Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Мультилифты
Новинки на рынке
 1
Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
 1
Мониторинг российских производителей тракторов для села в 2010 г.
Развитие трансмиссии гусеничных бульдозеров в мировой практике, СССР и России
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них

Триумф зиловских спортсменов

В. Салыгин, фото Ю. Дородонова

Из всех видов спортивных состязаний, известных в России, только два можно назвать исконно русскими – лапта и ... кросс на грузовиках (шутка). Однако если первый живет только в памяти ветеранов, то второй прочно вошел в спортивный календарь нашей Родины. Ярким тому доказательством могут служить традиционные гонки на приз И.А.Лихачева, последний раз проходившие в феврале нынешнего года.

В декабре 1950 г. в гонках на подмосковной трассе в Планерной дебютировала команда ЗИСа (Фото из архива УКЭР)

А начиналось все в первые послевоенные годы. Разруха и полуголодное существование не позволяли даже мечтать о скоростных трассах, современной спортивной технике, да и классных гонщиков «раз-два и обчелся». Вот тогда в чью-то очень неглупую голову пришла гениальная по своей простоте мысль, что в качестве гоночных болидов можно использовать самые обыкновенные серийные грузовики, вместо ровного асфальтированного покрытия – непаханую целину, а пилотом мог стать любой, кто имел мало-мальски приличный опыт управления автомобилем. Таким образом, осталось только определить стартовый и финишный сборы, остальные проблемы в расчет не брались. Сказано – сделано. Удивительные идеи, попавшие в благодатную российскую почву, дали хорошие всходы. Уже 8 мая 1949 г. под Москвой, в районе Планерной состоялся первый автокросс на грузовиках.

Машины, принимавшие участие в нем, были поделены на два класса – ГАЗ-51 и ЗИС-150. Трасса представляла собой 30-километровое кольцо, которое нужно было описать три раза. В дистанцию входили несколько труднопроходимых, вернее почти непроходимых, участков (брод, раскисшие и лесные дороги, заболоченная местность и т. д.). Для повышения проходимости водитель и его напарник-механик брали с собой самые разнообразные приспособления: съемные траки, специальные трапы, металлические решетки, барабанные самовытаскиватели, которые ставили на ведущие колеса. Тем не менее далеко не всем удалось добраться до финиша.

В нынешнем году XII традиционный кросс на приз имени И.А.Лихачева прходил на «Бронницком кольце» в Подмосковье

Глубокой осенью того же года провели второй автокросс, посвященный 50- летию русского автомобильного спорта. Невиданные доселе гонки имели фантастический успех. В столице, а потом во многих других местах Союза, как грибы после дождя стали появляться все новые и новые автосекции.

В декабре 1950 г. в лично-командном первенстве Москвы дебютировали сразу две команды ЗИСа, чьи грузовики на протяжении многих десятилетий верой и правдой служили кроссменам. Доступность и массовость нового состязания сделали его очень популярным. Не случайно год спустя кросс на грузовиках был включен в программу первенства СССР по автомобильному спорту. Первыми же чемпионами в классе ЗИС-1504 стали зиловские гонщики: водитель Н.Пономарев и механик К.Шурланов.

С тех пор первенство Советского Союза по автокроссу становится традиционным, а имена лучших представителей этого вида спорта в 50-е и 60-е были так же хорошо известны, как сегодня имена пилотов формулы-1.

В 1963 г. на спортивные трассы вышел ЗИЛ-130, который и сейчас восхищает любителей автоспорта. Действительно, машина словно рождена для кроссов. Прочный выносливый грузовик более трех десятилетий является верным боевым конем тысяч гонщиков. Правда, был перерыв. Году в 80-м некие «дяди», наделенные властными полномочиями, были шокированы тем, с какой легкостью корежится исправная техника, отвлекаются от более насущных дел трудовые кадры, наконец, в выхлопную трубу вылетают тонны бензина. После короткой, но яростной кампании в прессе «зиловский класс» был ликвидирован. Как фениксу из пепла ему суждено было восстать только в 1994 году.

Фаворитами гонки по праву считались зиловец Сергей Сафонов №97 и представитель вооруженных сил Вячеслав Трефилов №80

Возвращаясь к состязаниям на приз легендарного заводского директора Ивана Алексеевича Лихачева, проводящимся с 1971 г., надо отметить, что в них всегда принимали участие сильнейшие гонщики страны. И это несмотря на то, что данное мероприятие не является этапом первенства страны, и очки за призовые места не начисляются. Тем не менее, ожесточенная бескомпромиссная борьба была всегда отличительным признаком этих соревнований.

Вот и теперь самые именитые, самые опытные кроссмены России из Москвы, Бронниц, Рязани, Смоленска, Самары и других городов готовы были в двенадцатый раз помериться силами в престижнейшем состязании. Ареной битвы выбрали подмосковное «Бронницкое кольцо», принадлежащее военному 21-му НИИАТ. Трасса изобиловала многочисленными трамплинами, крутыми виражами, затяжными спусками и подъемами, а нагрянувшая оттепель превратила ее в место, более подходящее для проведения гонок по водно-моторному спорту, нежели кросса на грузовиках. Масла в огонь подливала лихо закрученная интрига. Дело в том, что в прошлом году подобные соревнования обернулись для зиловцев унизительным поражением, превратившись по сути в лично-командное первенство Вооруженных Сил. А «хозяин» трассы многоопытный полковник Вячеслав Трефилов праздновал двойную победу, выиграв главный приз – малотоннажный грузовик ЗИЛ-5301 «Бычок», выиграл и супер заезд, присовокупив к первой награде еще и новенький «Москвич», который был выставлен от имени мэра Москвы Ю.Лужкова. Особенно было обидно лидеру заводской команды чемпиону России по автокроссу 1995 г. Сергею Сафонову, которого подвел заглохший мотор.

Под № 97 выступал лидер заводской команды Сергей Сафонов

Однако столичные кроссмены постарались сделать правильные выводы, молча утершись и стиснув зубы, стали готовиться к реваншу. Такая возможность представилась в феврале девяносто восьмого. Впрочем, и Трефилов не собирался уступать, он горел желанием в третий раз подряд принять из рук генерального директора АМО ЗИЛ приз имени И.А.Лихачева, установив тем самым рекорд, который превзойти неимоверно сложно.

Итак, все были настроены сражаться, не щадя ни себя, ни соперников. Особенно тщательно готовили материальную часть. По регламенту гоночные «стотридцатки» должны иметь минимальные переделки по сравнению с серийной продукцией. Кабину, а следовательно пилота, защищает мощный каркас безопасности сваренный из труб. С наружной стороны закреплены ручные огнетушители, фары за ненадобностью отсутствуют, подвеска усилена, толчки смягчают дополнительные амортизаторы. Стандартный 150-сильный мотор на прямых участках легко разгоняет облегченную машину до 100 км/ч. Автомобиль массой около 4 т может совершать многометровые прыжки, взбираться на крутые подъемы, а если надо, то и молниеносно тормозить.

Всеобщее внимание приковывали грузовики Вячеслава Трефилова с номером «80» и Сергея Сафонова – № 97. Небывалое по напряжению состязание длилось два дня. Но уже в первый стало ясно – москвичи готовы дать бой своим грозным соперникам. По итогам контрольных заездов лучшими оказались С.Сафонов и его одноклубники Юрий Кулябин и Николай Никонов. Армейцы из Бронниц были явно растеряны, поскольку В.Трефилов проиграл Сафонову более десяти секунд на круге. Партнеры Трефилова Жохов и Ершов выглядели еще хуже. Но это еще ничего не значило. Настоящая баталия развернулась в заезде «А».

«Бронницкое Кольцо» изобиловало крутыми поворотами, затяжными подъемами, опасными спусками

Там на первой линии стояли Сафонов, Никонов и Скиба (ЗИЛ). Жохов и автозаводец Александр Рыскаль расположились во втором ряду. Дан старт, машины скрываются за поворотом, зрители на трибунах стараются, еще не видя автомобилей, по шуму двигателей определить лидеров. Басовитый рокот мотора становится все сильнее, выбрасывая водяные фонтаны из-под колес, впереди мчится Сергей Сафонов. Его преимущество огромно. Следом движутся Скиба и Жохов. Помогая еще больше оторваться своему лидеру, Скиба блокирует армейца. Но в зиловской команде есть потери. Никонов вскоре после старта очутился в снежном сугробе, а Рыскаль был вынужден съехать в кювет, дабы избежать столкновения с машиной Никонова. Тем временем Скиба, заметив, что Сафонов оторвался достаточно далеко, уехал от своего конкурента Жохова на солидное расстояние и даже предпринял попытку достать 97-й номер, но сделать этого не удалось, поскольку пять кругов истекли и полуфинал «А» завершен.

В заезде «Б» в противоборство вступили зиловец Юрий Кулябин, с одной стороны, и армейцы Трефилов и Ершов – с другой. Выстрел стартового пистолета. Грузовики с ревом срываются с места и исчезают за поворотом. Напряжение достигло своего апогея. Все ждут, кто же первым выскочит на трассу после виража. Неожиданно гонку возглавила бело-синяя машина Михаила Смирнова из рязанского спортклуба «Арктика», Кулябин, которого друзья прозвали «Рембо», идет вторым.

Победители и призеры 12 розыгрыша на приз И.А. Лихачева слева направо: Юрий Кулябин, Сергей Сафонов, Иван Скиба

На некотором удалении сзади следуют двое бронницких пилотов. Все старания лучшего гонщика Вооруженных Сил достать Кулябина не увенчались успехом. Тот пришел первым.

В последнем решающем заезде первый ряд на стартовом поле заняли только представители ЗИЛа: Сафонов. Кулябин и Скиба. Техническое преимущество еще ни о чем не говорило. Гонка обещала быть упорной. Так оно и получилось. Взревели моторы, и пестрая кавалькада грузовиков стремительно двинулась вперед. Командное мышление заводчан и мастерство Трефилова стали главными аргументами в распределении призовых мест. Умело сдерживая наскоки армейских пилотов, Юрий Кулябин и Иван Скиба дали возможность фавориту гонки Сергею Сафонову уже со старта уйти вперед. Филигранно вписываясь в опасные повороты, наращивая преимущество на прямых участках, совершая захватывающие дух прыжки, бесстрашно преодолевая обледенелые подъемы и спуски, Сафонов не уступил лидерство никому.

Четыре ожесточенных штурма полковника Трефилова не смогли поколебать позиции зиловцев, которые всякий раз «закрывали калитку» перед оппонентом. Поняв бессмысленность своих отчаянных действий, армейский спортсмен смирился с поражением. Финальная гонка прошла по зиловскому сценарию.

Машина Ивана Скибы №98 (ЗиЛ) в полуфинале получила повреждение, но в решающей гонке вновь была в строю

Москвичи заняли весь пьедестал почета! Реванш удался! Победитель стал обладателем силового агрегата от ЗИЛ-130, который для кроссмена и его стального друга является самой ценной наградой. По всей видимости, заслуженный боец ЗИЛ-130 скоро отправится в отставку. Зиловские специалисты готовят ему достойную замену. Действительно, кабина машины-ветерана уже не выпускается, и ее замена становится все более и более проблематичной.

Конструкторам поставлена задача в кратчайшие сроки создать новый кроссовый автомобиль с кабиной и оперением от малотоннажного «Бычка» ЗИЛ-5301. В планах завода – обкатать создаваемый образец на российских соревнованиях уже летом нынешнего года. Очень важно, что национальная федерация автоспорта с благосклонностью относится к этой идее. Ну а на ЗИЛе идет проработка вопроса организации собственной трассы, которая раскинется вблизи заводской базы отдыха «Васькино» в Подмосковье.

Учитывая эти обстоятельства поклонники автокроссовых соревнований вправе ожидать от зиловских пилотов новых побед.

В. Салыгин, фото Ю. Дородонова Основные Средства 06'1998 27 октября 2005

Комментарии (0)