Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
Секреты воздушного фильтра
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия

На улице Военных автомобилистов

Л. Ильина, фото Ю. Бритова

Есть на окраине старинной Рязани улица с таким необычным названием. А на ней находится Рязанский военный автомобильный институт. В этом году ему исполнилось 60 лет.

Скоро на его плацу выстроятся, сверкая звездочками на новеньких погонах, молодые лейтенанты. Отгремит институтский оркестр, и они разъедутся по всей России. Такова уж судьба военных. А потом приедут около пятисот юношей, выбравших эту нелегкую судьбу, чтобы участвовать в конкурсе, поступить в институт и окончить его через пять лет с офицерскими погонами на плечах.

Начальник РВАИ генерал-майор Михаил Невдах, принимая нас в своем просторном кабинете, рассказывает:

– Наш институт – наследник «Первой учебной автомобильной роты», созданной по указу Императора Николая II ровно 90 лет назад. Между тем памятным днем и основанием автомобильной школы, преобразованной сначала в училище, а затем в Военный автомобильный институт прошло ровно 30 лет. Каждый год на очередной выпуск собираются те, кто когда-то прошел по институтскому плацу в первом в своей жизни офицерском строю. Для этих поседевших, отмеченных новыми и непривычными наградами своих стран, но таких же неугомонных солдат, не существует каких-то непонятных границ. РВАИ дал армиям России и ее новых соседей более 60 генералов.

Добавим, что автомобильной науке и педагогике институт дал более 300(!) кандидатов и докторов наук, профессоров.

Но прежде, чем нынешние курсанты станут даже не генералами, а лейтенантами, должно пройти пять долгих лет. И каждый день будет расписан по минутам. И будет в них все – зарядки, учебные часы, караулы, наряды, увольнительные и, чего греха таить, самоволки.

Офицер автомобильных войск должен уметь водить, эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать колесную и гусеничную технику всех видов, находящихся в ведении автомобильных войск. Причем, не только сам, но и руководить, нет, командовать солдатами.

Постигать азы этой премудрости курсантам помогают сотни тренажеров, по насыщенности которыми институт не имеет аналогов среди высших военных учебных заведений. В учебном процессе используется все – от огромной свечи зажигания в разрезе до полномасштабного передвижного авторемзавода, способного выполнять все виды восстановительных работ во фронтовых условиях.

Открываешь дверь обычной с виду аудитории и оказываешься в огромном зале, где в одном строю стоят несколько КамАЗов, «Урал», МАЗ-543, да еще пара гусеничных транспортных машин.

Но как бы ни были хорошо оборудованы институтские аудитории и мастерские настоящий экзамен курсант сдает все-таки на полигоне, а их в РВАИ несколько. Начиная с типового, имеющегося во всех строевых автогородках, до сверхсложного, который «по зубам» только асам. Именно на нем и проводятся знаменитые «Рязанские кольца» в зачет Первенства России по автокроссу.

Смотришь на ребят в полевой форме и комбинезонах, облепивших брянский транспортер, и удивляешься: «Неужели справятся?» Но вот прозвучала команда «По машинам», и ребята уверенно двинули машины по автодрому.

Но занятия на полигоне не самое трудное в жизни ребят. Многим из них довелось принять участие в двух сверхдальних пробегах: по Золотому кольцу и от стен Рязанского кремля до ленинградской Дороги жизни. Колонна уникальных автомобилей Музея военной автомобильной техники прошла почти 8 тыс. км без единой поломки. Нам не раз доводилось наблюдать, как, завершив очередной дневной переход, ребята сначала буквально выкраивали несколько минут, чтобы осмотреть машины, что-то подтянуть, что-то долить, и только потом уже заняться собой.

Российские военные автомобилисты получили долгожданный и заслуженный подарок – отныне ежегодно в день подписания царского указа, 29 мая, будет отмечаться официальный праздник – День автомобильных войск. Это признание заслуг военных автомобилистов и дань памяти тысячам безвестных фронтовых водителей, крутивших «баранку» на дорогах переднего края. Это благодарность более чем семидесяти Героям Советского Союза, обычных, казалось бы, шоферов в солдатской гимнастерке.

В заключение заметим, что значение Рязанского военного автомобильного института давно переросло рамки Министерства обороны. Превосходный автомобильный музей и дальние пробеги, совершаемые курсантами на его экспонатах, знаменитый «автомобильный вальс», исполняемый машинами, и постоянное участие институтской команды в автокроссах сделали это учебное заведение крупным центром автомобильной жизни России.

Л. Ильина, фото Ю. Бритова Основные Средства 06'2000 20 мая 2005

Комментарии (0)