Bell в России

Первые впечатления хорошие

Станислав Протасов

В «ОС» № 12 за 2007 г. «Немец африканского происхождения») мы описывали впечатления от поездки в Германию на завод, где собирают сочлененные самосвалы Bell, а также в каменный и песчаный карьеры, где они работают. Для России Bell – техника новая, поэтому было особенно интересно узнать, как работают эти машины в наших условиях. Для этого главный редактор журнала поехал на одну из строительных фирм, работающих в Шереметьево-2.

Я побеседовал с главным инженером и с водителями, работающими на Bell. Строительная компания роет котлован, на вывозке грунта и перевозке песка успешно работали самосвалы КамАЗ. Однако осенью пошли дожди, и эти автомобили не смогли передвигаться по слабому глинистому грунту.

Чтобы не останавливать работы, приняли решение приобрести два новых сочлененных самосвала Bell B30D. Эти машины показали прекрасную проходимость там, где и КамАЗы, и даже Tatra пройти не могли. Собственно, Bell и предназначены для работы на бездорожье – на дорогах общего пользования их применять нельзя из-за превышения допустимого габарита по ширине. «Сочлененники» эксплуатируются почти круглые сутки без выходных (на каждом самосвале работают посменно четыре водителя), с короткими остановками на заправки и ТО, так что даже оценить их пусковые качества в холодную погоду пока не удалось – двигатели практически всегда прогреты. Поездки недальние – от нескольких сот метров до 1...1,5 км.

Серьезных отказов за первые два месяца не было, но выявили два заводских дефекта: в одном случае отсоединился шланг пневмосистемы интеркулера, и самосвал сразу потерял мощность (по-видимому, мощность ограничила электронная система управления), в другом случае лопнул масляный шланг заднего моста. Вызванные «в поле» специалисты довольно быстро разобрались, устранили неисправности, и работа продолжилась.

На российском дизтопливе самосвалы Bell работают хорошо, не капризничая. Сцепление с грунтом и тяговое усилие отличные. Проходимость и пустой машины, и полностью загруженной превосходная, груженая машина берет с места без проблем. По тяговому усилию Bell похож, скорее, не на магистральный грузовик, а на мощный трактор. Конечно, для сочлененного самосвала тоже есть предел проходимости (это не танк!): обслуживающие специалисты не советовали ездить по грязи «выше картеров мостов», иначе могут быстро выйти из строя детали ходовой части. Строители даже провели «испытание», пустив «сочлененник» по очень слабой топкой глине: тяжелая машина прошла пару раз и, пробив глубокую колею, завязла так, что ее пришлось вытаскивать буксиром. При этом от бокового удара разбортировалась и спустила шина. Машину вытянули, шину накачали – и очень быстро Bell снова был готов к работе.

Моторное масло практически не расходуется – нет характерного для новых российских двигателей периода приработки, в течение которого расход масла несколько повышен. Расход топлива, по отзывам водителей, вроде бы великоват – на максимальной нагрузке до 50 л/ч, но я подсчитал, что соотношение расходуемого топлива на тонну полной массы самосвала не больше, чем у других грузовиков ведущих брендов, а если провести точные измерения, то, возможно, и меньше. Думаю, впечатление, что «расход великоват», возникло у водителей оттого, что раньше они ездили на КамАЗах, которые не являются автомобилями повышенной проходимости и не должны потреблять столько топлива, сколько «вездеход» Bell.

Ни один самосвал с жесткой рамой такой же грузоподъемности не сравнится с «сочлененником» по маневренности, это отмечают все водители. Однако курсовая устойчивость могла бы быть и лучше – прекрасные шины Michelin все же оказываются бессильны на скользкой дороге, на гололедице машина «плывет», словно просит «шипованную резину», которую на такие грузовики не устанавливают. Благодаря отсутствию подвески задних мостов машина очень устойчива при боковых кренах, к тому же повышается надежность – нет рессор и нечему ломаться. Передний мост и кабина оснащены подвеской, благодаря которой улучшаются условия труда водителя. Впрочем, они и без того очень хорошие: просторная кабина, удобное подрессоренное сиденье и регулируемая рулевая колонка, система климат-контроля с мощным отопителем.

Все водители подтвердили – утомляемость при работе на Bell гораздо меньше, чем на отечественных грузовиках. Первые же морозы показали: недостаточна теплоизоляция кабины, обивка выполнена из «холодного» пластика, и стоит лишь выключить двигатель и отопитель, как кабина быстро остывает. Для России заводским конструкторам неплохо бы продумать обивку из теплоизолирующего материала. Да и двери закрываются неплотно. Хорошо бы включить в комплектацию и автономный предпусковой подогреватель двигателя и кабины, да и подогрев кузова, что для российского климата не роскошь, а необходимость.

На исключительно удобном щитке приборов с бортовым компьютером можно видеть множество параметров работы агрегатов и систем автомобиля. Звук зуммера и сигнальные лампы предупреждают водителя в случае недостаточного уровня эксплуатационной жидкости или другой потенциально опасной ситуации. Электронные весы показывают массу груза в кузове, и водитель в ходе по­грузки всегда может следить, нет ли «перевеса». Если кузов загружен свыше предела, система управления не позволяет его поднимать, благодаря чему перегрузить автомобиль невозможно.

КамАЗы ждут, когда грунт станет потверже, а Bell работает

Очень удобна и автоматическая коробка передач с ее шестью ступенями и двумя диапазонами, позволяющая системе управления очень точно выбирать оптимальное передаточное число трансмиссии. Правда, выше третьей скорости водителям негде разогнаться, так что «с ветерком» на Bell никто здесь не ездил. Удобен и трансмиссионный тормоз ретардер, который имеет несколько уровней мощности (их выбирает сам водитель на бортовом компьютере) и автоматически включается, если скорость автомобиля, например, на крутом спуске превысит допустимую. Освоить бортовой компьютер не сложно – есть инструкция по эксплуатации автомобиля на русском языке, где все изложено просто и доходчиво. Бортовой компьютер фиксирует массу диагностической информации, помогающей специалистам, выполняющим тех­обслуживание, предотвратить неисправности. Компьютер «выдает» диагностам и резкие торможения, и перегрузки, и все остальные нарушения норм, допущенные в ходе эксплуатации. Это дисциплинирует водителей и владельцев самосвалов Bell.

В заключение скажу: у всех, с кем я беседовал, впечатление о самосвалах Bell очень хорошее – это действительно современная, высокоэффективная машина, мощная и надежная.

«Основные Средства» будут и дальше следить за опытом эксплуатации сочлененных самосвалов Bell в России – читайте наши публикации в следующих номерах!