Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
 1
О зимнем дизельном топливе
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Проблемы пуска дизельных двигателей
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин

Выше небоскрёба

Ю. Петров

Капитальное строительство невозможно представить без башенных кранов. С помощью этих машин выполняют бoльшую часть всех подъемно-транспортных операций на строительных объектах средней и повышенной этажности. Для некоторых операций альтернативы этому подъемному оборудованию не существует. В мире интерес к башенным кранам обычно зависит от активности строительной индустрии. На российском рынке спрос на них пока небольшой, но стабильный. В статье дан краткий обзор отечественных и зарубежных производителей башенных кранов, чья продукция является наиболее востребованной в России.

Liebherr 180 EC-H12

Башенные краны классифицируют как передвижные по рельсовым путям, стационарные (приставные) и самоподъемные (монтируемые на каркасной конструкции здания). Их выпускают с поворотной и неповоротной башней, с подъемной стрелой и горизонтальной балочной стрелой. Наряду с башенными кранами в строительстве используют краны-погрузчики, стационарные монтажные и мобильные самомонтирующиеся краны, которые перевозят с объекта на объект в собранном виде на подкатной тележке одним автомобилем.

Крупнейший производитель башенных кранов в России – ОАО «Ржевский Краностроительный Завод». Производимый здесь стационарный КБ-473 насчитывает десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью 8 т. Его разработал ржевский НИИБашкран совместно с питерским НТП «Башкран», а предназначен он для строительства из монолитного железобетона и кирпича зданий повышенной этажности – до 162 м. Кран оснащен неполноповоротной башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35...50 м.

КБ-473

КБ-474 выпускают в двух базовых вариантах – передвижной полноповоротный и приставной стационарный с неповоротной башней и полноповоротной балочной стрелой. Оба варианта выпускают в пяти исполнениях по грузоподъемности – от 1,2 до 3,8 т. КБ-474 остается самым высоким отечественным краном. Высота подъема при двукратной запасовке грузового каната составляет 222 м. В передвижном и стационарном исполнениях производят также кран КБ-571Б г/п 2,6...12,0 т при вылете стрелы 20,8...70,0 м.

В производственной программе завода – мобильные башенные краны КБМ-401П, КБМ-401П-41, КБ-405, мобильные самомонтирующиеся краны РБК-2.20, РБК-3.40, РБК-5.60, стреловые краны серии КЛ-3, грузовые и пассажирские лифты ПП и ПГ для промышленных зданий и сооружений, строительные подъемники, вышки связи ВС-60, крановые электродвигатели, блоки резисторов и др.

ОАО ТД «Уралкран» с 2003 года является управляющей компанией ОАО «Нязепетровский краностроительный завод» (Челябинская обл.). Менее чем за полтора года Уралкран сумел создать из погибающего завода активно развивающееся предприятие. Сегодня основная продукция завода – башенные краны КБ-403Б, КБ-403Б.4 и КБ-408.21, используемые в промышленном и гражданском строительстве.

КБ-474 стационарные

КБ-403Б предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54,7 м с массой монтируемых элементов до 8 т. КБ-408.21 используют на строительных и монтажных работах, производимых на высоте до 72,7 м, с массой монтируемых элементов до 10 т. Кран-погрузчик КБ-578 по своим характеристикам не имеет аналогов в России и странах СНГ. Он предназначен для погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, на складах и при различных технологических операциях в строительном комплексе взамен устаревших кранов КБ-572, БКСМ-5-5Ф, МКРС-300 и др. Не так давно все башенные краны, производимые в Нязепетровске, модернизированы с целью улучшения эксплуатационных характеристик. В 2004–2005 годах завод активно модернизировал производство и осваивал выпуск новой продукции – кран-балок, мостовых кранов.

В ноябре 2004 года открылось представительство предприятия в Петербурге – ООО ТД «Уралкран-СПб». Представительство занимается продвижением продукции Нязепетровского завода на рынках Северо-Запада и центрального региона России, а также разработкой проектов мостовых кранов. В 2004 году ОАО «НКСЗ» изготовило 63 башенных крана – на 26 грузоподъемных машин больше, чем в 2003 году. Объем продаж по отношению к 2003 году увеличился в два раза, составив 308 млн. 604,2 тыс. руб.

КБ-405

ЗАО «Машстройиндустрия», образованное в ноябре 2002 г., объединило несколько заводов – изготовителей техники и оборудования: ОАО «Строммашина» (г. Кохма), ООО «Одинцовский Механический Завод», ООО «Машиностроительный завод» (г. Вичуга), ООО «Лифтек» (г. Видное), ООО «КранЭлектро» (г. Москва), ОАО «Щербинский лифтостроительный завод».

Передвижной башенный кран КБ-515 на рельсовом ходу, выпускаемый с 2003 года на Одинцовском механическом заводе, предназначен для строительства 25-этажных зданий (грузоподъемность 10 т, вылет стрелы 50 м, высота подъема 96 м). Глубина опускания груза у КБ-515 – 5 м, что позволяет применять его для котлованных работ. Наращивание башни производится сверху монтажной обоймой с гидравлическим механизмом наращивания.

Модель КБ-415 производства завода «Строммашина» (г. Кохма) успешно заменяет старые модели башенных кранов КБ-403А, КБ-405-01, КБМ-401, КБ-408, КБ-411, эксплуатирующиеся до настоящего времени. КБ-415 используют на строительстве 19-этажных зданий. Для строительства подземной части зданий и зданий высотой до 8 этажей на небольших строительных площадках с апреля 2004 года ЗАО «Машстройиндустрия» предлагает «нулевик» – КБ-415-07 грузоподъемностью до 15 т.

Liebherr MK 80

Эту машину, выпускаемую Одинцовским заводом, выгодно отличает возможность возведения и нулевого цикла, и небольших зданий – детских садов, школ, малоэтажного жилья в условиях ограниченного пространства и плотной застройки. Предприятие также выпускает автокраны, мачтовые подъемники, кран-погрузчик КБ-515.05.

ОАО «Ухтинский механический завод», отметившее в прошлом году 75-летний юбилей, в 1966 году в рамках программы обустройства и развития северных городов освоило выпуск башенных кранов, работающих при температуре до –60 °С. В настоящее время в программе завода – высокомобильный самомонтирующийся башенный кран КБ-202.УХЛ грузоподъемностью 3 т. Основу производства составляют краны КБ-309.АХЛ, КБ-309-02.АХЛ, КБ-309-03.АХЛ для строительства трех-, пяти- и девятиэтажных домов, а также кран-погрузчик с балочной стрелой для открытых складских площадок грузоподъемностью 10 т. Кроме того, предприятие выпускает три модели крана-погрузчика КБ-309-01.АХЛ, КБ-309-04.АХЛ, КБ-309-05.АХЛ с балочной стрелой грузоподъемностью 5...10 т.

Они могут быть использованы для механизации строительно-монтажных работ при возведении малоэтажных зданий, для погрузочно-разгрузочных работ. Недавно завод освоил выпуск 10-тонного крана КБМ-401ХЛ с балочной стрелой и высотой подъема груза 47 м при максимальном вылете стрелы (при поднятой на 30° стреле максимальный подъем – 60 м).

КБ-403А

Крупнейшее предприятие по производству лифтов ОАО «Карачаровский механический завод» выпускает на данный момент три модели кранов: башенный КБ-411 для механизации строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ, проводимых в стесненных условиях городской застройки; КБ-504.08 для строительства зданий до 25 этажей (высота подъема груза до 94,8 м) и специальный стационарный монтажный кран КССМ-401УХЛ для строительно-монтажных работ на объектах промышленного, жилищного и специального назначения (например, мостостроения).

ЗАО «Русский крановый завод» из Барнаула под заказ предлагает строительные башенные краны РБК-5.60, КБ-415 (исполнения 00, 01, 02, 03, 04), КБ-411-04, КБ-411-05, КБ-404.4 и гидравлический с телескопической стрелой КЖТ-561. Башенные краны можно использовать в качестве кранов-погрузчиков для работы на складах, полигонах, для выполнения нулевого цикла. Некоторые башенные краны завод производит в стационарном исполнении (с неповоротной башней, свободно стоящей на опорной раме или непосредственно закрепленной на фундаменте).

Zeppelin SMК206

ОАО «Санкт-Петербургский механический завод» выпускает версию башенного крана КБ-503Б. Основное отличие от базовой модели КБ-503 – отсутствие подъемника машиниста и одной секции башни. Предприятие работает над усовершенствованием новых кранов на базе КБ-503 с высотой подъема до 80,6 м (КБ-503Б.21) и до 90,2 м (КБ СМ-503Б) и вылетом стрелы до 50 м.

Старейшее в СНГ предприятие, выпускающее башенные краны, – никопольское ПО «Краностроительный завод» (Украина), в этом году отмечает свое 120-летие. В его производственной программе – кран-лесопогрузчик башенного типа КБ-572Б на рельсовом ходу с балочной стрелой и грузовой тележкой (возможно передвижение под порталом железнодорожных вагонов, допускается использование в качестве строительного крана). Для погрузочно-разгрузочных работ на складах всех видов КБ-572Б оборудуют грейфером или магнитной шайбой. Полноповоротные башенные краны КБ-676А и КБ-308А на рельсовом ходу предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, административных и промышленных зданий и сооружений из объемных и тяжелых конструкций массой до 25 и 8 т соответственно.

Изредка на рынке встречаются предложения о продаже кранов КБ-674А (г/п 25 т, вылет стрелы 35,5 м) и БК-1000 (г/п 63 т, высота 88,5 м). Прекратили выпуск башенных кранов КБ-415 московское ЗАО «Бакра» (правопреемник Московского краностроительного завода «Северянин»), завод в Мончегорске, Краностроительный завод в г. Рустави (Грузия).

КБ-408.21

Продукция отечественных заводов соответствует требованиям российских стандартов, норм и правил, регламентирующих условия работы оператора и запас прочности оборудования. Отечественные ГОСТы по ряду требований гораздо жестче, чем стандарты Германии, Финляндии, Британии – DIN, SFS, BS. Так, например, работа импортных кранов разрешена, как правило, до –25 °С, для отечественных кранов в обычном исполнении допуск составляет до –40 °С, у КБ-578 – и до –60 °С. Однако с появлением ускоренных технологий строительства сокращения цикла работ в зимний период эти требования уже не являются приоритетными или актуальными. Современные строительные технологии монолитного возведения зданий предъявляют новые требования к кранам – компактность места установки, скорость перемещения грузов, значительная высота, увеличенная зона обслуживания и простота монтажа. Поэтому на отечественном рынке пустующую нишу в 1990-х годах заняло оборудование зарубежного производства.

Одна из крупнейших фирм Москвы по сдаче в аренду грузоподъемного оборудования – ЗАО «Рентакран» – основана в 1996 году. Сейчас компания сдает в аренду, продает (в том числе по лизингу) новое и бывшее в употреблении подъемно-транспортное оборудование, например башенные краны Potain (Франция) и Liebherr (Германия).

Компания Potain представлена в России двумя сериями: гидравлические компактные самомонтирующиеся башенные краны HD для работы в стесненных условиях и рельсовые или фундаментные высотные башенные краны серии MD, которые оснащены системой координатной защиты и управления для работы в пересекающихся рабочих зонах. Грузоподъемность кранов – 6...12 т. При вылете стрелы 60 м высота свободностоящих кранов достигает 75 м, а с пристежкой к зданию – до 200 м и выше.

КБ-474 передвижной

В модельный ряд немецкой фирмы Liebherr входит семь серий башенных кранов (HC, LC, LD, EL, EC-H, EC-H Litronic и EC-HM FR.Litronic), три серии специальных кранов (EC-B, HC-K, HC-L) и пять серий компактных монтажных кранов (H, HM, TT, K и R), управляемых с пульта на земле. Жаль только, что нормы Ростехнадзора России не позволяют управлять такими механизмами дистанционно. При этом краны серии R (32 TTR и 42 KR.1) грузоподъемностью 4 т (высота подъема груза 24 м и 26 м соответственно) изготовлены на гусеничном ходу, что делает их незаменимыми на грунтах с пониженной несущей способностью. Для работы в городских условиях производят башенные краны на автомобильном шасси (8-тонные Liebherr МК 80 и Liebherr МК 100) и на шасси прицепа (1,2- и 2,0-тонные Liebherr 13 HM и Liebherr 20 HM).

Компания Comedil TEREX экспортирует в Россию новейшую модель крана CTT Flat top, используемую строителями США и Европы. Существует 21 модификация этой модели для решения задач любого масштаба и любой сложности – от небольшой реконструкции до возведения кварталов высотных домов или больших мостов. В зависимости от модификации грузоподъемность кранов CTT изменяется от 2,5 до 40 т, максимальный вылет стрелы – от 41 до 85 м, а высота – от 18 до 106 м без крепления к стене и до 285 м в случае крепления к строительному объекту.

Кроме этого на рынке России широко представлены башенные краны IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi и Zeppelin (серия ZBS). Более подробно о новых моделях башенных кранов российских и зарубежных производителей мы расскажем в следующих публикациях.

Ю. Петров Основные Средства 05'2005 3 октября 2005

Комментарии (0)