О выборе гидромолота
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)
Мини-погрузчики (ч. 2)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
 1
Коробки передач компании EATON
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта

Цена – это еще не всё!

А. Шипов

Двадцать лет назад безжизненные рынки товаров народного потребления в СССР заполонили дешевые, некачественные китайские товары, очень похожие «на настоящие» импортные аналоги. Первое время их приобретали только по причине низкой цены и тотального дефицита. Чуть позже китайскую продукцию стали покупать только самые малоимущие слои населения России. В последние годы наметилась другая тенденция – все больше товаров из Китая попадает в категорию «качественные и недорогие», однако потребители китайской авто- и спецтехники испытывают все же некоторое беспокойство: как-то это подозрительно – китайский автомобиль! Широко распространено мнение, что эту технику покупают лишь потому, что она дешевле российских аналогов. Так ли это? И почему все-таки покупают китайские машины? Правильный и рациональный ли это выбор?

Вопрос этот очень емкий, поэтому рассмотрим только один сегмент коммерческих автомобилей – грузовики грузоподъемностью примерно от 1 до 3 т. Еще 13 лет назад такие автомобили вообще не производили в России, а спрос на них был огромный.

Единственным вариантом стать владельцем недорогого, удобного, функционального малотоннажного грузовика было приобрести японский подержанный автомобиль с «правым» рулем. На рынке требовались такие машины, и именно в Японии их было множество – на любой вкус, размер и кошелек.

Для российского неискушенного потребителя, привыкшего для перевозки полутонного груза брать КамАЗ, ЗИЛ-130 или ГАЗ-53, эти японские автомобили казались чудом – компактные, надежные (ресурс дизельных двигателей не меньше 500 тыс. км), удобные, фантастически маневренные, оснащенные тяговитым на малых оборотах двигателем, низкой рамой, удобной кабиной с панорамным стеклом и кондиционером, гидравлическим манипулятором или подъемной платформой, камерой заднего вида и горным тормозом.

Появление «ГАЗелей» в 1994-м опять повернуло потребителей к отечественной продукции. Этот автомобиль простой рамной конструкции прочно занял свою нишу на рынке. Со временем проявились, однако, и недостатки, от которых, надо заметить, не свободен ни один товар. Свою отрицательную роль сыграли и необъективные СМИ, преувеличивающие негатив в пользу других марок.

Цена продукции Горьковского автозавода невысокая, по этому параметру «ГАЗели» на равных конкурируют с некоторыми китайскими «одноклассниками». А наиболее качественные из китайских грузовичков стоят еще дороже, особенно модели с импортными силовыми агрегатами, ведь двигатель – одна из самых дорогих частей автомобиля. Китайцы, признаваясь себе, что их собственные двигатели пока недостаточно надежны, активно оснащают свои машины дизелями японского производства. Да и в целом они стали делать свои грузовики по подобию японских автомобилей. Что-то просто скопировали, что-то купили по лицензии, что-то придумали свое.

Так в чем же различия, позволяющие отечественным и китайским малотоннажникам занимать разные ниши рынка? Сравним, например, бортовой ГАЗ-3302 малой грузоподъемности (1,5 т) и китайский грузовик Foton 1039 такой же грузоподъемности.

Цена ГАЗ-3302 с гидроусилителем рулевого управления на июнь 2007 г. – около 300 тыс. руб. (сильно отличается в зависимости от исполнения). Например, ГАЗ-3302 с дизельным двигателем ГАЗ-560 стоит примерно 345 тыс. руб. За отдельную плату можно установить кондиционер и стабилизатор поперечной устойчивости задней подвески.

Цена бортового автомобиля Foton 1039 без тента примерно 440 тыс. руб. При этом в базовую комплектацию входят аудиоподготовка и магнитофон, панорамное ветровое стекло. Экстерьер китайской машины с точностью копирует японские грузовики конца 1990-х гг. Кстати, внешний вид при отсутствии пока широкой информации о надежности и других качествах китайских автомобилей оказывает весьма положительное влияние на их имидж и, несомненно, вносит немалый вклад в их относительную популярность.

Как видно из сравнения, близкие по техническим характеристикам автомобили находятся в разном ценовом диапазоне и для каждого находятся покупатели.

Сравним еще ГАЗ-3310 «Валдай» грузоподъемностью 3,5...5 т и Foton 1049 грузоподъемностью 3 т.

Цена «Валдая» составляет примерно 485...550 тыс. руб. в зависимости от исполнения. Цена Foton 1049 без тента – примерно 465...490 тыс. руб. На этот раз случай, обратный предыдущему: ценовые диапазоны весьма близкие, а технические характеристики отчетливо различаются. Опять-таки автомобили попадают в разные ниши рынка, и каждый имеет собственных покупателей.

Из сказанного видно, что и у отечественных, и у китайских автомобилей с японскими двигателями есть определенные достоинства, благодаря которым они и присутствуют на рынке, занимая отдельные ниши. Факты свидетельствуют, что популярность китайских автомобилей складывается не только из их якобы очень низкой цены.

Несомненно, и нашим автопроизводителям, и китайским есть еще над чем поработать в плане надежности, других потребительских качеств, сервиса, уровня оснащения. Кто первым повысит уровень привлекательности своего продукта, тот и будет лидировать на рынке. Как известно, у китайских автопроизводителей обширные планы: наладить дилерскую сеть, открыть сервисные центры, а может, и массовые сборочные производства с оптимальной локализацией, проводить четкую маркетинговую политику. Еще в 2005 г. китайская автомобилестроительная компания Beijing Automotive Industry Import & Export Corporation (BAIEC) и ульяновская Холдинговая компания «АМС-Групп» подписали соглашение об организации в Ульяновске промышленного сборочного производства китайских грузовых автомобилей BAW и Foton грузоподъемностью от 1 до 4 т.

Здесь есть над чем задуматься нашим автомобилестроителям, ведь еще пятнадцать лет назад никто всерьез не воспринимал корейский автопром, а сейчас именно корейские марки заняли прочное место на рынках России и многих европейских стран. То же может произойти и с китайскими автомобилями. В 2003 г. в Поднебесной произвели 1 млн 215 тыс. грузовиков, что в шесть раз превышает годовой выпуск таких машин в СНГ. В настоящее время китайские автопроизводители контролируют значительную часть рынка Юго-Восточной Азии. Китай стал вторым по величине автомобильным рынком в мире, обогнав Германию.

Однако надо ли рассматривать эти процессы как китайскую угрозу? Нет. У российских производителей есть большой потенциал, и если они его правильно и своевременно используют, никакая конкуренция с Востока им не страшна. И потребитель может только радоваться, что рынок предоставляет ему широкие возможности выбора.



А. Шипов Основные Средства 08'2007 27 февраля 2008

Комментарии (0)