Приз МЭРА

С. Колпакчи

Официальный сезон 1999 года у кроссменов, выступающих в классе Т4/9 на грузовиках ЗИЛ-130, закончился 5 сентября в Рязани, где состоялся последний этап розыгрыша Кубка России. Казалось бы, можно отдыхать до зимы, но столичные, подмосковные и рязанские пилоты стали готовить «боевые» машины к новой жаркой схватке. Потому что сезон должна венчать новая гонка – Кубок ЗИЛа-99 на приз мэра Москвы Ю. М. Лужкова.

Новое соревнование

Класс «ЗИЛ-130» в российском автоспорте по-своему уникален. Взять к примеру соседний с ним в той же грузовой группе «ГАЗ-53». Он медленно, но верно вырождается – сокращается количество участников, практически не растут скорости. У «сто тридцатых» все с точностью до наоборот: число гонщиков, стартующих в этапах чемпионата страны на давно снятой с конвейера машине, постоянно колеблется возле цифры 40, увеличиваются скорости, идет настоящий технологический бум там, где казалось бы, уже нечего улучшать. Появляются новые соревнования. Уже стали традиционными гонки под Истрой, этапы Чемпионата и Кубка России организуются близ Энгельса и городка Реж. Наконец, появился Кубок ЗИЛа, обещающий стать традиционным летним собратом знаменитого февральского Приза имени И. А. Лихачева.

Обе гонки, организуемые АМО ЗИЛ, проходят в подмосковных Бронницах, на трассе 2I НИИИ АТ Министерства обороны РФ и по своей значимости и популярности не уступают этапам первенства страны. Тем более, что на кону и зимой, и теперь, в сентябре, стояли весьма солидные трофеи, за которые не грех сразиться в полную силу. Ну кто откажется выиграть, например, силовой агрегат ЗИЛ-130, цена которого зашкаливает за тридцать тысяч рублей. А если главным призом становится автомобиль, то... Словом, почти все сильнейшие, за исключением курганских и тюменских пилотов, прибыли в Бронницы для участия в Кубке ЗИЛа.

Особо приветствовался командный зачет. Ведь особенность состязаний, проводимых под эгидой завода имени Лихачева, в том, что главный трофей здесь предназначается команде-победителю.

Основная борьба должна была развернуться между шестью командами. Две из них представляли АМО ЗИЛ, причем в первую входили чемпион, серебряный призер и обладатель четвертого места в завершившемся первенстве. Конкуренцию им должны были составить бронницкие армейцы и три пилота «Мосгазспорта». Вторая зиловская команда – уральские спортсмены и истринское трио во главе с Игорем Атаевым, хотя и обладали приличным опытом в состязаниях подобного рода, но на призы могли претендовать лишь с большой натяжкой.

Кто есть кто

Это отступление просто необходимо, чтобы понять суть такой гонки, как Кубок ЗИЛ-99. Итак, после ухода на тренерскую работу Вячеслава Трефилова – бронницкого полковника и четырехкратного чемпиона страны, у Сергея Сафонова практически не осталось соперников. Никто из оставшихся в автокроссе не может соперничать с водительским гением Сафонова. Для того, чтобы победить его, нужно ехать на более «сильном» автомобиле, что само по себе сложно, поскольку именно Сафонов стал в 1997 году инициатором технологического бума в своей зачетной группе. После его победы и остальные занялись самыми разнообразными усовершенствованиями грузовиков, дозволенными регламентом РАФ.

К нынешнему сентябрю еще несколько человек располагали машинами, не уступающими автомобилям Сергея Сафонова, Ивана Скибы и Юрия Кулябина: это прежде всего рязанец Вячеслав Терехин, Анатолий Жохов из Бронниц и ... вся команда «Мосгазспорта». Они и могли соперничать с Сафоновым. А раскрашенный в оранжевые цвета «Мосгаз» претендовал – ни больше ни меньше – на главный приз. Ведь для победы в командном зачете усилий одного пилота недостаточно, а партнеры Сафонова – Скиба и Кулябин – зарекомендовали себя как очень сильными, так и очень нестабильными гонщиками.

«Бронницкое кольцо»

За неделю до гонки директор соревнований Борис Кожухарь заверил журналистов и гонщиков, что 21 НИИИ АТ совершенно не изменил трассу. Разве что в целях безопасности метров на пятьдесят укоротили стартовую прямую, чтобы пилоты не успели развить сумасшедшей скорости перед медленным правым поворотом... Действительность оказалась не такой. В целом «Бронницкое кольцо» выглядело прежним, но приготовило немало неожиданностей.

Дожди и многочисленные тренировки основательно разбили покрытие, оставив кое-где вместо широкой полосы узкую колею. «Совершенно невозможно обгонять» – пожаловался после квалификационных заездов мосгазовец Василий Яковлев. А многие спортсмены второй зачетной группы, так называемые «любители», выступавшие за честь подразделений АМО ЗИЛ, были вообще в шоке. Ямы и образовавшиеся трамплины не всем пришлись по вкусу. Конечно, машина, взмывающая в воздух и секунду-другую парящая в нем, смотрится эффектно. Только гонщику в момент приземления приходится не сладко. Впрочем, давайте проедем по трассе.

Старт! Колеса буксуют, машины выстреливают вперед и набирают скорость. Метров через сто двадцать – правый поворот. Никаких торможений! Переход на пониженную передачу бросает автомобиль в занос. Те, кто стартует по центру и левой бровке так и делают... и ошибаются. Автомобиль сносит наружу и преимущество сразу переходит к тому, кто удачно идет по внутреннему радиусу. После поворота – длинная прямая, где машины разгоняются едва ли не до максимальной скорости, под 100 км/ч. Дальше – небольшой вираж влево, моментально превращающийся в спуск. При этом нужно попасть на сухое, не влететь в грязь. Ощущение, как будто едешь с третьего этажа на первый. И тут же взлет на «второй этаж», машина входит в правый поворот и мчится к трибуне почетных гостей. Раньше левый поворот около нее был довольно скоростным, теперь же его превратили в маленькую горочку, где скорость гасится весьма прилично.

Дальше идет длиннющая, в полкилометра, прямая с затяжным подъемом и скоростной поворот. Из него выходишь на четвертой-пятой передачах, подлетая к коварному месту, где зимой, например, нужно практически остановиться. Поворот, прямая, поворот и автомобиль неминуемо попадает в яму, после которой начинается финишный спуск с «третьего этажа».

Словами нелегко описать трассу, а тем более то, как ведет она себя по отношению к машине. Ко многим «Бронницкое кольцо» оказалось очень жестоким. Владимир Пикулев (1-й Автокомбинат Москвы) специально готовил автомобиль к Кубку ЗИЛа, но уже после тренировки грузовик не выдержал. Одновременно выбыл из состязаний и лидер истринской группы Игорь Атаев. А на него, между прочим, публика делала приличные ставки на тотализаторе. Машина рязанца Вячеслава Терехина продержалась чуть дольше: получив в квалификации пятое место, выйти на старт он уже не смог. Вот так трое настоящих асов выбыли из борьбы, даже не начав ее.

Гонка

После таких событий фаворитами в личном зачете сразу стали пилоты
ЗИЛа – Сафонов, Скиба и Кулябин. Собственно, они и без того претендовали на высокие места, но после схода главных конкурентов появилась уверенность, что победа в собственных соревнованиях от автозаводцев не ускользнет. Поначалу так и получалось. Скиба и Сафонов легко победили в своих четвертьфиналах. Правда, когда мосгазовец Андрей Порохня прямо со старта, из последнего ряда за несколько секунд догнал такого опытнейшего стартера, как Сафонов, казалось, что борьба завяжется нешуточная... Но нет, чудес не бывает. Зиловец уверенно ушел вперед и выиграл.

В четвертьфинале «В» первенствовал бронницкий армеец Анатолий Жохов. И только в одной «четвертушке» появился возмутитель спокойствия – уралец Александр Арапов опередил на старте Юрия Кулябина и целый круг возглавлял гонку. В конце концов Рэмбо, как болельщики называют Кулябина, обошел соперника и выиграл заезд.

Полуфиналы получились куда интереснее. Сергей Сафонов, например, оказался лицом к лицу, вернее – борт к борту, с двумя пилотами «Мосгаза» и Анатолием Жоховым. Учтя стартовую резвость «оранжевых», Сафонов словно на самолете отлетел от соперников и оторвался от них так далеко, что его преимущество над Жоховым, закончившим полуфинал вторым, стало просто неприличным. А между двумя мосгазовцами умудрился вклиниться зиловец – Геннадий Григоров из команды АМО ЗИЛ-2. Вообще заезд наглядно показал, что хорошо подготовленный автомобиль – только полдела. Его пилоту требуется еще и холодная голова, а именно это качество и подводило мосгазовцев.

Во втором полуфинале неожиданно схлестнулись партнеры – Скиба и Кулябин, хотя без сомнения имели установку до финала друг друга не трогать. На первом круге гонку возглавил Иван Скиба, а Кулябин сзади прочно «сел ему на колесо». Возможно с точки зрения командной дисциплины Рэмбо был не прав.

Создав необходимый запас, Скиба успокоился и ослабил темп; Кулябин в контакте прошел его и выиграл заезд. Таким образом все трое зиловских «профи» попали в финал: команда в сборе. А вот у их соперников не обошлось без потерь. От военных в главный заезд попал только Жохов. «Мосгаз» же лишился Василия Яковлева, так раскурочившего в полуфинале боевую машину, что быстрому восстановлению она не подлежала.

Предстартовый расклад финала оказался на редкость простым. Первая команда ЗИЛа на 90% уже обеспечила себе победу. Теперь можно было подумать и о собственных амбициях. Чем пилоты и занялись. Едва стартовый светофор сменил цвет с красного на зеленый, Сергей Сафонов и Иван Скиба уехали от основной группы. Юрий Кулябин по обыкновению чуть засиделся на старте, но вскоре своих партнеров догнал. Зиловское трио отрывалось от соперников все дальше и дальше, как вдруг Кулябин замедлил движение, а потом и вовсе остановился. По тому, как дергался при попытках сдвинуться с места его грузовик, можно было определить, что кончился задний мост. А в середине гонки тем временем неистовствовали мосгазовцы.

Порохня, не щадя ни своей, ни чужих машин, пробивался вперед, Михаил Смирнов также держал высокий темп. В итоге «оранжевые», грозившие увезти главный командный трофей, приехали соответственно четвертым и пятым. Третьим спокойно финишировал Анатолий Жохов. Вот уж у кого не было по ходу финала никаких проблем! Достать дуэт лидеров он не мог, но и прессинга идущих сзади не испытывал.

Вместо эпилога

Итак, победители в личном зачете известны. На подиум поднялись Сафонов, Скиба и Жохов. Командный расклад тоже был ясен: первое место у ЗИЛа, на втором – «Мосгазспорт», на третьем – 21 НИИИ АТ города Бронницы. Все довольны, отдыхают... А мысли уже стремятся к следующему сезону. Интересно, что для большинства героев нашего репортажа откроется он тоже на «Бронницком кольце». Зимой здесь пройдет первый этап Чемпионата России-99 и престижнейший кросс на Приз Ивана Алексеевича Лихачева.

И, наконец, последний штрих. ЗИЛ-130 продолжает спортивную жизнь. Но на горизонте уже появился его преемник. На нынешних соревнованиях на спортивную трассу впервые выехал автомобиль, очень похожий на «Бычка». Его пилотировал четырехкратный чемпион СССР Геннадий Краюхин. Он-то и призван сменить ветерана. Значит, будем ждать новых зрелищ.