ОАО «Пневмостроймашина»

Семенов В. Н.

30 июля 2000 года заводу «ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА» исполняется 85 лет

Дорогие читатели журнала «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА», дорогие коллеги!

В 2000 году нашему предприятию ОАО «Пневмостроймашина» исполняется 85 лет. 85 лет для человека – это почтенный возраст. 85 лет для предприятия – это пора зрелости, пора, когда много сделано, но еще больше предстоит сделать.

Обращение Генерального директора ОАО «Пневмостроймашина» (г. Екатеринбург) Семенова Владимира Никитовича к читателям журнала

Возникнув, как завод по ремонту авиационных винтов, пройдя большой путь развития оборонного предприятия, вместе со всеми труженниками нашей страны ковавшего победу в Великой Отечественной войне, наш завод пережил две «конверсии»: сначала послевоенную, перейдя на производство пневматического ручного инструмента для строительства и восстановления народного хозяйства, потом «перестроечную», начав производство медицинских противоожоговых кроватей и универсального малогабаритного погрузчика ПУМ-500, создав и освоив новое поколение гидравлических машин.

Однако основой устойчивости завода за многие годы его существования мы считаем основную продукцию – гидромашины для гидрообъемных приводов мобильной гидрофицированной техники, выпуск которых начался 45 лет назад.

Сегодня мы считаем себя одним из ведущих в России производителей гидравлического оборудования для строительных, дорожных и коммунальных машин и ручного пневматического инструмента.

В дни юбилея мне хотелось бы поблагодарить всех наших коллег-смежников, всех производителей строительной и дорожной техники, людей, эксплуатирующих, нашу технику за многолетнее и плодотворное сотрудничество и высказать надежду на его дальнейшее развитие.

Я хочу искренне, от души поздравить с праздником коллектив нашего завода, достойно выдержавший непростые последние годы. Огромная благодарность нашим дорогим ветеранам, десятки лет отдавших родному коллективу, заложивших все основы наших сегодняшних успехов.

Дорогие друзья!

85 лет нашего труда пусть будут залогом успешного развития всей отрасли строительно-дорожного машиностроения. И пусть наши совместные усилия приведут к тому, что одной бедой в России станет меньше.

Генеральный директор



ОАО «Пневмостроймашина» является ведущим российским предприятием в проектировании, изготовлении и продаже аксиально-поршневых машин для силового гидрообъемного привода.

Основным направлением применения продукции завода являются открытые схемы и передачи различных машин и механизмов, кроме того, гидромоторы поставляются и на закрытые передачи, например, катки.

За последние десять лет предприятие расширило номенклатуру выпускаемых гидромашин на несколько порядков и сейчас производит свыше 1 000 наименований гидромашин, клапанной и распределительной аппаратуры, включая рукава высокого давления.

Широкая номенклатура поддерживает прочные позиции на рынке и в настоящее время ОАО «ПНЕВМОСТРОЙМАШИНА» обеспечивает гидромашинами значительную долю рынков России и стран ближнего зарубежья. Совершенно отдельного внимания достойна эксклюзивная программа ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ, предлагаемая заводом потребителю.

Об этой программе рассказывает заместитель главного конструктора завода ОАО «Пневмостроймашина» В.А. Караваев.

Импортозамещение ...объективно и по-технически

Применение насосов и моторов нашего производства взамен изделий других фирм началось при освоении нами в 1969 году аксиально-поршневых гидромашин с наклонным блоком шатунного ведения, номинальным давлением 20 МПа по лицензии фирмы «К. Раух» (Германия), входящей ныне в группу «Маннесманн Рексрот». Дальний Восток России приспособил наши гидромоторы на гусеничный ход экскаваторов фирмы «КАТО» (Япония).

Значительные объемы гидромашин производятся нами на манипуляторы, выпускаемые в России по лицензии Финляндии, предусматривающей комплектацию насосами шведской фирмы «Вольво» с рабочим объемом 58 см3 (F1-60). Мы поставляем гидронасосы 310.56 с рабочим объемом 56 см3. Подача насоса укладывается в 3%, а на заводах-изготовителях подачу увеличивают за счет оборотов передаточным отношением в коробке отбора.

Историческая справка

1915 г. Николай Родионович Лобанов и его компаньоны – инженеры Адамчик и Кузнецов, основали московский аэрозавод, где изготавливали деревянные воздушные винты и лыжи для аэропланов.

1936 г. Освоено производство металлических регулируемых винтов для всей военной авиации.

1941 г. 6 ноября завод прибыл в г. Свердловск, 27 декабря изготовлена и отправлена на фронт первая партия винтов для военных самолетов.

1946 г. Завод передан в Минстройдормаш СССР и назван «Пневмостроймашина».

1946...1952 гг. Освоение производства ручного пневматического инструмента и компрессоров для строительных работ.

1955 г. Организация производства аксиально-плунжерных гидронасосов НПА-64 по образцу авиационных гидромоторов фирмы Виккерс.

1960 г. Производство заправщиков для ракетной военной и космической техники.

1961...1981 гг. Модернизация всей гаммы пневмоинструмента.

1970 г.

1975 г. Сдан в эксплуатацию производственный корпус гидрооборудования.

1980 г. Создание первого регулируемого гидромотора 209.25.

1997 г. При ремонте экскаватора DH-1500 фирмы «Като» (Япония) были проведены испытания и опытная установка насосного агрегата УНА-9. Экскаватор находится в эксплуатации вплоть до настоящего момента

1985 г. Создание регулируемых гидромашин второго поколения.

1986 г. Строительство очистных сооружений на ливнестоках.
Освоение производства снегопогрузчика КО-206А.

1989 г. Освоение базового регулируемого гидромотора 303.112...

1990 г. Строительство блока вспомогательных цехов. Техническое перевооружение инструментального производства. Реконструкция заготовительного участка.

1991 г. Начало серийного производства регулируемых насосов серии 313...

1991...1996 гг. Разработка и совершенствование клапанной аппаратуры.

1992...1999 гг. Разработка и освоение производства насосных агрегатов серии 333... и УНА (универсальных насосных агрегатов).

1992 г. Освоение производства противопролежневой и противоожоговой медицинской кровати «Сатурн», выпуск малогабаритных погрузчиков ПУМ-500.

1993 г. Начало строительства нового производственного корпуса гидрооборудования.

1994 г. Созданы и освоены гидромашины третьего поколения с коническими подшипниками.

1996 г. Освоено производство регулируемых насосов и моторов от нулевого рабочего объема.

1997 г. Разработка конструкции мощной гидравлической лебедки ЛГ-100 для ремонта скважин.

1998 г. Разработка первого регулируемого насоса с электроуправлением.

1999 г. Освоение серийного производства гидромоторов малых объемов 310.12, 310.2.28, освоение насосных агрегатов для импортной техники.

Рыбинское ЗАО «Раскат», производитель дорожных катков, давно и широко применяет в закрытых передачах в паре с насосом НП90 (ГСТ90) гидромоторы 310.56, 303.56, 310.112, 303.112, вместо гидромотора МП90 с рабочим объемом 89 см3, производимого ПО «Гидросила» (г. Кировоград, Украина) по лицензии германской фирмы «Зауер» (аналог SMF 20.089).

Введение таможни на границе Украины нарушило стабильность сроков поставок в Россию одесских насосов – двухпоточных типа 223.25 и 231.224 и однопоточных типа 207.25 (311.112) и 207.32 (311.224). По просьбе экскаваторных заводов (города Тверь, Ковров, Иваново) нами было освоено производство по модульному принципу агрегатов насосных двух- и трехпоточных 323.56, 333.56, 323.112, 333.112. Модульный принцип агрегатирования предусматривает установку отдельных насосов на редуктор, при этом может меняться комплектация гидронасосов (регулируемые, нерегулируемые) и их расположение для обеспечения максимального ресурса и удобства компановки, варьируются и функции регуляторов. Основной функцией регулируемых насосов было и есть ограничение потребляемой мощности. В дальнейшем функциональные зависимости были расширены как по виду регулирования, так и по виду управления, вторичного управления, и оснащения насосов регулирующей гидроаппаратурой. Естественным было освоение установок насосных агрегатов УНА с целью поддержания в работоспособном состоянии ранее выпущенных экскаваторов и лесоповалочных машин. Нами уже поставлено свыше 20 000 агрегатов, эксплуатация которых подтверждает, что это было удачным решением, обеспечивающим высокую надежность и ремонтопригодность гидрофицированной техники.

Воронежский экскаваторный завод и Нижне-Тагильский «Уралвагонзавод» на экскаваторах ЭО-5124, ЭО-5126 несколько позже заменили одесские насосы 207.32 на наши типа 313.112, 313.107 и 313.160. В эксплуатации на этих экскаваторах нами заменяются целиком агрегаты с периферией (фланцы всасывания, нагнетания, управление, вентилятор), устанавливаемые на кожух муфты сцепления двигателя ЯМ3-238. При этом предусмотрен гидравлический привод вентилятора с гидромотором 310.12.001 со встроенным предохранительным клапаном (УНА-8).

Более мелкие потребители одесских гидромашин 207.25, 207.32 заменили их на наши типа 313.112, 313.107, 313.160. При замене насосов производится замена гидромоторов, соответствующих по рабочему объему, как, например, это делает Курганский завод «Русич» на траншеекопателях.

Эксплуатационники раньше нас начали устанавливать наши агрегаты на экскаваторы чешского, немецкого, японского производства ввиду их высокой стоимости и большого срока поставки после предоплаты (от 6 до 9 месяцев). Учитывая данную тенденцию, мы также провели предварительные испытания на экскаваторе «КАТО DH-1500» и разработали для него насосный агрегат УНА-9.

По договоренности с японской фирмой «КАТО» был разработан агрегат 333.2.160, имеющий насосы с рабочим объемом 160 + 160 + 12 см3, передаточное отношение редуктора 1.05. Редуктор имеет выходной вал и фланец, идентичные с «КАТО». Насосы 313.3.160.502.4 имеют регулятор мощности, управляемый системой негативного контроля экскаватора, их можно устанавливать на экскаваторы «КАТО», выпущенные после 1975 года. На экскаваторах, выпущенных до 1975 года включительно, необходима установка насосов с позитивным контролем 313.3.160.507.4.

По просьбе «Лизингстроймаш» (города Москва, Тюмень) нами освоено производство агрегатов 353.112 на экскаватор «ХИТАЧИ 400» (Япония) с общим потоком 800 л/мин, давление в системе экскаватора 28,5 МПа. Для этого экскаватора поставляется установка насосного агрегата (агрегат с разводкой) под индексом УНА-7. Насосы имеют регулятор мощности, управляемый системой негативного контроля экскаватора, и клапан отсечки, настраиваемый на 27 МПа.

Присоединительные размеры наших машин выполнены по международным стандартам, но ближе всего соответствуют гидромашинам фирм «Рексрот» (Германия), «Технометра» (Чехия) и «Самгидравлик» (Италия). Замена гидромашин этих фирм внутри страны происходит естественно и незаметно. Например, на технологических линиях на подшипниковых заводах насосы А7V055DR заменены на насосы 313.3.55.300, на металлургических заводах насосы А7V0107LR заменены на насосы 313.3.107.500. При этом соблюдается полное соответствие функции регуляторов.

Гидромашины всех типоразмеров со шпоночными валами поставляются в Южную Корею взамен гидромашин фирмы «Рексрот» ряда 2...5.

Волжский автомобильный завод и Дмитровский агрегатный завод на пресс-автоматах и роторных линиях, работающих круглосуточно, заменили радиально-поршневые регулируемые гидронасосы с регуляторами мощности и давления фирмы «БОШ» на аксиально-поршневые гидромашины типа А7V фирмы «Рексрот». Результаты эксплуатации показали увеличение срока службы в несколько раз (месяцы поменялись на годы).

Ознакомившись на выставке с параметрами наших насосов, эти заводы стали покупать их у нас, так как это ближе и дешевле. Надежность наших насосов по отзывам вышеуказанных потребителей находится на уровне надежности насосов фирмы «Рексрот».

По просьбе трубопрокатных заводов мы проанализировали гидросхемы и дали рекомендации по применению выпускаемых нами типоразмеров гидромашин, в том числе по видам регулирования. Функциональные характеристики наших регуляторов соответствуют общепринятым мировой практикой и они легко адаптируются в импортном оборудовании. В некоторых случаях гидронасосы с рабочим объемом более 160 см3 были заменены на два или три насоса объемом 110 и 160 см3. Так было сделано на Синарском трубном заводе в заковочных машинах. Челябинскому металлургическому заводу было рекомендовано вместо насосов с наклонным диском А10VS0100 фирмы «Рексрот» применять нулевые насосы 313.3.107.300 с регулятором постоянного давления, а на манипуляторе ZM10D применить агрегат 323.107, устанавливаемый непосредственно на кожух муфты сцепления двигателя ЯМ3-236 (238) с валом, входящим в муфту этого двигателя.

«Уралэлектромедь» (г.Верхняя Пышма Свердловской обл.) применяет на пакетировочных прессах агрегаты насосные 323.112 с двумя насосами взамен сдвоенных насосов B2PV105 фирмы «Первая пятилетка» (Югославия), выпускаемых по лицензии фирмы «Линде» (Германия). Такие же рекомендации даны Ступинской металлургической компании по замене насосов фирмы «Линде», так как размеры установочного фланца одинаковые, выполнены по стандарту SAE2. Однако наши насосы выполнены в отдельных корпусах, необходима доработка трубопровода всасывания. На этих же прессах в манипуляторах заменены шестеренные насосы на аксиально-поршневые 310.12 без дренажа. Широко применяются наши насосы и моторы Московским ЗАО «Бецема», выпускающим битумовозы и гудронаторы по лицензии германской фирмы «Брайнинг» и голландской фирмы «KNM». По просьбе абразивных заводов подобраны насосы нашей номенклатуры взамен харьковских насосов одиночных и сдвоенных 50НР, 50НС.Сдвоенные – имеют насосы высокого и низкого давления с малым и большим потоками. Они были заменены на один регулируемый насос 313.3.107.500 с регулятором мощности с диапазоном регулирования 10, т.е. на холостом ходу в гидроцилиндр пресса подается большой поток, а в упоре при высоком давлении насос регулируется на минимальный поток, обеспечивая Р х Q = сonst, чем ограничивает потребляемую мощность. Отмечается снижение шума.

Московский мотовозоремонтный завод применяет при ремонте тепловозов гидромоторы 310.56 вместо АС 56 производства чешской фирмы «Технометра». Для этого нами изготавливается шпоночный вал диаметром 32 мм, так как доработка вентилятора затруднительна.

По просьбе «Атомпромкомплекса» на прокатном стане срочно был заменен насос РVE19Q.30 фирмы «Виккерс» (США) на насос 313.42.300 с настройкой на переменное давление, который работает уже 4 года. В данном случае ввиду дюймовых присоединительных размеров у насосов фирмы «Виккерс» нами изготавливались новые фланцы, муфты и разводка (всасывание, нагнетание, управление).

Для отработки конструкции наших агрегатов с управляемыми насосами на экскаваторе «Виртген HW160» (Германия) в 1994 году были заменены вышедший из строя насосный агрегат А8V055LR фирмы «Рексрот» на агрегат 333.3.56 с насосами 313.3.56.507 и гидромотор А6V107HA1 с пристыкованным тормозным клапаном на гидромотор 303.112.142 с тем же клапаном. На агрегате 333.3.56 выполнен короткий вал ф 40 х 2 по аналогу и доработан гидромотор для стыковки к нему тормозного клапана. Экскаватор находится в эксплуатации.
Муромский завод резиновой техники применил гидронасосы 313.3.55.300 на своих линиях, отмечается резкое снижение шума и высокая надежность.

Для заполнения ниши на рынке насосов с наклонным диском типа «Зауер» (Германия) нами был спроектирован гидронасос 316.33 с рабочим объемом 33 см3. Документация передана Салаватскому заводу «Кардан». Мы проектировали эти насосы, предусматривая комплектацию закрытых схем нашими гидромоторами 310.56 с блоком обратно-предохранительных клапанов БОПК16. Документация передана Салаватскому заводу «Кардан», который в настоящее время и производит этот насос.

В технической политике по развитию и расширению номенклатуры наших изделий отсутствует агрессивность, все освоение осуществлялось по просьбе потребителей после тщательного изучения механизмов, условий их работы, испытаний на надежность, сравнительных испытаний на стендах в части характеристик, в том числе динамических. Успешная замена импортных гидромашин на наши возможна в большинстве случаев при нашем участии. Типичные ошибки при замене – это неправильное назначение сечения трубопроводов всасывания или нагнетания, вмешательство или доработка гидромашин, необеспечение выпуска воздуха из внутренней полости корпуса гидромашин, необеспечение полного заполнения корпуса маслом или давления в нем.