Две пятерки

А. Виноградов

Строительное и дорожное машиностроение отпраздновало свое 55-летие

Это событие произошло в конце сентября. В недалеком прошлом отрасль, а теперь подотрасль ведет свое начало от послевоенного решения «партии и правительства», объединившего в 1946 г. множество заводов в единую систему.

Можно проанализировать правильность того решения с точки зрения управленческой и исторической науки, исписать многие тома, однако единственное, что теперь для нас важно – система продолжает жить и «в царстве чистогана», занимая достаточно солидное место среди прочих «машиноделательных» направлений. При этом заметим, что рынок строительных и дорожных машин среди прочих рынков остается одним из наиболее оживленных.

Празднование 55-летия подотрасли началось с торжественного заседания, проходившего во ВНИИстройдормаш. Оно прошло под ностальгическим знаком: торжественное заседание, вручение грамот и поощрений... И все же организаторы сумели не переусердствовать, и мы можем только поприветствовать то, что получилось в итоге. Ибо весь «социалистический» подход окупался уже одной только фразой министра строительного и дорожного машиностроения некогда нерушимого союза о том, что нынешние владельцы и распорядители заводов должны помнить, что получили уже готовые предприятия. Что ж, все верно. В подотрасли есть предприятия с более чем вековой историей, и умение не забывать собственных корней – один из залогов успешной работы на рынке.

Вторая часть разорванного во времени и пространстве празднования прошла в полном соответствии с духом времени. С торжественного заседания участники юбилея переехали в поселок Черная грязь, на полигон МАДИ, где была выставлена весьма солидная линейка техники. Назовем лишь некоторые фирмы, принявшие участие в этом событии. Ивановские краностроители выставили 50-, а «Газпромкран» – 70-тонный краны; присутствовали «Брянский арсенал» и «Орловский погрузчик», минские «Амкодор» и МТЗ. Под отдельным шатром располагалась гидравлика «Пневмостроймашины» и МАГ.

Справедливости ради заметим, что столь представительная выставка едва ли была бы возможна без активного участия МАДИ и учрежденных техническим университетом фирм. В первую очередь назовем Контурс-СДМ, чье выставочное подразделение и обеспечивало экспозицию. От сотрудников института (а по нынешнему статусу – университета) довелось услышать, что МАДИ не помешало бы полнее использовать имеющиеся здания и площади и организовать постоянно действующую экспозицию. Что ж, со своей стороны наш журнал может только приветствовать такое событие, к сожалению, может помочь ему, лишь озвучив идею.

После двух десятилетних юбилеев (Контурс-СДМ и ЛонМАДИ) поневоле сравниваешь технический уровень российской и зарубежной техники. Вопреки расхожему мнению, надо сказать, что по части технических решений в России все если не хорошо, то нормально. Во всяком случае, брянские грейдеры имеют все, что только может иметь грейдер. Разумеется, за исключением совсем уж бредовых вариантов навески (чему можно только порадоваться). Но исполнение... О нем все всё знают, однако... Один только взгляд на кое-как «задутые» краской поверхности и неряшливые, хотя и добротные сварные швы воскрешает в памяти аккуратные пластиковые покрытия импортных конструкций, лаковую поверхность их панелей.

Вопросов по поводу качества окраски задавать хозяевам машин не стали: в памяти всплыла чеканная фраза «...зато дешево!» И это снимает с изготовителей строительных и дорожных машин ответственность. Они делают прочные машины, и как только потребители перестанут ставить во главу угла стоимость, а начнут считать еще и затраты на работу и сервис, сделают технику еще и красивой. О том наглядно свидетельствовали новейшие разработки Тверского и Ковровского экскаваторных заводов, а также рыбинского «Раската».

Строительное и дорожное машиностроение можно называть отраслью, или подотраслью, или сегментом рынка. Независимо от этого мы можем пожелать ему долгой и счастливой жизни, постоянного процветания, крепких позиций на рынке на многие годы.