоких в отрасли. Если вы ограничены в средствах, то есть хорошая альтернатива европейским производителям – уже упомянутые генераторы Kipor. В этом классе мощности у них достаточно широкая линейка: высокооборотистые дизели не очень хорошо зарекомендовали себя в постоянном режиме работы из-за частых отказов топливной аппаратуры, они лучше подойдут для резервной работы, а вот низкооборотистые двигатели весьма успешно выполняли свои задачи в любом режиме работы. Из минусов – генераторы Kipor очень чувствительны к плохому топливу.

Стационарные дизельные электростанции свыше 30 кВА

В этом классе мощности представлены производители с мировым именем, с высоким качеством изготовления. Как правило, здесь устанавливаются синхронные генераторы таких производителей, как Leroy Somer, Mecc Alte, Linz Electronic, Stomford. Все они высоконадежны, и проблем с ними обычно не бывает. Поэтому основное внимание следует уделять производителю установленного двигателя. В первую очередь следует обратить внимание на сервисную поддержку, ремонтопригодность и наличие запчастей у дилера. Если электростанция с двигателем Volvo, то это хоть и надежно, но необоснованно дорого, начиная от расходных материалов и заканчивая сервисом. Хорошо зарекомендовали себя электростанции с двигателями Iveco, John Deerе, Cummins. Не очень приспособлены для российского топлива и климата двигатели Perkins. Кроме того, эксплуатация электростанций с этим двигателем весьма сложна, так как требуются специальное оборудование и квалифицированный персонал. Caterpillar – это американская надежность, но не на всех марках двигателя. Не рекомендуется приобретать генераторы с двигателями С18 ввиду частых отказов кривошипно-шатунного механизма.

Двигатели китайских производителей в этом классе мощности пока не завоевали себе репутацию, уж очень они боятся российской эксплуатации, климата и некачественных ГСМ.