Торфмашу 60 лет

Э. Стрельцов

В юго-западной части г. Рязани в 7 км от географического центра города на территории 6,5 га располагается открытое акционерное общество «Торфмаш», созданное в январе 1993 года в результате преобразования Рязанского завода торфяного машиностроения – Торфмаш. Завод «Торфмаш» работает на машиностроительном рынке нашей страны с 1944 года. Во времена плановой экономики предприятие выпускало технику для разработки и добычи торфа и являлось крупнейшим производителем в СССР и за рубежом. В ходе Великой Отечественной войны в стране обострилась ситуация с энергетическими ресурсами. Требовали решения проблемы нехватки всех видов топлива, его добычи и транспортировки потребителям – объектам экономики и населению.

Генеральный директор ПО «Торфмаш» Е. Ю. Павлов

Оценив создавшееся положение, Совет Народных Комиссаров СССР принимает решение о расширении числа топливодобывающих предприятий и строительстве заводов по выпуску машин и оборудования для угольной, торфяной и лесозаготовительной промышленности. С учетом природных ресурсов области было решено создать в Рязани Завод транспортного оборудования по выпуску торфовозных вагонеток для узкоколейных железнодорожных путей – Рязтранстоп. По первоначальному техническому проекту завод предназначался для изготовления двухосных торфовозных вагонов с деревянной рамой и кузовом, с проектной мощностью 800 вагонов и 40 тонн запасных частей к ним. Выпуск продукции начался в неприспособленных помещениях, при слабом техническом оснащении и недостатке рабочей силы. Оборудование завода состояло всего из трех единиц – револьверного и вертикально-сверлильного станков и пресса ЭР-35.

Первой продукцией завода стали торфовозные вагоны для узкоколеек, производство которых было освоено в 1946 году. С 1947-го по 1949 год завод выпускал также лесовозные платформы, вагонетки шахтные, с 1949-го освоил выпуск вагонеток Коппеля, стрелочных переводов и крепежа для узкоколейной железной дороги, товаров широкого потребления (грабли, мотыги и т. п.), с 1950-го по 1953 год – электромоторов ТС-4, ТС-5, А-41, А-42 с использованием собственного литья. С 1952 года началось изготовление весов ВНО-20, которые стали основной продукцией завода. В 1954-м завод освоил выпуск круглопильных станков по дереву Ц-5, продолжая изготовлять вагонетки, лыжную арматуру, товары ширпотреба, а также чугунное литьё. В 1955 году завод начинает выпускать машины для торфяной промышленности – двухосные мотовозы КД-35 для узкоколеек на торфоразработках, машины для добычи кускового торфа МПДК-3. В 1956-м освоен выпуск торфяного комбайна для сбора сухого кускового торфа ТУМКАР-3, комбайна для добычи кускового торфа КДН-2. Продолжается выпуск мотовозов КД-35, лыжных колец и запасных частей для машины МПДК-3.


В 1957 году машина ТУМКАР-3 (выпуск продолжался до 1960 года) становится основной продукцией завода. В том же году началось освоение и выпуск четырехосного узкоколейного мотовоза МУЗ-4-Д. С 1959-го по 1960 год завод кроме основной продукции осваивает изготовление большого ассортимента оборудования для химической промышленности – это холодильники, каплеобменники, конденсаторы, ферментаторы, сушилки, бункера, комплексаторы, цистерны, сборники и др. В 1960-м завод приступает к освоению новых образцов торфодобывающей техники – торфяного шнекового профилировщика ТПШ-1, ковшовой уборочной машины фрезерного торфа из валков УМПФ-6 и ее модернизированного, самого массового варианта – УМПФ-7, машины пневматической подборки фрезерного торфа ППФ-2, машины для разбрасывания торфяной крошки на сельскохозяйственные поля РУТ-О. В том году были выполнены срочные заказы для сельского хозяйства: 1 085 узлов для доильного аппарата типа «Елочка», более 600 узлов картофелеуборочного комбайна и 700 корморезок КРК-2Л. Позже были освоены новые машины для разбрасывания торфоаммиачных удобрений РУТ-1.

В 1970-е годы завод производил большими сериями машины для торфодобывающей промышленности. Самыми массовыми стали ковшовые подборщики торфа из валков, которые постоянно модернизировали и совершенствовали: это модификации машин УМПФ-7 (1967 год), УМПФ-8 и, наконец, МТФ-43, выпуск которой в 1970–1980-х годах превышал 70 ед. в месяц. В 1976-м в серию пошла третья основная машина уборки торфа – валкователь МТФ-ЗЗБ. Гордостью коллектива стала машина МТП-52 – шнековый профилировщик. Это был первый образец продукции завода, аттестованный на государственный Знак качества. Впоследствии государственный Знак качества был присвоен машине для уборки фрезерного торфа МТФ-43А. Выпуск продукции, аттестованной высшей категорией качества, достигал уровня более 70% всего объема производства.

ПСО-05 на шасси КамАЗ-554

В то время Рязанский завод «Торфмаш» – теперь он назывался так – становится крупнейшим как в Советском Союзе, так и за рубежом производителем техники, предназначенной для разработки и добычи торфа. Лучшими образцами своей продукции, такими машинами, как МТФ-43Б, МТП-52А, МТФ-38, МТК-16, МТК-33, завод обеспечивал весь внутренний рынок, а также экспортировал их за границу: в Венгрию, Польшу, Чехословакию, Германию, Румынию, Швецию, Финляндию, США.

Производственные вопросы завод решал одновременно с социальными – строилось жилье для работников, учебные заведения для их детей. Был построен стадион, где работники предприятия могли заниматься физкультурой и спортом. Имелась база отдыха. В 1980-х завод славился на всю область отлично организованным подсобным хозяйством, продукцию которого направляли в первую очередь в заводскую столовую, детские сады и школу. Каждый работник предприятия мог приобрести в заводском магазине по льготным ценам мясопродукты.

Улучшались условия труда. В 1975–1978 годах проводились реконструкция и техническое перевооружение завода, построены заготовительный участок и складские корпуса, участки изготовления валкователей, деревообработки, товаров народного потребления, заводоуправления, блок вспомогательных цехов. Был значительно расширен механический участок.

За годы существования завода актуальным вопросом было и остается производство товаров народного потребления – это грабли, мотыги, петли дверные, лейки и ведра оцинкованные, вешалки настенные, экраны декоративные на батареи отопления, ворота гаражные, прицепы для легковых автомобилей и многое другое.

Автомобиль ЗВСК-15Б для транспортировки и загрузки сухих кормов

По не зависящим от завода причинам, вытекающим из финансово-экономического и политического положения в стране, начиная с 1989 года, производство торфоуборочных машин было в основном прекращено. В этих условиях завод вынужден был перейти на выпуск продукции, имеющей спрос на товарном рынке. В начале 1990-х по проекту ВНИИЛЕС (г. Майкоп) был освоен и налажен массовый выпуск автолесовозов ЛТ-25 на базе автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Для комплектации автолесовоза вначале использовался прицеп ТМЗ-802 Тавдинского механического завода Свердловской области, впоследствии на заводе было налажено собственное производство прицепов РЗТ-2. Оценив потребности рынка в стройматериалах, завод стал производить мини-заводы ЗММ-4 для производства кирпича. Позднее был смонтирован собственный экспериментальный завод с тоннельными печами сушки и обжига кирпича.

Новой страницей в истории завода стала постановка на производство различных видов специальной техники для жилищно-коммунального, дорожного и сельского хозяйства. Основной продукцией предприятия стали мусоровозы (КО-33, КО-50, БСУ-8, БСУ-15), подметально-уборочные машины (ПУМ-1, ПУМ-99), пескоразбрасывающие устройства ПР-6, передние скоростные снегоотвалы (ПСО-4, ПСО-05), автомобили для загрузки и транспортировки сухих кормов (ЗАСК-10Б, ЗАСК-15Б), специальные автомобильные фургоны (РЗТ-15, РЗТ-16) на базе шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и КамАЗ, прицепной загрузчик сухих кормов ПЗК-12, сеялки СПН-12Т. Существенную часть в объеме производства составил выпуск корпусов редукторов (ЭР-1, ЭР-2, С-200, С-203) для электропоездов МПС России.

Предприятие стало производить новейшее оборудование для нефтяной и коксохимической промышленности. Разработаны и изготавливаются опытные образцы плавающих крыш (плавающий понтон) для нефтяных резервуаров вместимостью 2 000, 5 000 и 10 000 м3, не имеющие аналогов в мире. Для удовлетворения потребностей населения дополнительно к традиционно изготавливаемым на заводе товарам народного потребления был освоен выпуск прицепов для легковых автомобилей, рубанков и другого строительного инструмента.

В целях сохранения рабочих мест, установившегося спектра выпускаемой продукции и сложившегося коллектива работников в 2002 году Совет директоров ОАО «Торфмаш» принял решение о переводе подавляющего числа работников ОАО «Торфмаш», всего объема производства и существующего бизнеса в производственно-коммерческую фирму ООО «Берц». В короткий срок фирма не только стала достойным продолжателем лучших традиций завода и ОАО «Торфмаш», но и заняла определенную нишу на рынке товаров и услуг.

Многие руководители и рядовые работники предприятия за большой вклад в развитие отечественного строительного, дорожного и коммунального машиностроения, многолетний добросовестный труд получили почетные звания и были награждены орденами и медалями.

В 1995 году предприятие удостоено премии и отмечено медалью «Факел Бирмингема» (штат Алабама, США) – за наилучшие экономические показатели в период экономического спада России. За высокоэффективную деятельность по развитию машиностроения ОАО «Рязанский завод «Торфмаш» по итогам работы в 2000 и 2001 годах стал победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций машиностроения России XXI века». На Второй Всероссийской акции «Покупайте российские товары» ПКФ ООО «Берц» за высокую деловую активность и эффективную деятельность по итогам работы в 2001 г. была награждена дипломом победителя конкурса «1000 лучших предприятий России–2001». По итогам года ПКФ ООО «Берц» отмечена Российской национальной премией в области бизнеса и предпринимательства «Бизнес-Олимп-Рязань» за значительный вклад в социально-экономическое развитие региона и объявлена победителем 3-го Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий России 2002 года».

Производственное объединение «Торфмаш» – ПКФ ООО «Берц» и генеральный директор Е.Ю. Павлов за период работы удостаивались многих международных наград. В 2001 году за участие в международной программе «Партнерство ради прогресса» ПО «Торфмаш» удостоено премии «Золотой стандарт», а генеральный директор Е.Ю. Павлов – звания «Менеджер 2001 года» (Швейцария). В 2002 году ПКФ ООО «Берц» за участие в международной экономической программе «Европа нового тысячелетия» удостоена награды «Золотой орел», а генеральный директор Е.Ю. Павлов награжден медалью «Золотой Орёл» (Германия). В 2003-м ПКФ ООО «Берц» за участие в международной программе «Партнерство ради прогресса» удостоена высшей награды программы Гран-при «Золотая пальма».

Одна из последних разработок ПО «Торфмаш» – универсальная машина КО-838 на шасси ЗИЛ

В последние годы конструкторское бюро ПО «Торфмаш» совместно с ОАО «НИКТИ «Стройкоммаш» и другими конструкторскими фирмами работает над созданием принципиально новых видов дорожной и коммунальной техники. Постоянный участник международной выставки «Доркомэкспо» в Москве ПО «Торфмаш» ежегодно представляет и демонстрирует свои новые разработки. Так, в 2002 году были представлены передний скоростной отвал ПСО-4 и универсальное пескоразбрасывающее устройство ПР-6, в 2003-м – подметально-уборочная машина ПУМ-33, в 2004-м – комплексная дорожная машина КО-838.

ПО «Торфмаш» наладило длительные хозяйственные связи с автомобильными гигантами России ОАО «КАМАЗ» и АМО ЗИЛ. Являясь их официальным дилером, ПКФ «Берц» осваивает новые автомобильные шасси этих заводов, проводит сертификацию и установку спецоборудования на эти автомобили. Значительно расширился и выпуск автомобилей семейства ЗАСК, в ближайшее время планируется установка этого спецоборудования на автомобили Минского автозавода (МАЗ).

Э. Стрельцов Основные Средства 07'2004 10 декабря 2004

Комментарии (0)