Комфорт понятие не российское?

А. Харюшин

Погрузчик с бортовым поворотом МКСМ-800 с 1991 г. производит ООО «Курганмашзавод» по лицензии словацкой компании Detva, которая разработала эту конструкцию в 1980-е годы, однако это вовсе не означает, что машина морально устарела. Если внимательно присмотреться к западной технике, то обнаружится не так уж много различий: та же компоновка, такая же кабина, такой же набор рабочего оборудования и те же функции. Только цена несколько отличается в пользу уральской техники, благодаря чему МКСМ-800 с большим отрывом – вдвое опережает суммарный объем продаж новой техники именитых конкурентов.

Более того, ликвидированы многие «детские болезни», расширен выбор комплектаций, созданы разветвленные дилерская и сервисная сети, которые в короткие сроки осуществляют поставки запчастей в любой регион страны. Простая конструкция – не значит плохая. Некоторые западные фирмы, например японская ТСМ Corporation, придерживаются подхода «чем «железней», тем надежней». Ее погрузчики также не «нашпигованы» электроникой, а вместо управляющей гидравлики использованы механические системы.

Любая машина рано или поздно выходит из строя из-за отказа какого-либо узла, системы или по форс-мажорным обстоятельствам – при столкновении или опрокидывании. Для ремонта МКСМ-800 не нужна ее транспортировка в сервисный центр за тысячи километров или визит высококвалифицированного сервисного инженера, стоимость услуг которого сопоставима со стоимостью машины. Купить запасную часть не составляет проблемы и отремонтировать машину самостоятельно вполне по силам.

Компоновка погрузчика МКСМ-800 традиционная: двухбалочная П-образная в плане стрела и передний вход в кабину. Стрелу поднимает пара гидроцилиндров, параллелограммный механизм на стреле позволяет при подъеме сохранять постоянный горизонт ковша. Перекладина в передней части стрелы служит одновременно подножкой и снабжена рифленой ступенькой. В задней части продольно размещен двигатель, приводящий гидронасосы хода и рабочего оборудования. Бортовой поворот дает машине высокую маневренность – она легко разворачивается на месте противоходом колес левого и правого бортов.

Погрузчик выпускают в двух видах исполнения – «северном» и «южном». На выбор покупателя – три двигателя: дизель чешский Zetor и американский John Deer с жидкостным охлаждением, а также немецкий Hatz с воздушным охлаждением. Комплектация с двигателем Zetor – наиболее доступна по цене, а заправляют его отечественным моторным маслом. Двигатель Hatz отличается большим ресурсом – 18 тыс. машино-ч, а воздушное охлаждение не требует радиатора и охлаждающей жидкости, что снижает эксплутационные расходы. Предусмотрена и автоматическая защита двигателя от нарушений условий эксплуатации (остановка при обрыве ремня или падении давления в системе смазки). Для эксплуатации в холодном климате погрузчик оборудуют предпусковым подогревателем, обеспечивающим уверенный запуск даже при –40 °С. Дизель John Deer особенно подходит для эксплуатации в сухом, жарком климате.

Его система охлаждения позволяет МКСМ-800 работать в температурном диапазоне –20…+50 °С. В кабине установлен вентилятор-пылеотделитель, облегчающий работу оператора в условиях запыленности. Кабину можно трансформировать в облегченный вариант, заменив двери и окна на защитные решетки, которые прилагаются в комплекте. Модификацию с дизелем John Deer поставляют под заказ.

Погрузчик оснащают гидроаппаратурой, которую выпускают в С.-Петербурге и Коврове. Конечно, было бы лучше, если бы отечественная гидравлика была понадежней. Применение импортных комплектующих вполне возможно, но серьезно скажется на цене.

Тепло- и шумоизолированная кабина с традиционным передним входом выполнена в соответствии с современными канонами эргономики и безопасности. Мягкое подрессоренное кресло регулируется в продольном направлении. Оператор управляет машиной двумя джойстиками, прилагая минимум усилий. Приборы, световые индикаторы и панели переключателей размещены на консолях вместе с джойстиками. Дуга (рычаг) безопасности в поднятом положении блокирует гидравлику и, кроме того, служит опорой для рук. Зимой согреться поможет мощный отопитель.

Не забыли и о мелких бытовых удобствах, таких как крючки для одежды, а на задней стенке закреплена коробка для инструмента и принадлежностей. Переднее стекло кабины снабжено стеклоочистителем, заднее стекло дополнительно служит аварийным выходом. В открытом положении дверь фиксируется механическим стопором. Обзор впереди и по бокам обеспечен большой площадью остекления, а обзор сзади – боковыми зеркалами, которые устанавливают далеко не на все импортные погрузчики. Боковые стекла снабжены форточками. На погрузчик устанавливают две фары на оперении и дополнительную фару на крыше кабины, а также полный комплект приборов световой и звуковой сигнализации.

Многофункциональность МКСМ-800 обеспечена за счет широкого выбора рабочих органов – это основной ковш вместимостью 0,46 м3, карьерный ковш такой же вместимости для погрузки дробленого камня, поворотный отвал, грузовые вилы и вилы с прижимом, грузовые штырь и стрела, одноковшовый и траншейный экскаваторы, буровое оборудование.

Для содержания дорог предусмотрены щетка, фрезерно-роторный снегоочиститель, агрегат для разбрасывания противоледных реагентов, для механизации строительных работ – навесной бетоносмеситель. В этот перечень входит даже монтируемый сзади рыхлитель. Габаритные размеры погрузчика позволяют проезжать в проемы 2,1 м высотой и 1,8 м шириной. МКСМ выполняет широкий круг работ по уходу за тротуарами, пешеходными дорожками, аллеями, торговыми территориями, при прокладке коммуникаций, обслуживании дорог и обустройстве ландшафтов.

Рабочие органы легко сменить с помощью механизма быстрой смены (суппорта). Гидрофицированное оборудование подключают к погрузчику через быстроразъемную полумуфту. Более того, МКСМ-800 совместим по рабочему оборудованию со словацкими погрузчиками Locust.

Проводить техническое обслуживание МКСМ так же легко и просто, как и управлять им. Точки обслуживания сгруппированы в легкодоступных зонах. Открыв задний капот, можно получить доступ к двигателю, а откинув кабину – к гидросистеме погрузчика.