3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
 1
В борьбе за кубовидность
Дробилки для производства высококачественного щебня
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Коробки передач грузовых автомобилей
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 1
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.1)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 2)
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)

220 лет: много или мало?

А. Виноградов, фото автора

В начале сентября «Брянский Арсенал» отпраздновал 220-летие. Возраст скажем прямо солидный. Согласитесь, на всей нашей планете очень немногие предприятия могут похвастаться более чем двухвековой историей.

Начало празднованию положило торжественное открытие памятника грейдеру на территории завода. Ведь сегодня именно грейдеры являются основной продукцией предприятия. Правда, в производственной программе есть немало и других строительно-дорожных машин, а также техника для их перевозки. Чести встать на постамент удостоился не самый первый автогрейдер, выпущенный предприятием, а модель Д-710А. Как сказал на митинге по случаю открытия памятника генеральный директор завода Владимир Львович Сандлер, по оценке руководства предприятия, именно «семьсот десятыми» автогрейдерами были построены едва ли не все дороги бывшего СССР. Примечательно, что на митинге выступил депутат Государственной думы, а в прошлом слесарь этого завода Василий Иванович Шандыбин.

Экскурсия по заводу, организованная хозяевами для гостей, оставила приятное впечатление. «Брянский Арсенал» – классическое старое предприятие, с аккуратными и ухоженными межцеховыми проездами, симпатичными газонами и кирпичными зданиями цехов, соседствующими с бетонными коробками более поздней постройки. Заметно, что за всем этим здесь следят. То же самое можно сказать и об оборудовании. Оно здесь довольно разнообразное по возрасту. Есть и сравнительно новые машины, например, установка для плазменной резки толстого листа, и самые новейшие – установка для лазерного кроя тонкого стального листа.

Проходя мимо ожидающих окраски остовов кабин, сопровождающий обращает внимание на то, как двери прилегают к проемам – сразу всей сопрягающейся поверхностью. Мы не поленились проверить еще несколько кабин, и они были такими же. А это значит, что и точность раскройки листа, и точность нарезки труб достаточно высокие, а технология сварки отлажена.

Не менее хорошее впечатление осталось от бесед с заводскими специалистами. Большинство гостей были продавцами техники и крупными заказчиками. Производственные процессы для них дело малознакомое, но особенности работы грейдеров и их больные места эти люди знают досконально. А потому и вопросы порой задавали отнюдь не простые. Заводчане подробно рассказывали о производстве, толково отвечали на вопросы и в целом показали себя людьми, которые, во-первых, понимают работу той техники, которую изготавливают, а во-вторых, знают, что и зачем они делают.

После осмотра производства все перебрались на площадь перед Брянским областным драматическим театром, где завод выставил свою продукцию. Она вызвала настолько большой интерес, что многие даже проигнорировали начавшийся довольно сильный дождь. Мы же со своей стороны отметим появление трехосной версии ГС-10.01-03 автогрейдера легкого класса. Замечательно и то, что к экспортно ориентированной машине полутяжелого класса ДЗ-198, укомплектованной дизелем Cummins и коробкой передач ZF, появился интерес и внутри России.

Огромный интерес вызвал дополнительный отвал, крепящийся на основной так, что им можно обрабатывать поверхности за дорожным ограждением. Возле него сразу возник стихийный семинар. Смонтирован он был на самой массовой модели грейдера ГС-14.02. Кстати, и его основной отвал был не совсем обычным: на нем стоял шведский решетчатый нож.

Разумеется, на площади была выставлена вся линейка брянских грейдеров. И надо признать, она производила внушительное впечатление.

Среди других изделий завода отметим появление тентового полуприцепа грузоподъемностью 40 (!) т. Кроме этого, было объявлено, что хорошо знакомые дорожным строителям асфальтоукладчики ДС-181 снимаются с производства. Им на смену придут новые АсфК-3.

Торжественное собрание по случаю юбилея проходило в Брянском областном драматическом театре. И шло оно не совсем так, как обычно проходят такие мероприятия. С историей завода присутствующие знакомились по разыгранным актерами театра сценкам, а торжественные речи, поздравления и награждения перемежались эстрадными и драматическими номерами.

Начало заводу положил указ Екатерины Великой, повелевавший основать в 1783 г. в Брянске, на берегу Десны, на месте Петровских мастерских, арсенал, который по мысли императрицы должен был заменить собой московский. Предприятие так и назвали: «Брянский Арсенал», а первые 18-фунтовые пушки на нем отлили в 1795 г. Примечательно, что продукция Арсенала стала основой старинного герба города, на котором изображена золотая мортира на красном фоне с двумя пирамидами ядер по сторонам.

Арсенал имел для Брянска большое значение, да и по сей день остается градообразующим предприятием. С ним связано строительство первой в городе электростанции и водопровода. До конца Первой мировой войны он полностью оправдывал свое название, исправно снабжая русскую армию пушками. При советской власти завод начал выпускать мирную продукцию: именно на нем были изготовлены первые в стране текстильные машины для обработки льна.

С 1946 г. предприятие специализируется на выпуске строительно-дорожной техники. В настоящее время завод изготавливает автогрейдеры ГС-10.01, ГС-10.01-02, ГС-14.02, ДЗ-198; асфальтоукладчики ДС-181-02 и АсфК-2-04; дорожные фрезы ДС-197, низкорамные полуприцепы-тяжеловозы: модель «808» грузоподъемностью 20 т и 40-тонная модель «807», 10-тонные «810» и «815» грузоподъемностью 15 т.

«Брянский Арсенал» входит в состав бизнес-направления «Строительно-дорожные машины» компании «РусПромАвто». Заводская система управления качеством сертифицирована по стандарту ИСО 9001 версии 1994 г., и в настоящее время идет подготовка к сертификации по стандарту ИСО 9001 версии 2000 г.

220 лет – это очень много. Но, несмотря на столь «преклонный» возраст, «Брянский Арсенал» бодр и энергичен, с уверенностью смотрит в будущее. Нам же остается пожелать ему дальнейшего процветания.

А. Виноградов, фото автора Основные Средства 10'2003 22 февраля 2005

Комментарии (0)