Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Вся правда о ямочном ремонте (ч.1)
Дорожный ремонт
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Дорожная карта
Техника для ямочного ремонта
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Конструкции автобусов для линий BRT
Ковши «обратная лопата»
Сменное рабочее оборудование гидравлических экскаваторов
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков

Выше небоскрёба

Ю. Петров

Капитальное строительство невозможно представить без башенных кранов. С помощью этих машин выполняют бoльшую часть всех подъемно-транспортных операций на строительных объектах средней и повышенной этажности. Для некоторых операций альтернативы этому подъемному оборудованию не существует. В мире интерес к башенным кранам обычно зависит от активности строительной индустрии. На российском рынке спрос на них пока небольшой, но стабильный. В статье дан краткий обзор отечественных и зарубежных производителей башенных кранов, чья продукция является наиболее востребованной в России.

Liebherr 180 EC-H12

Башенные краны классифицируют как передвижные по рельсовым путям, стационарные (приставные) и самоподъемные (монтируемые на каркасной конструкции здания). Их выпускают с поворотной и неповоротной башней, с подъемной стрелой и горизонтальной балочной стрелой. Наряду с башенными кранами в строительстве используют краны-погрузчики, стационарные монтажные и мобильные самомонтирующиеся краны, которые перевозят с объекта на объект в собранном виде на подкатной тележке одним автомобилем.

Крупнейший производитель башенных кранов в России – ОАО «Ржевский Краностроительный Завод». Производимый здесь стационарный КБ-473 насчитывает десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью 8 т. Его разработал ржевский НИИБашкран совместно с питерским НТП «Башкран», а предназначен он для строительства из монолитного железобетона и кирпича зданий повышенной этажности – до 162 м. Кран оснащен неполноповоротной башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35...50 м.

КБ-473

КБ-474 выпускают в двух базовых вариантах – передвижной полноповоротный и приставной стационарный с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой. Оба варианта выпускают в пяти исполнениях по грузоподъемности – от 1,2 до 3,8 т. КБ-474 остается самым высоким отечественным краном. Высота подъема при двукратной запасовке грузового каната составляет 222 м. В передвижном и стационарном исполнениях производят также кран КБ-571Б г/п 2,6...12,0 т при вылете стрелы 20,8...70,0 м.

В производственной программе завода – мобильные башенные краны КБМ-401П, КБМ-401П-41, КБ-405, мобильные самомонтирующиеся краны РБК-2.20, РБК-3.40, РБК-5.60, стреловые краны серии КЛ-3, грузовые и пассажирские лифты ПП и ПГ для промышленных зданий и сооружений, строительные подъемники, вышки связи ВС-60, крановые электродвигатели, блоки резисторов и др.

ОАО ТД «Уралкран» с 2003 года является управляющей компанией ОАО «Нязепетровский краностроительный завод» (Челябинская обл.). Менее чем за полтора года Уралкран сумел создать из погибающего завода активно развивающееся предприятие. Сегодня основная продукция завода – башенные краны КБ-403Б, КБ-403Б.4 и КБ-408.21, используемые в промышленном и гражданском строительстве.

КБ-474 стационарные

КБ-403Б предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54,7 м с массой монтируемых элементов до 8 т. КБ-408.21 используют на строительных и монтажных работах, производимых на высоте до 72,7 м, с массой монтируемых элементов до 10 т. Кран-погрузчик КБ-578 по своим характеристикам не имеет аналогов в России и странах СНГ. Он предназначен для погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, на складах и при различных технологических операциях в строительном комплексе взамен устаревших кранов КБ-572, БКСМ-5-5Ф, МКРС-300 и др. Не так давно все башенные краны, производимые в Нязепетровске, модернизированы с целью улучшения эксплуатационных характеристик. В 2004–2005 годах завод активно модернизировал производство и осваивал выпуск новой продукции – кран-балок, мостовых кранов.

В ноябре 2004 года открылось представительство предприятия в Петербурге – ООО ТД «Уралкран-СПб». Представительство занимается продвижением продукции Нязепетровского завода на рынках Северо-Запада и центрального региона России, а также разработкой проектов мостовых кранов. В 2004 году ОАО «НКСЗ» изготовило 63 башенных крана – на 26 грузоподъемных машин больше, чем в 2003 году. Объем продаж по отношению к 2003 году увеличился в два раза, составив 308 млн. 604,2 тыс. руб.

КБ-405

ЗАО «Машстройиндустрия», образованное в ноябре 2002 г., объединило несколько заводов – изготовителей техники и оборудования: ОАО «Строммашина» (г. Кохма), ООО «Одинцовский Механический Завод», ООО «Машиностроительный завод» (г. Вичуга), ООО «Лифтек» (г. Видное), ООО «КранЭлектро» (г. Москва), ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

Передвижной башенный кран КБ-515 на рельсовом ходу, выпускаемый с 2003 года на Одинцовском механическом заводе, предназначен для строительства 25-этажных зданий (грузоподъемность 10 т, вылет стрелы 50 м, высота подъема 96 м). Глубина опускания груза у КБ-515 – 5 м, что позволяет применять его для котлованных работ. Наращивание башни производится сверху монтажной обоймой с гидравлическим механизмом наращивания.

Модель КБ-415 производства завода «Строммашина» (г. Кохма) успешно заменяет старые модели башенных кранов КБ-403А, КБ-405-01, КБМ-401, КБ-408, КБ-411, эксплуатирующиеся до настоящего времени. КБ-415 используют на строительстве 19-этажных зданий. Для строительства подземной части зданий и зданий высотой до 8 этажей на небольших строительных площадках с апреля 2004 года ЗАО «Машстройиндустрия» предлагает «нулевик» – КБ-415-07 грузоподъемностью до 15 т.

Liebherr MK 80

Эту машину, выпускаемую Одинцовским заводом, выгодно отличает возможность возведения и нулевого цикла, и небольших зданий – детских садов, школ, малоэтажного жилья в условиях ограниченного пространства и плотной застройки. Предприятие также выпускает автокраны, мачтовые подъемники, кран-погрузчик КБ-515.05.

ОАО «Ухтинский механический завод», отметившее в прошлом году 75-летний юбилей, в 1966 году в рамках программы обустройства и развития северных городов освоило выпуск башенных кранов, работающих при температуре до –60 °С. В настоящее время в программе завода – высокомобильный самомонтирующийся башенный кран КБ-202.УХЛ грузоподъемностью 3 т. Основу производства составляют краны КБ-309.АХЛ, КБ-309-02.АХЛ, КБ-309-03.АХЛ для строительства трех-, пяти- и девятиэтажных домов, а также кран-погрузчик с балочной стрелой для открытых складских площадок грузоподъемностью 10 т. Кроме того, предприятие выпускает три модели крана-погрузчика КБ-309-01.АХЛ, КБ-309-04.АХЛ, КБ-309-05.АХЛ с балочной стрелой грузоподъемностью 5...10 т.

Они могут быть использованы для механизации строительно-монтажных работ при возведении малоэтажных зданий, для погрузочно-разгрузочных работ. Недавно завод освоил выпуск 10-тонного крана КБМ-401ХЛ с балочной стрелой и высотой подъема груза 47 м при максимальном вылете стрелы (при поднятой на 30° стреле максимальный подъем – 60 м).

КБ-403А

Крупнейшее предприятие по производству лифтов ОАО «Карачаровский механический завод» выпускает на данный момент три модели кранов: башенный КБ-411 для механизации строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, проводимых в стесненных условиях городской застройки; КБ-504.08 для строительства зданий до 25 этажей (высота подъема груза до 94,8 м) и специальный стационарный монтажный кран КССМ-401УХЛ для строительно-монтажных работ на объектах промышленного, жилищного и специального назначения (например, мостостроения).

ЗАО «Русский крановый завод» из Барнаула под заказ предлагает строительные башенные краны РБК-5.60, КБ-415 (исполнения 00, 01, 02, 03, 04), КБ-411-04, КБ-411-05, КБ-404.4 и гидравлический с телескопической стрелой КЖТ-561. Башенные краны можно использовать в качестве кранов-погрузчиков для работы на складах, полигонах, для выполнения нулевого цикла. Некоторые башенные краны завод производит в стационарном исполнении (с неповоротной башней, свободно стоящей на опорной раме или непосредственно закрепленной на фундаменте).

Zeppelin SMК206

ОАО «Санкт-Петербургский механический завод» выпускает версию башенного крана КБ-503Б. Основное отличие от базовой модели КБ-503 – отсутствие подъемника машиниста и одной секции башни. Предприятие работает над усовершенствованием новых кранов на базе КБ-503 с высотой подъема до 80,6 м (КБ-503Б.21) и до 90,2 м (КБ СМ-503Б) и вылетом стрелы до 50 м.

Старейшее в СНГ предприятие, выпускающее башенные краны, – никопольское ПО «Краностроительный завод» (Украина), в этом году отмечает свое 120-летие. В его производственной программе – кран-лесопогрузчик башенного типа КБ-572Б на рельсовом ходу с балочной стрелой и грузовой тележкой (возможно передвижение под порталом железнодорожных вагонов, допускается использование в качестве строительного крана). Для погрузочно-разгрузочных работ на складах всех видов КБ-572Б оборудуют грейфером или магнитной шайбой. Полноповоротные башенные краны КБ-676А и КБ-308А на рельсовом ходу предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, административных и промышленных зданий и сооружений из объемных и тяжелых конструкций массой до 25 и 8 т соответственно.

Изредка на рынке встречаются предложения о продаже кранов КБ-674А (г/п 25 т, вылет стрелы 35,5 м) и БК-1000 (г/п 63 т, высота 88,5 м). Прекратили выпуск башенных кранов КБ-415 московское ЗАО «Бакра» (правопреемник Московского краностроительного завода «Северянин»), завод в Мончегорске, Краностроительный завод в г. Рустави (Грузия).

КБ-408.21

Продукция отечественных заводов соответствует требованиям российских стандартов, норм и правил, регламентирующих условия работы оператора и запас прочности оборудования. Отечественные ГОСТы по ряду требований гораздо жестче, чем стандарты Германии, Финляндии, Британии – DIN, SFS, BS. Так, например, работа импортных кранов разрешена, как правило, до –25 °С, для отечественных кранов в обычном исполнении допуск составляет до –40 °С, у КБ-578 – и до –60 °С. Однако с появлением ускоренных технологий строительства сокращения цикла работ в зимний период эти требования уже не являются приоритетными или актуальными. Современные строительные технологии монолитного возведения зданий предъявляют новые требования к кранам – компактность места установки, скорость перемещения грузов, значительная высота, увеличенная зона обслуживания и простота монтажа. Поэтому на отечественном рынке пустующую нишу в 1990-х годах заняло оборудование зарубежного производства.

Одна из крупнейших фирм Москвы по сдаче в аренду грузоподъемного оборудования – ЗАО «Рентакран» – основана в 1996 году. Сейчас компания сдает в аренду, продает (в том числе по лизингу) новое и бывшее в употреблении подъемно-транспортное оборудование, например башенные краны Potain (Франция) и Liebherr (Германия).

Компания Potain представлена в России двумя сериями: гидравлические компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов – 6...12 т. При вылете стрелы 60 м высота свободностоящих кранов достигает 75 м, а с пристежкой к зданию – до 200 м и выше.

КБ-474 передвижной

В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входит семь серий башенных кранов (HC, LC, LD, EL, EC-H, EC-H Litronic и EC-HM FR.Litronic), три серии специальных кранов (EC-B, HC-K, HC-L) и пять серий компактных монтажных кранов (H, HM, TT, K и R), управляемых с пульта на земле. Жаль только, что нормы Ростехнадзора России не позволяют управлять такими механизмами дистанционно. При этом краны серии R (32 TTR и 42 KR.1) грузоподъемностью 4 т (высота подъема груза 24 м и 26 м соответственно) изготовлены на гусеничном ходу, что делает их незаменимыми на грунтах с пониженной несущей способностью. Для работы в городских условиях производят башенные краны на автомобильном шасси (8-тонные Liebherr МК 80 и Liebherr МК 100) и на шасси прицепа (1,2- и 2,0-тонные Liebherr 13 HM и Liebherr 20 HM).

Компания Comedil TEREX экспортирует в Россию новейшую модель крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует 21 модификация этой модели для решения задач любого масштаба и любой сложности – от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 т, максимальный вылет стрелы – от 41 до 85 м, а высота – от 18 до 106 м без крепления к стене и до 285 м в случае крепления к строительному объекту.

Кроме этого на рынке России широко представлены башенные краны IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi и Zeppelin (серия ZBS). Более подробно о новых моделях башенных кранов российских и зарубежных производителей мы расскажем в следующих публикациях.

Ю. Петров Основные Средства 05'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)