Немец африканского происхождения

Самосвалы на сочлененной раме Bell

Станислав Протасов

Шарнирно-сочлененный самосвал из Южной Африки... Звучит непривычно, экзотично. Неужели он действительно так надежен, экономичен, эффективен, как нас уверяют? Хотелось понять, убедиться лично. Именно для этого я поехал в Германию на сборочный завод Bell Equipment (Deutschland) в городе Айзенах.

Завод

 

Сборочный завод в Айзенахе – компактное современное предприятие. В цехе светло и очень чисто – я увидел, как рабочий веником и совком сразу же убирал пыль, просыпавшуюся при разгрузке деталей. Это очень важно, потому что чистота при сборке любых механизмов – залог их надежности и долговечности. На производстве работают только немцы, еще со времен ГДР в этом районе располагалось автомобильное производство и имеются квалифицированные кадры. План производства составляется по заказам дилеров, однако в случае неожиданного повышения спроса завод имеет возможность быстро увеличить выпуск самосвалов.

Конструкция и комплектующие

Из ЮАР получают 28...30% комплектующих, остальные – европейского производства. Двигатели Mercedes оборудованы турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, соответствуют действующим европейским нормам Stage III. Компоненты трансмиссии ZF или Alisson (планетарная 6-ступенчатая автоматическая коробка передач с переключением под нагрузкой). Коробка передач управляется с помощью клавиатуры и дисплея на панели приборов. Сцепление многодисковое.

Мощный и экономичный двигатель Mercedes-Benz

Тормоза и гидравлическое оборудование – из Великобритании и Швеции. Гидравлические шланги защищены пластмассовой оболочкой. Гидросистема имеет функции регулирования производительности в зависимости от нагрузки и функции приоритета: для рулевого управления, тормозов и гидроцилиндра подъема кузова. Имеется аварийный гидронасос рулевого управления на случай выхода из строя основного агрегата.

Шарнир сочлененной рамы на конических подшипниках большого диаметра производится в ЮАР. Это оригинальная разработка Bell и одно из основных преимуществ этих самосвалов. Мосты и другие массивные компоненты шасси также из ЮАР, поскольку там большой опыт и хорошее качество производства массивных металлических деталей. Рама состоит из массивных сварных балок коробчатого сечения. Кузовные детали и остальные комплектующие изготавливают в ФРГ в основном в ближайших к Айзенаху городах. Подвеска передних колес – газожидкостные амортизаторы. Тележка задних мостов имеет балансирную балку и стабилизатор поперечной устойчивости на резинометаллических втулках, что упрощает конструкцию, уменьшает объем технического обслуживания и повышает надежность машины.

Две группы – 10 точек смазки легко доступны с правой стороны автомобиля.

В стандартную комплектацию входят моторный компрессионный тормоз, горный тормоз-заслонка в системе выпуска и трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер), несколько уровней мощности которого водитель может выбрать на дисплее управления. Для упрощения обслуживания 14 точек смазки собраны в три легкодоступные группы. Предусмотрена опция – централизованная система смазки, а кроме того, подогрев кузова, что очень важно именно для российских условий.

Большое внимание уделено условиям труда водителя. Доступ в кабину безопасен и надежен – ступени и крепкие поручни не скользят даже в дождь. В стандартную комплектацию входит и кондиционер. Воздушный фильтр системы вентиляции кабины расположен за спинкой сиденья и меняется очень просто. Кабина установлена на резиновых подушках-демпферах. Сиденье водителя подрессорено, степень амортизации регулируется в зависимости от массы водителя. Положение сиденья регулируется по высоте, в продольном направлении и по наклону спинки. Все органы управления расположены очень эргономично. Есть полость для хранения пищи – с охлаждением и подогревом. Угол подъема кузова может быть установлен на дисплее, после чего подъем кузова выполняется автоматически. Автомобили оборудуются весами кузова, показания которых выводятся на дисплей в кабине, благодаря чему водитель очень точно может контролировать массу груза, не допуская ни недогруза, ни перегрузки.

Под задней частью кузова удобно расположена группа из 4 точек смазки

Шины – Michelin, известные высоким качеством. Для машин, работающих в северных регионах при температурах до –50 °С, например на Аляске, предлагается арктический пакет Arctic Fox. Для России разработан более бюджетный, сокращенный вариант. Автомобиль оснащается топливными фильтрами и водоотделителем, надежными и проверенными на практике, ведь в Африке и Азии с топливом такие же проблемы, как и в России. Для России предполагается устанавливать систему регулирования давления в шинах для движения по слабым грунтам и болотам.

Первое ТО выполняется через 250 мото•ч, дальше – с периодичностью 500 и 2000 мото•ч.

Производство и контроль качества

У каждого автомобиля есть карта сборки, в которой фиксируются контрольные параметры на всех этапах. На заводе существует независимая служба контроля качества, работники которой постоянно проверяют процесс производства на всех стадиях. Готовый автомобиль проходит «выходной контроль» (Pre-Delivery Inspection), который длится 5 ч и включает 45-минутные ездовые испытания на заводском полигоне и проверку всех механизмов и герметичности всех систем, а также режимов работы двигателя.

Мощный и экономичный двигатель Mercedes-Benz

Существует и третья контролирующая инстанция – инженеры головного офиса компании, которые периодически приезжают на завод и проводят независимые проверки. После «выходного контроля» автомобили моют в мойке и покрывают защитным лаком, проводят смазку и антикоррозионную обработку.

Опыт эксплуатации

Я познакомился с работой сочлененников Bell в каменном карьере и на засыпке песчаных пустот, оставшихся от закрытых шахт. Отзывы эксплуатационников только положительные: автомобили надежные, мощные, экономичные, серьезных претензий к качеству практически нет. В каменном карьере Bell они работают в условиях сильной запыленности, ходят по абразивному и агрессивному каменистому грунту, перевозят каменный материал – от щебня до крупнокусковой массы и огромных каменных блоков. Дополню личными впечатлениями: в кабине воздух чистый, совсем без пыли, температура комфортная, уровень шума и вибраций невысокий – во время движения можно спокойно разговаривать. Благодаря особой конструкции кузова при выгрузке машина практически не откатывается. В кабине почти не чувствуется, что из кузова высыпаются десятки тонн груза. Рулевое управление специально сделано легким – несколько легче, чем у Volvo и Caterpillar, чтобы проще было маневрировать. Передачи переключаются мягко, благодаря чему грунт не просыпается из кузова. Ограничитель скорости автоматически включает тормоза, если скорость, например, на спуске превысит установленный предел. В общем, условия работы водителя отличные.

Балансирная балка тележки задних мостов крепится на резинометаллических подушках-демпферах

Совершенно другие условия эксплуатации самосвалов Bell на засыпке закрытых шахт: исключительно слабый грунт, на котором невозможно использовать обычные строительные самосвалы с жесткой рамой (они проваливались в грунт и для них потребовалось бы специально строить твердые дороги, погрузочные и разгрузочные площадки). Самосвалы с жесткой рамой оказались недостаточно маневренными, не могли преодолевать повороты малого радиуса, крутые песчаные подъемы и спуски, которые встречались в данной местности, не могли подъехать к краю отвала из-за опасности обрушения. Использовать бульдозер для перемещения грунта на 20...30 м к краю отвала было бы нерационально, а кроме того, бульдозер тоже создает вибрации и толчки, которые могли привести к обрушению грунта. У самосвалов с жесткой рамой хорошее сцепление с песчаным грунтом, когда они загружены, но недостаточное, когда автомобиль порожний, поэтому после разгрузки самосвал не мог выехать с площадки. И только самосвалы на шарнирно-сочлененной раме в этих условиях сохраняли отличную проходимость и с грузом, и без него и могли выполнять перевозки экономично и надежно.

Итоги и выводы

Шарнирно-сочлененные самосвалы Bell – высококачественные и надежные машины. Конструкция их оригинальна и имеет ряд достоинств. Быстрый рост компании Bell и ее присутствие на втором-третьем месте на рынках во всех регионах мира при цене автомобилей, сравнимой с ценами других производителей, свидетельствует о высоком качестве ее продукции.

Только самосвалы с шарнирно-сочлененной рамой способны разгружаться на краю отвала...

Наличие в линейке самого большого в мире 50-тонного самосвала также является преимуществом. Опыт эксплуатации самосвалов на Аляске, в Африке и Австралии доказывает их пригодность для российских условий, а сотрудничество Bell с российской компанией «ТехСтройКонтракт», имеющей 105 филиалов по всей России, является залогом своевременного качественного обслуживания и снабжения запчастями.

Компания Bell основана как семейное предприятие в 1954 г. С конца 1950-х, постепенно увеличивая ассортимент, производит высококачественную сельскохозяйственную, лесозаготовительную, дорожно-строительную и карьерную технику. В 1984 г. выпущен первый самосвал на шарнирно-сочлененной раме: 25-тонный В25А. В 2000 г. произведено уже 5000 шарнирно-сочлененных самосвалов. В 2002-м начато производство самого большого в мире сочлененника – 50-тонного В50D. С 1990-х годов компания выходит на второе-третье место на рынках сочлененных самосвалов во всем мире. С 2003 г. в Европе в г. Айзенах работает завод по сборке самосвалов Bell.

Еще раз о достоинствах

Простое автоматизированное управление, тормоза срабатывают автоматически при отпускании педали акселератора, высота подъема кузова задается и контролируется автоматически.

Сниженное давление на грунт благодаря меньшей массе автомобиля.

Готовые автомобили отправляют
на 45-минутные ездовые испытания

Линейка самосвалов Bell построена так, что у всех моделей полная масса на 5 т меньше, чем у соответствующих им моделей в линейке других производителей. Экономичные двигатели Mercedes в сочетании с меньшей массой дают экономию топлива 20...30% по сравнению с Caterpillar и Terex. С Volvo у Bell примерно равная топливная экономичность.

Самый мощный и надежный шарнир рамы.

Мощная тормозная система с несколькими вспомогательными системами, снижающими износ колесных тормозов.

Благодаря высокому тяговому усилию на колесах, высокой мощности двигателей и мощности тормозов проходимость самосвалов Bell высокая. Они способны преодолевать крутые подъемы и спуски и быстрей перемещаться, благодаря чему сокращается продолжительность рабочего цикла, повышается производительность.

Большой дорожный просвет и большой вертикальный ход подвески, благодаря чему улучшается проходимость.

Самоблокирующиеся дифференциалы и система регулирования тягового усилия повышают проходимость. Хорошая выгрузка грунта из кузова: конструкция такова, что откат автомобиля минимален.

… и взбираться на крутые песчаные откосы

Оборудование автомобилей весами кузова позволяет водителю контролировать массу груза, не допуская недогруза и перегрузки, в результате повышается производительность и исключаются поломки из-за превышения допустимых нагрузок.

Опция – спутниковая система управления Fleetmatic позволяет оперативно контролировать загрузку и другие параметры работы, а также получать информацию для технического обслуживания самосвала.

Малый объем технического обслуживания благодаря удачной и простой конструкции.

Легкий доступ ко всем точкам обслуживания благодаря их удобному расположению и возможности наклона кабины.

Опция – автоматическая централизованная система смазки.