Автобетононасосы на вырост

Леонид Малютин
Результатом строительного бума 2006-2008 гг. стало обновление и расширение машинных парков и новой, и бывшей в эксплуатации техникой. Среди финансово сильных организаций распространилась практика покупки новых машин, интенсивной эксплуатации их в течение полутора-двух лет и обмена на новую по программе trade-in или продажа на вторичном рынке.
 
Бетононасос Туймазинского завода
Schwing S 42 SX
Putzmeister
Junjin
Everdigm ECP37.15XZ с высотой подачи 36,4 м
Daewoo (Hanwoo) DCP36.15X
Schwing S 39 SX. Видны эллиптические передние опоры
АБН-90/47 Туймазинского завода с высотой подачи 47 м
Cifa K 35 L XZ
Sermac 5Z41 c пятисекционной стрелой и высотой подачи 41 м
Daewoo DPC36-III c высотой подачи 36 м на стройке
Бетононасос КСР на шасси «Урал»
Пульт дистанционного управления делает работу эффективнее
Schwing S 36 SX
Everdigm 50CS-5 c высотой подачи 50 м
Бетононасос Zoomlion на шасси Volvo
Помывка бетононасоса – самая важная часть работы оператора

По совокупности косвенных данных к сегодняшнему дню объемы строительства упали втрое, а спрос на новую технику – примерно в пять раз. Дилеры худо-бедно продают, но запасов хватит надолго. Вторичный рынок – и это парадоксально – тоже съежился, как и спрос. При новых ввозных пошлинах стало неинтересно ввозить технику, б/у в Европе, которой там теперь в избытке. Крупные строительные организации, где снизились объемы работ, предпочитают в ожидании лучших времен сдавать технику в аренду, а не продавать. Мелкие организации сворачивают деятельность и распродают технику, но они погоду на рынке не делали и не делают.

Наш рынок аренды по сравнению с западными странами (там это большой бизнес) крошечный, хотя аренда была распространенной формой еще в советские времена.

Автобетононасос, даже бывший в эксплуатации длительный срок, машина дорогая. Ее непросто купить и непросто продать. Объем рынка бетононасосов и в лучшие времена был небольшой – 700...1000 ед., его львиную долю составляют импортные машины, преимущественно б/у. Отечественную промышленность представляет единственный Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА). Подержанных автобетононасосов ввозили в 2,5 раза больше, чем новых, и в 5 раз больше, чем продавал Туймазинский завод.

На волне строительного бума на рынок вышло много новых марок. К старожилам Putzmeister, Cifa, Schwing, Daewoo (он же Hanwoo, а теперь он же Everdigm) добавились Sermac, Waitzinger, Klein, Mecbo, корейские Junjin, KPC, китайские Sany, Zoomlion, XCMG. Наиболее популярны автобетононасосы с высотой подачи бетона 36, 41, 32, 37 и 50 м, и практически вся потребность в них обеспечена импортом. Бетононасосы с меньшей высотой подачи поставляет Туймазинский завод. Этот завод, попав под крыло ОАО «КАМАЗ», пошел в гору – увеличил объемы продаж, расширил линейку автобетононасосов. К единственной модели с высотой подачи бетонной смеси 21 м, которую выпускали с начала 2000-х годов, добавили насосы с высотой подачи 32, 37, 42 и 47 м и с подачей от 75 до 150 м3/ч. Установки легко монтируются на шасси КамАЗ, но завод готов вести монтаж на импортных шасси. Распределительные стрелы сваривают из отечественной и импортной стали Domex. Для автобетононасосов с высотой подачи 37 м и более применяют стрелы итальянской фирмы Antonelli. Основные системы установки – гидросистема, качающий узел с S-образным шибером, электрооборудование – также построены на импортных комплектующих.

Благодаря более удачной, чем у именитых конкурентов, ценовой политике и доступности бетононасосы Everdigm (Daewoo, Hanwoo) заняли около четверти рынка. С 2004 г. линейка выросла в 4 раза – с трех моделей с высотой подачи 31,6; 35,7 и 42,5 м до 13 моделей с высотой подачи от 24 до 49,5 м. То есть компания, освоив наиболее массовый сегмент, стала развивать линейку и вверх, и вниз, пытаясь охватить все сегменты. Четырехсекционные стрелы бетононасосов с высотой подачи от 24 до 43 м складываются по Z- или R-образной схеме, пятисекционная стрела 50-метрового насоса – по комбинированной RZ-схеме. Компания традиционно использует шасси Daewoo.

Ведущий немецкий производитель техники для бетонных работ компания Putzmeister AG также увеличила свою линейку до 16 моделей (в 2004-м было 12). Несколько изменилась и структура модельного ряда: он начинается не с 16-метрового, а с 20-метрового насоса, а заканчивается 70-метровым монстром на 5-осном полуприцепе в сцепе с 5-осным тягачом. В наиболее интересном для российского потребителя диапазоне от 30 до 53 м у Putzmeister 9 моделей с четырех- и пятисекционными стрелами, складывающимися по Z- или R-схеме в зависимости от модели. Putzmeister как технологический лидер отрасли разрабатывает системы, повышающие уровень безопасности работ при больших высотах и вылетах стрелы, при работе в стесненных условиях на неполном опорном контуре. Обычно эти системы предлагают как опцию. Шасси Putzmeister старается использовать от немецких автозаводов.

Бывшая итальянская, а сейчас китайская компания Cifa занимает заметное место на европейском рынке (около 20%) и российском (около 12%). Китайская потому, что в сентябре 2008 г. Cifa была поглощена компанией Zoomlion. Сумма сделки составила 511 млн. евро, из них 240 млн. пошли на покрытие долгов Cifa. Модельный ряд автобетононасосов, поставляемых Cifa на международный рынок (есть модели только для внутреннего рынка), состоит из 9 моделей с высотой подъема от 24 до 57 м. Компания применяет S-образный шибер постоянного сечения, многосекционные стрелы, складывающиеся по Z- или R-схеме, а для моделей с высотой подачи 40 м и более – по смешанной RZ-схеме. Установки монтируют на низкорамные шасси ведущих европейских автокомпаний.

Итальянская фирма Sermac как-то очень быстро завоевала себе место под российским солнцем, выйдя на рынок всего года три назад. У Sermac обширный модельный ряд – 14 моделей с высотой подачи 20…64,5 м и подачей от 130 до 184 м3/ч. Качающий узел снабжен S-образным шибером оригинальной конструкции. Для высоты подачи 32, 35, 37 и 41 м у фирмы по два варианта бетононасосов – с четырех- и пятисекционными стрелами. Пятисекционные складываются по Z-образной схеме, четырехсекционные – по R-образной, кроме модели 4Z36. Для трех моделей в диапазоне 48...53 м используют пятисекционные стрелы с комбинированной RZ-схемой складывания. «Старшую» модель 6RZ65 комплектуют шестисекционной стрелой, что встречается нечасто. Установки монтируют на шасси «большой семерки», отдавая предпочтение IVECO.

Удивительно, но другой знаменитый и старейший немецкий производитель в последние три года медленно, но верно терял рыночную долю, при том что у компании внушительный модельный ряд – 15 моделей с высотой подачи 17…60 м. Schwing отдает предпочтение четырехсекционным стрелам даже на «старших» моделях. Особенность последнего поколения автобетононасосов Schwing – балки передних опор эллиптической формы. Это решение позволяет сделать несущую раму установки у'же и в целом всю конструкцию компактнее, а кроме того, использовать удлиненный насосный агрегат, в котором при той же подаче поршни совершают меньше ходов в высокоабразивной среде, и их ресурс увеличивается. К фирменным особенностям также относятся оригинальный шибер Rock valve и система дистанционного управления и контроля Vector.

Автобетононасосы корейской фирмы Junjin Heavy Industry впервые засветились на выставке «СТТ'2007». Ее продажи пока носят единичный характер, но фирма начала производство автобетононасосов в 1994 г. Модельный ряд состоит из 15 моделей с высотой подъема от 24,5 м на 2-осном шасси до 62,2 м на 6-осном шасси. Установки оснащены автоматикой и дистанционными пультами управления. Изначально фирма использовала шасси Daewoo, чуть позже добавив к ним шасси Volvo. Сегодня бетононасосы монтируют на шасси «большой семерки».

Активно осваивающие российские просторы «китайские товарищи» не оставили без внимания и автобетононасосы. Первопроходцы здесь – Sany и Zoomlion успели отгрызть по куску нашего бетононасосного пирога. Кстати, емкость рынка 700 автобетононасосов – не так и мало. Емкость всего китайского рынка, включая Тайвань, Гонконг и Макао, – 4000 автобетононасосов.

В современных условиях китайское предложение может показаться еще интереснее, чем в лучшие времена. В этой связи надо сказать, что китайцы делают бетононасосы практически из того же самого, что и корейцы и европейцы. Из той же стали Weldox. Пару лет назад рост производства в Китае кранов, бетононасосов и другой техники, требующей прочной и легкой стали, вызвал на мировом рынке дефицит Weldox.

Sany и Zoomlion не единственные предприятия, занимающиеся этой тематикой. Есть еще XCMG, САМС, чьи самосвалы и строительная техника хорошо у нас известны, есть много других, о которых мы еще и не слышали. А пугающая скорость разработки новых моделей и адаптации к требованиям внешних рынков, гибкость с клиентами и агрессивность с конкурентами не оставляют сомнений в том, за кем в конечном итоге останется львиная доля росиийского рынка – уже сейчас с учетом поглощения Cifa китайцы контролируют его четверть.

Компания Sany Heavy Industry занимается автобетононасосами с 2001 г. Скорее всего, по лицензии. Как они сами утверждают, Sany стала первой китайской компанией, разработавшей полностью самостоятельно автобетононасос с выстой подъема более 37 м. Sany экспортирует свою продукцию во многие страны, в том числе США и страны Западной Европы, для чего прошла требуемую сертификацию. Для внешних рынков используются шасси ведущих европейских и японских автомобильных компаний, сертифицированных на этих рынках.

Модельный ряд Sany ориентирован на многоэтажное массовое строительство – 12 моделей с высотой подъема от 37 до 66 м. Бетононасосы оснащены четырех- и пятисекционными стрелами, складывающимися по R- и RZ-образной схеме. Качающие узлы рассчитаны на большие объемы работ – у 37-метрового насоса подача 120 куб.м/ч, у 66-метрового – 200 куб.м/ч. Установки оснащены автоматическими системами, регулирующими работу агрегатов и поддерживающими безопасность. «Старший», 66-метровый насос смонтирован на 6-осном шасси. У Putzmeister аналогичная модель на 6-осном шасси имеет высоту подачи 62,1 м. Господам из Putzmeister есть о чем задуматься в изменившихся экономических условиях.

В модельном ряду ближайшего конкурента Sany – компании Zoomlion Heavy Industry 12 моделей с высотой подъема 22…52 м. Для основных систем насоса используют немецкие и итальянские комплектующие фирм Rexroth, Hawe, Stiebel и т. п. В соответствии с современными требованиями бетононасос оснащен автоматикой, обеспечивающей безопасность работ. В оснащение входят система радиосвязи, пульт дистанционного управления. Доступен и модуль GPS, позволяющий удаленно контролировать местоположение машины. Компания использует шасси Mercedes-Benz, Volvo, Isuzu, Hino, а также спецшасси собственного производства.

Парк автобетононасосов в высшей степени разнообразен по маркам, наработке, основным характеристикам и оснащению. Арендатору есть из чего выбирать. В первую очередь его интересует цена аренды, затем высота подачи и, вероятно, размеры шасси и опорного контура. Просторные стройплощадки встретишь не часто, а потому размеры шасси и возможность выставить бетононасос на неполный опорный контур имеют весомое значение. Как показывает опыт, такое дополнительное оборудование, как пульт дистанционного управления и радиооборудование для связи оператора внизу с рабочим наверху, значительно повышает эффективность работы. Подача качающего узла, напротив, большого значения не имеет, поскольку подача бетононасоса целиком зависит от подвоза бетонной смеси, и быстро это не делается – бо’льшая часть рабочего времени автобетононасоса уходит на маневрирование, развертывание, свертывание, промывку бетоновода.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО Бетоносмеситель/Бетононасос
Леонид Малютин Основные Средства 04'2009 22 июня 2010

Комментарии (0)