Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
О зимнем дизельном топливе
Защита инструмента гидромолота от грязи и автоматическая смазка
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

АМАЗ – 10 лет: рабочий юбилей

М. Раллиев, фото автора

Сегодня в России белорусские автобусы известны уже достаточно хорошо. Во всяком случае, в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург они работают на городских маршрутах. А в Ярославле даже существует сборочное производство МАЗ-103 и МАЗ-104. Эти машины можно легко отличить от российских ЛиАЗов, венгерских Ikarus и немецких или турецких Mercedes: автобусы из Белоруссии низкопольные, что, естественно, удобно для пассажиров. А начиналось автобусостроение в Минске 10 лет назад, когда 4 июня 1992 г. был подписан договор о техническом содействии МАЗу известной немецкой фирмы Neoplan из Штутгарта в освоении нового направления.

На территории завода, на площадях МЗКТ, выделившегося в самостоятельное предприятие, было организовано автобусное производство (АП). Оно стало частью самостоятельного подразделения, не имеющего права образования юридического лица. Уже в 1993 г. изготовили первые автобусы МАЗ-Neoplan. Однако республика хотела иметь собственные автобусы. И уже в следующем году из ворот АП МАЗа начали выходить городские автобусы МАЗ-101, собранные из белорусских и российских комплектующих. Всего их было выпущено 37.

Одновременно разрабатывали следующую модель МАЗ-103, и в июне 1995 г. приступили к сборке нового «низкопольника». А в 1996-м начали выпуск еще двух моделей автобусов: городского МАЗ-104 и пригородного МАЗ-104С. Как видим, автобусное производство в Минске каждый год начинало изготавливать новую машину. Сохранило оно этот темп и в дальнейшем.

С сентября 1997 г. выпускается низкопольный сочлененный МАЗ-105 повышенной вместимости. Опять интервал меньше года, и со стапелей филиала АМАЗ сходит первый междугородный автобус МАЗ-152 «Вазола» – совершенно новая модель, радикально отличающаяся от городских машин. 23 ноября 1999 г. на суд общественности и специалистов представлен первый опытный экземпляр троллейбуса МАЗ-103Т.

22 июня 2000 г. АМАЗ собрал 1 000-й автобус, которым стал МАЗ-103. За 10 лет существования в Минске автобусного производства было собрано: в 1993 г. – 2 автобуса, в 1994-м – 4, в 1995 – 10, в 1996 – 22, в 1997 – 110, в 1998 – 250, в 1999 – 380, в 2000 – 500 и в 2001 г. – 438 автобусов.

Конечно, не все гладко складывалось в филиале АМАЗ. Например, созданный в 2000 г. опытный образец переднемоторного автобуса МАЗ-106-000 так им и остался. Зато принципиально новый для СНГ трехосный городской низкопольный автобус МАЗ-107 произвел среди посетителей Российского автосалона фурор и завоевал «Приз посетителей автосалона» на конкурсе «Автобус автосалона-2001». Сейчас эта машина проходит эксплуатационные испытания в одном из автобусных парков Минска.

10 лет – небольшой срок для промышленного предприятия. Но за это время филиал АМАЗ создал шесть модификаций низкопольных городских автобусов, одну модель междугородного автобуса МАЗ-152 «Вазола» и одну модель троллейбуса МАЗ-103Т. В дни юбилея продолжается доводка трехосного МАЗ-107, полным ходом идет работа над переднемоторным МАЗ-106. В общем, юбилей получается рабочим.

Остается пожелать коллективу автобусного филиала АМАЗ, возглавляемого директором Геннадием Александровичем Синеговским и главным конструктором Александром Павловичем Мышко, не снижать взятого темпа по выпуску новых моделей белорусских автобусов.

М. Раллиев, фото автора Основные Средства 08'2002 11 января 2005

Комментарии (0)