1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
Как правильно смонтировать гидромолот на экскаватор
Подвеска (адаптер) гидромолота
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Из истории создания гидравлических молотов
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
«Автомат» или «робот»? (ч. 1)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП

Итальянский рынок землеройного оборудования

А. Малышев

По оценкам Министерства торговли США, в Италии в 2003 г. объемы продаж машин для земляных работ составили 1,2 млрд. USD. В количественном выражении это 23 945 ед. техники, включая самосвалы и телескопические манипуляторы, что на 15,8% меньше, чем в 2002 г. В 2004 г. видимое потребление машин указанных типов также сократилось, а в 2005-м должно возрасти. Основными иностранными поставщиками этого оборудования на итальянский рынок являются страны ЕС. В 2002 г. доля Бельгии в общем импорте Италии составила 32,7%, Великобритании – 14,2, ФРГ – 12,1, Франции – 11%. Страны ЕС выступают и в качестве главных импортеров итальянских землеройно-транспортных машин. В 2002 г. их удельный вес в общем экспорте данных машин из Италии равнялся 52,1%; на остальные страны Европы приходилось 16,9%, на Азию – 10,8, Африку – 9,9, Америку – 8,7, Австралию и Океанию – 1,5%.

В 2000–2002 гг. объемы производства оборудования для земляных работ в Италии составляли около 2,6 млрд. USD в год, в 2003 г. они увеличились до 3 млрд. USD, что в некоторой мере объяснялось повышением курса евро по отношению к доллару. В массовом исчислении производство с 2001 г. неуклонно сокращалось и в 2003 г. составило 502 тыс. т (в 2000 г. оно исчислялось в 570 тыс. т). Это сокращение объяснялось снижением экспортного спроса более чем с 482 тыс. т в 2000 г. до 455 тыс. т в 2003-м.

Фирменная структура отрасли за последние четыре года существенно изменилась. Компания FIAT Hitachi Excavators, изначально бывшая совместным предприятием фирм New Holland (часть итальянской группы FIAT) и Hitachi Construction Machinery (Япония), заключила соглашение о сотрудничестве в области производства и сбыта с Kobelco Europe и стала называться FIAT Kobelco Construction Machinery S.p.A. Ее мажоритарным акционером является Case New Holland Corp. (CNH), входящая в группу FIAT; в июле 2002 г. она выкупила долю капитала Hitachi Construction Machinery в FIAT Hitachi Excavators.

Головное предприятие FIAT Kobelco в Сан-Мауро-Торинезе (897 работников) может изготовлять до 4 тыс. землеройно-транспортных машин в год. Сбытовая сеть компании включает три конторы CNH во Франции, ФРГ и Испании и 145 дилеров, действующих в 70 странах мира (119 в Европе, 15 в Африке и 11 на Ближнем и Среднем Востоке). FIAT Kobelco производит почти все типы традиционных и компактных машин, примерно 70% которых идет на экспорт; оборот компании в 2002 г. составил около 498 млн. евро.

Case Construction Equipment действует в Италии в качестве подразделения CNH, располагающего 20 дилерами. Ее машины собирают на трех предприятиях в городах Имола, Лечче и Сан-Мауро, а компоненты изготовляют в г. Модена.

FIAT Komatsu Industries с 1996 г. находится в полном владении Komatsu и функционирует в настоящее время под названием Komatsu Utility Europe S.p.A. Итальянская контора этой компании по-прежнему находится в г. Эсте; там же расположен завод, где производят мини-экскаваторы, погрузчики с «обратной лопатой» и погрузочные машины с задней разгрузкой. Оборот в 2002 г. составил 218 млн. евро, из которых 60% пришлось на экспортную продукцию.

Ihimer S.p.A. является совместным предприятием, созданным недавно крупным итальянским продуцентом строительного оборудования Ihimer и японской группой IHI. Оно производит мини-экскаваторы и погрузочные машины с задней разгрузкой на предприятии близ г. Сиена.

VF Venieri S.p.A. остается единственным в Италии чисто национальным продуцентом машин для земляных работ. Средняя по размерам компания выпускает колесные погрузчики и погрузчики с ковшом «обратная лопата». Примерно 25% ее продукции идет на внешний рынок, в основном в страны ЕС и Средиземноморского бассейна. Оборот в 2002 г. исчислялся в 24 млн. евро.

Fiori S.p.A. (базируется близ г. Модена) известна как производитель бетономешалок, а также самосвалов, колесных погрузчиков и погрузчиков с «обратной лопатой». Ее оборот в 2002 г. составил 16 млн. евро.

Италия считается крупным продуцентом компонентов рассматриваемого оборудования, большинство которых идет на экспорт. Известными изготовителями ходовой части землеройно-транспортных машин являются Italtractor ITM, SpA и Berco S.p.A., а зубчатых передач, сцеплений и гидравлических устройств – Comer Industries и Bondioli & Pavesi.

Большинство итальянских продуцентов землеройно-транспортных машин и компонентов входят в отраслевую ассоциацию COMAMOTER, которая является частью UNACOMA – объединения итальянских компаний по производству тракторов и сельскохозяйственного оборудования. Членство в COMAMOTER открыто для иностранных фирм, имеющих производственные мощности в ЕС, а также сервисно-сбытовую сеть в Италии.

Примерно две трети общего спроса на рассматриваемое оборудование и компоненты в Италии покрывается за счет импортной продукции. В частности, изделия Caterpillar (США) ввозят компании CGT и MAIA. Первая обслуживает северную и часть центральной Италии, имея 1,1 тыс. работников и годовой оборот около 500 млн. евро. Компания реализует также продукцию фирм Hyster и Krupp, но ее доля в общих продажах не превышает 15%. MAIA действует в южной Италии и некоторых центральных районах страны. Число занятых у нее в 2 раза меньше, чем у CGT, а оборот составляет примерно 270 млн. евро.

Машины Caterpillar импортируют в Италию в основном из Бельгии, что объясняет высокую долю последней в общем итальянском импорте оборудования для земляных работ (80...90% использующихся в Италии машин Caterpillar изготовлено в Европе). Некоторая продукция Caterpillar поступает в страну из США (сверхкрупные машины), Японии и КНР. Доля Caterpillar в общих продажах рассматриваемого оборудования на итальянском рынке примерно 20...40% (верхний предел относится к крупным машинам). К крупным поставщикам землеройного оборудования в Италию относится также JCB (Великобритания). Ее подразделение JCB SpA имеет годовой оборот около 120 млн. евро и занимает в Италии первое место по продажам погрузчиков с «обратной лопатой». Номенклатура поставляемой этой фирмой продукции весьма широка. В Италии у нее более 30 дилеров, а также центр сбыта и послепродажного обслуживания (вблизи Милана).

Bobcat Melroe-Ingersoll Rand (США) действует в Италии через дочернюю фирму Ingersoll Rand Italiana S.p.A. Наиболее прочные позиции фирма занимает в секторе компактного оборудования (погрузочных машин с задней разгрузкой и мини-экскаваторов). Продукция поступает на итальянский рынок из Бельгии через десяток дилеров, включая MAIE, MIDEC S.p.A., MCI.

У Volvo Construction Equipment в настоящее время есть сбытовая контора в Милане. Продажи в 2002 г. составили 70 млн. евро. Оборудование этой компании импортируют в Италию из разных стран ЕС, США и Республики Корея фирмы MIDEC S.p.A. и Smia. Значительным спросом пользуются на итальянском рынке и машины компаний Liebherr, Hyundai, Hitachi и Furukawa.

Цена является главным фактором, которым руководствуются итальянские потребители при закупке землеройно-транспортных машин. Далее следуют такие факторы, как более высокие технические характеристики, надежность дистрибьюторов, возможность предоставления технической помощи, а также быстрой поставки запчастей или машин для временной замены вышедших из строя.

Большинство компаний, работающих на рассматриваемом рынке, стремится расширить номенклатуру поставляемых машин, чтобы максимально удовлетворять потребности покупателей и таким образом увеличить продажи, рост которых все больше зависит и от возможностей продуцентов предоставлять финансовую помощь как дилерам, так и конечному пользователю. Увеличивается число лизинговых сделок, так как многие клиенты предпочитают арендовать оборудование, а не расходовать средства на его покупку.

Технические спецификации оборудования, реализуемого на итальянском рынке, должны соответствовать нормам, действующим и в ЕС, и в Италии. Обязательному исполнению подлежат директивы ЕС 391/89, 655/89 и 95/63, которые касаются безопасного использования машин и оборудования, а также директива 89/692, определяющая способы испытаний уровня шума, директива 98/37 (EEC Machinery Directive) и унифицированные для ЕС технические нормы «CEN». Директива 98/37 не устанавливает единых правил дорожного движения для землеройно-транспортных машин, и в Италии оно регулируется общенациональными правилами дорожного движения. В частности, ими предусматривается, что самоходные колесные землеройно-транспортные машины должны соответствовать всем итальянским техническим нормам, что зачастую подразумевает дорогостоящие модификации. Для вождения машин шириной 2,5...3 м требуется специальное разрешение, а машин шириной более 3 м – полицейский эскорт.

Сроки платежей за землеройное оборудование для местных дистрибьюторов составляют обычно 120 дней после отгрузки, для конечных пользователей – 180 дней. Компании и организации государственного сектора нередко задерживают платежи. Конечные пользователи часто настаивают на получении консультационных услуг и финансовой помощи, которую отдельные дистрибьюторы могут в настоящее время предоставлять посредством лизинга и оказания содействия в получении кредита от местных банков. Широко распространен и лизинг, осуществляемый специализированными фирмами, которые часто так или иначе ассоциированы с продуцентами. Сроки лизинговых соглашений составляют обычно 3 года.


А. Малышев Основные Средства 05'2005 14 июля 2005

Комментарии (0)