Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Не улучшишь – не поедешь
Как улучшить дизтопливо, или Советы перфекционисту
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Из истории создания гидравлических молотов
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
 3
Моторные масла
Первый параметр – вязкость

Реальное положение с дизельным топливом

Т. Митусова, М. Калинина, ОАО «Всероссийский Научно-исследовательский институт по переработке нефти»
Значение бензина и дизельного топлива для транспорта и промышленности понятно всем. О том, каково сегодня положение с производством этих важнейших нефтепродуктов в России, рассказывают научные работники Всероссийского Научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП).
 
 
 
 

С принятием технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» во все нормативные документы на любые виды топлива ВНИИ НП внес соответствующие изменения, связанные с ужесточением требований к качеству. Наиболее существенные изменения претерпел ГОСТ 305 «Топливо дизельное», по которому вырабатывается основная масса (более 70%) дизельного топлива. Изменением № 6 из ГОСТ 305 исключено содержание серы 0,5% – теперь такое топливо маркируется как печное бытовое или судовое маловязкое (табл. 1).

Дизельное топливо с содержанием серы 0,2% (объем его производства составляет 65% общей выработки дизтоплива) сегодня исходя из требований регламента должно применяться только в сельскохозяйственной и внедорожной технике. ГОСТ 305 дополнен новым видом топлива с содержанием серы 0,05%, при этом нормируется смазывающая способность – не более 460 мкм. Такое топливо изготавливают с использованием противоизносных присадок.

Таблица 1. Изменение требований ГОСТ 305 по содержанию серы в дизельном топливе
Содержание серы, % Выпуск в оборот дизельного топлива
0,5 Исключено из стандарта
0,2 Для сельскохозяйственной и внедорожной техники – до 03.09.2011
0,05 До 31.12.2011

Дизельное топливо с содержанием серы 0,2% для сельхозтехники разрешено к выпуску в оборот до 3 сентября 2011 г., а с содержанием серы 0,05% – до 31.12.2011 г. В дальнейшем должно применяться только топливо по ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО». Этот стандарт соответствует нормали Евросоюза BS EN 590:2004 г. Осенью этого года в Европе вступила в действие новая версия BS EN 590:2009. Основным отличием ее от прошлого стандарта является исключение видов дизтоплива с содержанием серы 50 мг/кг. Таким образом, в стандарте Евросоюза остается только одна норма по содержанию серы – не более 10 мг/кг.

В российском ГОСТ Р 52368–2005 норма содержания серы до 350 мг/кг будет существовать до 31 декабря 2011 г., а 50 мг/кг – до 31 декабря 2014 г. У дизельного топлива с содержанием серы 10 мг/кг срок выпуска в оборот не ограничен. Итак, с 2012 г. нефтеперерабатывающая промышленность должна будет вырабатывать дизельное топливо с содержанием серы 10 и 50 мг/кг (табл. 2).

Таблица 2. Соответствие экологическим классам требований ГОСТ Р 52368-2005 по содержанию серы
Экологический класс Содержание серы, мг/кг Выпуск в оборот дизельного топлива
3
350
До 31.12.2011
4
50
До 31.12.2014
5
10
Не ограничен

Сегодня двадцать нефтеперерабатывающих заводов получили разрешение на производство разных видов дизельного топлива ЕВРО. В 2007–2008 гг. дизтопливо ЕВРО-5 выпускали ОАО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»,  ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»,  ОАО  «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»,  ЗАО «Рязанский  НПК»,  ОАО  «Новокуйбышевский  НПЗ»,  ОАО «Ярославнефтеоргсинтез».

Вместе  с  тем  согласно прогнозу развития автомобильной техники Научно-производственного объединения автопроизводителей России (на январь 2009 г.) парк транспортных средств с дизельными двигателями в основном состоит из техники, находящейся в эксплуатации более 10...15 лет и работающей на топливе с содержанием серы 0,2%, а это 60% грузовиков, около 70% автобусов и более 50% легковых автомобилей.

По данным ЗАО «НАМИ-ХИМ», потребность в низкосернистом дизельном топливе составляла 1,75 млн. т в 2008 г. и должна вырасти втрое, до 5,5 млн. т в 2009 г. (табл. 3). Производство такого топлива уже в 2008 г. перекрывало потребности.

На отечественном рынке отсутствует потребность в топливе с содержанием серы 10 мг/кг, но такое топливо российские НПЗ вырабатывают: 5,6 млн. т в 2008 г., в основном для поставок на экспорт.

Таблица 2. Соответствие экологическим классам требований ГОСТ Р 52368-2005 по содержанию серы
Экологический класс Содержание серы, мг/кг Выпуск в оборот дизельного топлива
3
350
До 31.12.2011
4
50
До 31.12.2014
5
10
Не ограничен

К 2015 г. уже более 60% грузовых автомашин будет работать на дизельном топливе с содержанием серы 50 мг/кг и примерно 15% – на дизтопливе с содержанием серы 10 мг/кг. Но даже в 2015 г. останется потребность в дизтопливе с содержанием серы до 0,2%: по грузовикам – 14% парка, по автобусам – около 40% и легковым автомобилям – 10% парка.

В Вооруженных Силах обновление техники идет крайне неудовлетворительными темпами – 80% парка составляют автомобили со сроком эксплуатации более 12 лет. Техника находится на хранении и еще лет двадцать будет храниться. В то же время на военной технике не допущены к применению присадки, химмотологические карты на изделия, конструкторская и эксплуатационная документация не разрешают использование дизельного топлива с низким содержанием серы и пакетом присадок. Для этого потребуется провести комплекс научных исследований, стендовых испытаний на объектах военной автомобильной и бронетанковой техники, организационно-технических мероприятий, обосновать сроки хранения такого топлива на складе и в топливных баках во всех климатических регионах.

    Во всем мире производство дизельных видов топлива с низким содержанием серы поддерживается законодательно путем дифференцированного налогообложения. До сегодняшнего дня внутренний рынок моторных видов топлива не стимулировал производителей улучшать его качество, что во многом объясняется ставкой акцизов – она едина: 1080 руб./т для всех видов дизельного топлива. Недавно принят закон о внесении изменений в налоговый кодекс Российской Федерации, по которому с 2011 г. вводится дифференцированное налогообложение:
  • для дизельного топлива с содержанием серы более 350 ppm, т. е. ниже класса 3 – 1430 руб./т;
  • для дизельного топлива с содержанием серы до 350 ppm – 1210 руб./т;
  • для дизельного топлива с содержанием серы 50 и 10 ppm (классы 4 и 5) – 990 руб./т.

Тем самым созданы все предпосылки для существенного увеличения производства дизельного топлива не только на экспорт, но и для внутреннего рынка.

В настоящее время на рынке дизельного топлива сформировалась сложная для потребителя ситуация. В условиях, когда каждый производитель нефтепродуктов может разрабатывать свои технические условия или стандарты организации (СТО) и выпускать по ним топливо, на автозаправочных станциях встречается дизельное топливо практически любого качества. Разрабатываемые ТУ не согласуются с потребителями топлива, эти виды топлива не проходят полноценных испытаний и часто не отвечают техническим требованиям автомобилей. Поэтому при покупке топлива необходимо обращать внимание на нормативный документ, по которому было выработано дизельное топливо, и сравнивать его с требованиями для двигателя, указанными в паспорте. Например, если в паспорте стоит «ЕВРО-3», топливо должно быть изготовлено по ГОСТ Р 52368–2005 с содержанием серы до 350 мг/кг, если указано «ЕВРО-2» – то по ГОСТ 305 с содержанием серы до 500 мг/кг.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РЫНОК (статистика, анализ) ГСМ
Т. Митусова, М. Калинина, ОАО «Всероссийский Научно-исследовательский институт по переработке нефти» Основные Средства 11'2009 28 октября 2010

Комментарии (0)