Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
 1
Ведущие мосты грузовиков
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
О влиянии уплотнений на надежность гидропривода
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
Гидравлика «в возрасте»
Сложности ремонта

Чью технику покупают в Бразилии?

А. Малышев

Бразилия входит в число крупнейших в мире рынков строительного оборудования. Основными поставщиками на этот рынок являются действующие в стране дочерние предприятия транснациональных корпораций Caterpillar, CNH, JCB, Volvo, Komatsu, Ingersoll Rand и др. Большую часть продаваемых здесь строительных машин производят в стране. Импортируют в основном мини-погрузчики, мини-экскаваторы, подъемные краны, буровое и туннельное оборудование.

Так, Caterpillar производит в Бразилии гусеничные бульдозеры, колесные погрузчики, экскаваторы-погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом, гидравлические экскаваторы, автогрейдеры, дорожные катки и карьерные самосвалы, CNH (Case/New Holland) – гусеничные бульдозеры, экскаваторы-погрузчики, колесные погрузчики, погрузчики с бортовым поворотом, гидравлические экскаваторы, автогрейдеры и дорожные катки, JCB – экскаваторы-погрузчики, Komatsu – гусеничные бульдозеры, колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы и автогрейдеры, Metso – дорожные катки, Randon – экскаваторы-погрузчики и самосвалы-внедорожники, Volvo BM – колесные погрузчики, гидравлические экскаваторы, автогрейдеры и самосвалы.

Ведущие мировые продуценты строительного оборудования давно имеют в этой стране производственные мощности и поставляют изготавливаемые в Бразилии строительные машины в США, Азию, Европу и другие страны Латинской Америки. Чтобы успешно конкурировать на международном рынке, они в большом количестве импортируют компоненты, изготавливаемые с применением высоких технологий: двигатели, трансмиссии, гидравлику и электронику. В рамках зоны свободной торговли Mercosur (Южноамериканский общий рынок, объединяющий Бразилию, Венесуэлу (с июля 2006 г.), Аргентину, Уругвай и Парагвай, а также двух ассоциированных членов – Боливию и Чили) изделие с импортной составляющей менее 40% считается продукцией местного производства и освобождается от таможенного обложения при экспорте в другие страны данного соглашения.

В целях сокращения издержек фирмы, импортирующие высокотехнологичные компоненты, пытаются в настоящее время наладить их производство на месте, а это может привести в будущем к сокращению импорта частей и компонентов в Бразилию.

В 2005 г. в Бразилии было изготовлено более 17,8 тыс. ед. строительного оборудования; экспортные поставки равнялись 11,2 тыс. ед., а внутренние продажи – 6,4 тыс. ед. (рост на 19,3% по сравнению с 2004 г.). Импорт строительной техники в Бразилию в 2005 г. равнялся примерно 1350 ед. Основное место в бразильском импорте занимали экскаваторы (2,2 тыс. ед.), колесные погрузчики (371 ед.), компактные катки (165 ед.) и скреперы (135 ед.).

В 2005–2006 гг. на бразильском рынке строительной техники наблюдалось значительное оживление. В январе–апреле 2006 г. внутренние продажи этого оборудования в стране на 11,1% превысили уровень того же периода 2005 г., а импорт увеличился примерно на треть, причем продажи иностранных универсальных погрузчиков (примерно 40% всего импорта) увеличились на 156%. В то же время закупки в Бразилии импортных экскаваторов в январе–апреле 2006 г. снизились на 18,6% по сравнению с тем же периодом 2005 г., а спрос на бразильские экскаваторы увеличился на 18,1%.

Лидирующие позиции в строительной отрасли Бразилии занимают компании Andrade Guitierrez, Camargo Correa и Norberto Oderbrecht. Согласно оценкам, в 2006 г. затраты на приобретение новой строительной техники у компаний Camargo Correa и Norberto Oderbrecht составили по 30 млн. USD, а у Andrade Guitierrez – 20 млн. USD.

Рост закупок строительной техники в Бразилии сопровождается расширением масштабов аренды этого оборудования. В 2005 г. компания Norberto Oderbrecht затратила 60 млн. USD на закупку новой техники у бразильских и подержанной – у иностранных поставщиков. Сейчас в парке компании доля арендуемого оборудования составляет 35...40%, а в перспективе данный показатель предполагается увеличить до 60...65%.

По мнению Ассоциации арендных компаний в сфере гражданского строительства, ежегодный объем аренды строительного оборудования в Бразилии составляет примерно 900 млн. USD, причем в 2006 г. этот показатель, как предполагалось, увеличится на 10%. В Бразилии быстро растет число строительных компаний, особенно крупных, арендующих строительную технику. Аренда снижает затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание оборудования, повышается качество услуг. Продлевается и срок службы оборудования, поскольку крупные арендные фирмы, особенно на рынке тяжелой строительной техники, предоставляют высококвалифицированных операторов и специалистов по техническому обслуживанию, что способствует повышению надежности оборудования и росту производительности.

По оценкам, сейчас в Бразилии насчитывается примерно 5 тыс. арендных компаний, располагающих 30 тыс. ед. легкой и 10 тыс. тяжелой строительной техники. Наибольшим спросом у арендных компаний пользуются подъемные платформы, небольшие катки, ручное оборудование, отбойные молотки и дрели, а также колесные ковшовые погрузчики, универсальные погрузчики с бортовым поворотом и погрузчики с ковшом типа «обратная лопата».

В Бразилии действуют также компании, сдающие в аренду крупным строительным фирмам и горнодобывающим предприятиям подъемные краны, грейдеры, грузовики, тяжелые экскаваторы и бульдозеры. Необходимо отметить, что высокая стоимость указанного оборудования в определенной степени сдерживает масштабы арендных операций.

В состав Ассоциации арендных компаний в сфере гражданского строительства входит 170 компаний, на долю которых приходится примерно 20% бразильского рынка аренды строительного оборудования. Важным фактором их успешной деятельности является сейчас быстрый рост высотного жилищного и офисного строительства как в Бразилии, так и в других странах Латинской Америки, прежде всего в Чили и Аргентине.

Компания Locabens является членом Ассоциации. В парке ее оборудования насчитывается 85 башенных кранов, причем 15 кранов компания приобрела в 2006 г., а до конца 2007 г. намерена закупить еще 20 кранов. В 2006 г. прибыль Locabens от сдачи в аренду строительного оборудования, по оценкам, должна была на 10% превысить уровень предыдущего года (54 млн. USD), а в 2007 г. прирост составит 5...10%.

На бразильском рынке аренды тяжелой строительной техники основное место занимает продукция крупных иностранных компаний, в частности Caterpillar и Volvo, однако сейчас на этом рынке наблюдается активизация деятельности бразильских фирм. Так, компании Ecuisul и Engepar сдают в аренду землеройным и горнодобывающим предприятиям погрузчики с ковшом типа «обратная лопата», грейдеры, бульдозеры и тяжелые экскаваторы.

Парк компании Engepar включает 120 ед. строительной техники, причем ежегодные затраты на пополнение парка в середине текущего десятилетия составляли примерно 3 млн. USD. Основное место занимает среднегабаритное оборудование; более 90% парка составляет оборудование Caterpillar, в том числе бульдозеры D6R, экскаваторы 320C и 320D, грейдеры 140H, катки CS-533E и колесные погрузчики 962H.

В 2005 г. компания приобретала преимущественно среднегабаритное землеройное оборудование (массой менее 20 т), однако в 2007 г. предполагается расширять закупки более тяжелой техники. Данное обстоятельство обусловлено быстрым ростом горнодобывающей промышленности во всех странах Латинской Америки и необходимостью дальнейшего расширения дорожной сети в регионе, что требует применения более мощного и тяжелого оборудования.

Основными покупателями строительного оборудования в Бразилии являются подрядчики, вовлеченные в инфраструктурные проекты, и фирмы, осуществляющие промышленное строительство. Покупают они обычно у местного дилера, руководствуясь при этом ценой и возможностью послепродажного обслуживания. Учитываются и возможности использования оборудования в различных ситуациях и проектах, а также его выгодной перепродажи.

Импортируемые в Бразилию товары облагаются многочисленными налогами и сборами, которые обычно уплачивают при таможенной очистке. Основная часть этих сумм приходится на импортную пошлину, налог на промышленные изделия (известный в Бразилии как IPI) и налог с оборота товаров и услуг (ICMS). Многие налоги рассчитываются по накопительной схеме. Импортная пошлина на строительное оборудование равна в среднем 14%, но в случаях отсутствия производства в стране аналогичной продукции она снижается до 4%. Запасные части и комплектующие облагаются пошлиной в размере 8%.

IPI (Imposto sobre Produtos Industrializados) является федеральным налогом, взимаемым с большинства бразильских и импортных товаров. В первом случае он берется в месте продажи товара, во втором – на таможне. Для строительного оборудования ставка этого налога составляет 5%.

ICMS (Imposto sobre Circulacao de Mercadorias e Servicоs – налог на оборот товаров и оказание услуг) – начисляемый правительствами штатов налог на добавленную стоимость, которым облагаются как импортные, так и бразильские товары. Хотя импортер обязан уплатить ICMS при таможенной очистке, он включает его затем в цену, по которой товар покупает конечный пользователь. Данный налог колеблется в пределах 7...25%.

Помимо перечисленных налогов импортер платит складской сбор (0,65% стоимости сиф за 15-дневное хранение), терминальный сбор в портах (в среднем около 100 USD за контейнер), морской торговый сбор (25% суммы фрахта), обязательный взнос в Союз таможенных брокеров (2,2% стоимости сиф, при этом минимальный взнос должен составлять около 71 USD, а максимальный – 160 USD), сбор за пользование справочной системой SISCOMEX (30 USD), транспортный налог с грузов (35 USD) и сбор за банковские услуги (2% стоимости фоб).

Для успешного ведения дел на рассматриваемом рынке эксперты советуют иностранным поставщикам иметь хорошо информированного местного представителя. Важно также пользоваться услугами дистрибьютора или дилера, которые могут обеспечить надлежащее послепродажное обслуживание. Представитель должен быть знаком со всем местным рынком и импортным законодательством, чтобы гарантировать бесперебойные продажи и следить за изменениями в требованиях потребителей.

При подписании соглашений с бразильскими агентами и дистрибьюторами иностранным поставщикам машин и оборудования рекомендуется пользоваться услугами юристов, знающих бразильские законы. Коммерческие отношения с дистрибьюторами регулируются общим торговым законодательством Бразилии, а отношения между иностранными компаниями и их бразильскими агентами и представителями – специальными законодательными актами. Условия контрактов с местными агентами определяют сами стороны, но закон предусматривает денежную компенсацию агенту в случае расторжения контракта, и обычно ее размер устанавливается в пользу агента.

А. Малышев Основные Средства 05'2007 11 декабря 2007

Комментарии (0)