Промышленное производство в январе–сентябре 2007 года

А. Рикошинский

В III квартале 2007 г. наметилось замедление темпов экономического роста по сравнению с первым полугодием. Прирост ВВП в III квартале составил 6,7% по сравнению с 7,9% и 7,8% в I и II кварталах 2007 г. соответственно. В сентябре после ускорения роста в июне и июле прирост ВВП к соответствующему периоду 2006 г. составил 5,6%, а в целом за январь–сентябрь – 7,4% (против 6,3% в январе–сентябре 2006 г.).

В августе-сентябре рост промышленного производства в сравнении с июнем-июлем заметно замедлился. По официальной информации Росстата, после снижения темпов роста промышленного производства, имевшего место в августе, в сентябре рост производства стабилизировался. В сентябре 2007 г. по сравнению с сентябрем 2006 г. индекс промышленного производства составил 103,0%, а по сравнению с августом 2007 г. – 99,8%. В целом за январь–сентябрь 2007 г. по сравнению с январем–сентябрем 2006 г. индекс промышленного производства составил 106,6%.

В сентябре по сравнению с августом замедлился рост производства машин и оборудования для строительства, а производство транспортных средств и оборудования снизилось относительно августа на 5,4%. Тревожным показателем состояния промышленности является снижение темпов роста платежеспособного спроса на промышленную продукцию (сентябрьские темпы роста спроса – самые низкие с начала 2006 г.). Еще одним настораживающим фактором является устойчивая тенденция опережающего роста цен производителей промышленных товаров относительно индекса потребительских цен. За январь–сентябрь 2007 г. к январю–сентябрю 2006 г. индекс потребительских цен составил 108,2%, а цен производителей промышленных товаров – 109,3%.

В отрасли «Машиностроительное производство» за январь–сентябрь 2007 г. рост производства машин и оборудования составил 120,9% (к январю–сентябрю 2006 г.) против 96,6% в январе–сентябре 2006 г. (к январю–сентябрю 2005 г.). Причем следует заметить, что если в целом за период с января по сентябрь производство машин и оборудования увеличилось на 20,9% относительно аналогичного периода предыдущего года, то в сентябре 2007 г. производство сократилось на 2,9% относительно сентября 2006 г.

В целом за рассматриваемый период увеличение производства отмечается по всем подклассам данного раздела, но основной вклад в рост выпуска продукции внесло увеличение производства по подклассу «Производство механического оборудования». Рост составил 148,7%, в том числе турбин гидравлических (рост в 2 раза в связи с наступлением сроков отгрузки по заключенным ранее договорам), турбин паровых (на 33,5%) и газовых (на 57,1%), металлорежущих станков с ЧПУ (на 24,9%), технологического оборудования для цветной металлургии (в 1,5 раза), проходческих комбайнов (на 24,2%).

Имевший место рост выпуска продукции строительно-дорожного машиностроения был обусловлен увеличением объемов жилищного строительства, строительства и ремонта дорог и объектов коммунальной инфраструктуры в связи с выделением бюджетных средств на данные цели. Заметим, что увеличение объемов работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», за январь–сентябрь составило 23,5%.

По результатам трех кварталов сохраняется тенденция увеличения производства машин и оборудования для жилищного и дорожного строительства, в частности бульдозеров на 55,3%, кранов на автомобильном ходу на 30,2%, башенных кранов на 29,4%, экскаваторов на 24,7%, бульдозеров на 55,3%, автогрейдеров на 23,8%, лифтов на 24,1%.

Увеличилось производство тракторов (на колесном ходу – на 19,9%, на гусеничном ходу – на 10,9%), что объясняется ростом спроса (в том числе со стороны строительных организаций), развитием государственной системы лизинга, реализацией национальных проектов, проведением структурных преобразований в отрасли (консолидация производителей сельхозтехники на базе концерна «Тракторные заводы»).

Увеличение выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения обусловлено реализацией приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», укреплением финансового состояния сельскохозяйственного сектора. По итогам трех кварталов 2007 г. рост объемов производства составил: мини-тракторов – на 29,5%, тракторных плугов – на 29,4%, сеялок – 29,8%, культиваторов – на 22,4%. Производство зерноуборочных комбайнов сократилось на 10,7%, что обусловлено графиком поставок, при этом в сентябре 2007 г. производство увеличилось в 7,2 раза по отношению к сентябрю 2006 г., и это связано с простоем в сентябре 2006 г. ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш» и переносом поставок техники на более поздние сроки.

В январе–сентябре 2007 г. рост производства транспортных средств и оборудования составил 115,7%. При этом производство автомобилей, прицепов и полуприцепов выросло на 14,9%, производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств – на 16,4%.

Производство легковых автомобилей в январе–сентябре 2007 г. увеличилось на 9,1%. Рост производства автомобилей обусловлен в основном увеличением производства на сборочных предприятиях (СП) на 73,8%. Указанная динамика обусловлена ростом спроса, связанного с увеличением реальных доходов населения и развитием системы кредитования, при этом увеличение спроса приводит как к росту производства российских автомобилей (в основном на СП), так и к росту объемов импортируемой техники. При этом необходимо отметить продолжающееся сокращение уровня ценовой конкурентоспособности отечественных автомобилей, следствием чего становится сокращение производства на отечественных предприятиях (в ОАО «АвтоВАЗ» – на 5,4%, в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 20,0%) и опережающий рост продаж автомобилей, произведенных на СП, и импортной автомобильной техники.

В январе–сентябре 2007 г. производство грузовых автомобилей увеличилось на 16,3% (в том числе в ОАО «КАМАЗ» на 27,9%, в ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 10,6%) благодаря росту платежеспособного спроса со стороны транспортных и строительных организаций, при этом рост спроса отмечается как по отечественной, так и по импортной технике.

Наиболее высокими темпами в январе–сентябре увеличивался выпуск грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3 т (127,9% к январю–сентябрю 2006 г.), легковых автомобилей с двигателями мощностью свыше 90 л.с. (в 1,96 раза), автобусов с дизельными двигателями (135,5%), прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям (143,5%) и тракторных (167,7%), тепловозов магистральных (в 1,4 раза), маневровых и промышленных широкой колеи (117,5%), вагонов пассажирских (117,2%), машин для строительства и планового ремонта путей (в 1,6 раза).

Рост машиностроительного производства во многом обусловлен интенсивным развертыванием сборочных производств легковых автомобилей, увеличением заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов, ростом поставок на экспорт некоторых видов машиностроительной продукции.

Подводя итог, можно отметить, что закончился период восстановительного роста российской экономики, когда она росла преимущественно за счет увеличения загрузки существующих производственных мощностей. Чтобы обеспечить в дальнейшем высокие темпы роста, необходим инвестиционный рост, основанный на модернизации и изменении структуры экономики. Признаки перехода на такой тип роста в России имеются. Прирост инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2007 г. составил 21,2%, что вдвое выше показателей прошлого года. Растущее число российских компаний делает ставку на повышение эффективности и конкурентоспособности, в первую очередь за счет инвестиций в модернизацию производства, новые технологии и оборудование. Лидерами промышленного роста становятся предприятия обрабатывающей промышленности и строительство.