Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Асфальтоукладчики
Обзор российского рынка
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Фрезы 24 часа, 7 дней в неделю
Обзор холодных фрез на российском рынке
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Дробление негабаритов горных пород
Использование гидромолота упрощает горные работы
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя

Итальянский рынок землеройного оборудования

А. Малышев

По оценкам Министерства торговли США, в Италии в 2003 г. объемы продаж машин для земляных работ составили 1,2 млрд. USD. В количественном выражении это 23 945 ед. техники, включая самосвалы и телескопические манипуляторы, что на 15,8% меньше, чем в 2002 г. В 2004 г. видимое потребление машин указанных типов также сократилось, а в 2005-м должно возрасти. Основными иностранными поставщиками этого оборудования на итальянский рынок являются страны ЕС. В 2002 г. доля Бельгии в общем импорте Италии составила 32,7%, Великобритании – 14,2, ФРГ – 12,1, Франции – 11%. Страны ЕС выступают и в качестве главных импортеров итальянских землеройно-транспортных машин. В 2002 г. их удельный вес в общем экспорте данных машин из Италии равнялся 52,1%; на остальные страны Европы приходилось 16,9%, на Азию – 10,8, Африку – 9,9, Америку – 8,7, Австралию и Океанию – 1,5%.

В 2000–2002 гг. объемы производства оборудования для земляных работ в Италии составляли около 2,6 млрд. USD в год, в 2003 г. они увеличились до 3 млрд. USD, что в некоторой мере объяснялось повышением курса евро по отношению к доллару. В массовом исчислении производство с 2001 г. неуклонно сокращалось и в 2003 г. составило 502 тыс. т (в 2000 г. оно исчислялось в 570 тыс. т). Это сокращение объяснялось снижением экспортного спроса более чем с 482 тыс. т в 2000 г. до 455 тыс. т в 2003-м.

Фирменная структура отрасли за последние четыре года существенно изменилась. Компания FIAT Hitachi Excavators, изначально бывшая совместным предприятием фирм New Holland (часть итальянской группы FIAT) и Hitachi Construction Machinery (Япония), заключила соглашение о сотрудничестве в области производства и сбыта с Kobelco Europe и стала называться FIAT Kobelco Construction Machinery S.p.A. Ее мажоритарным акционером является Case New Holland Corp. (CNH), входящая в группу FIAT; в июле 2002 г. она выкупила долю капитала Hitachi Construction Machinery в FIAT Hitachi Excavators.

Головное предприятие FIAT Kobelco в Сан-Мауро-Торинезе (897 работников) может изготовлять до 4 тыс. землеройно-транспортных машин в год. Сбытовая сеть компании включает три конторы CNH во Франции, ФРГ и Испании и 145 дилеров, действующих в 70 странах мира (119 в Европе, 15 в Африке и 11 на Ближнем и Среднем Востоке). FIAT Kobelco производит почти все типы традиционных и компактных машин, примерно 70% которых идет на экспорт; оборот компании в 2002 г. составил около 498 млн. евро.

Case Construction Equipment действует в Италии в качестве подразделения CNH, располагающего 20 дилерами. Ее машины собирают на трех предприятиях в городах Имола, Лечче и Сан-Мауро, а компоненты изготовляют в г. Модена.

FIAT Komatsu Industries с 1996 г. находится в полном владении Komatsu и функционирует в настоящее время под названием Komatsu Utility Europe S.p.A. Итальянская контора этой компании по-прежнему находится в г. Эсте; там же расположен завод, где производят мини-экскаваторы, погрузчики с «обратной лопатой» и погрузочные машины с задней разгрузкой. Оборот в 2002 г. составил 218 млн. евро, из которых 60% пришлось на экспортную продукцию.

Ihimer S.p.A. является совместным предприятием, созданным недавно крупным итальянским продуцентом строительного оборудования Ihimer и японской группой IHI. Оно производит мини-экскаваторы и погрузочные машины с задней разгрузкой на предприятии близ г. Сиена.

VF Venieri S.p.A. остается единственным в Италии чисто национальным продуцентом машин для земляных работ. Средняя по размерам компания выпускает колесные погрузчики и погрузчики с ковшом «обратная лопата». Примерно 25% ее продукции идет на внешний рынок, в основном в страны ЕС и Средиземноморского бассейна. Оборот в 2002 г. исчислялся в 24 млн. евро.

Fiori S.p.A. (базируется близ г. Модена) известна как производитель бетономешалок, а также самосвалов, колесных погрузчиков и погрузчиков с «обратной лопатой». Ее оборот в 2002 г. составил 16 млн. евро.

Италия считается крупным продуцентом компонентов рассматриваемого оборудования, большинство которых идет на экспорт. Известными изготовителями ходовой части землеройно-транспортных машин являются Italtractor ITM, SpA и Berco S.p.A., а зубчатых передач, сцеплений и гидравлических устройств – Comer Industries и Bondioli & Pavesi.

Большинство итальянских продуцентов землеройно-транспортных машин и компонентов входят в отраслевую ассоциацию COMAMOTER, которая является частью UNACOMA – объединения итальянских компаний по производству тракторов и сельскохозяйственного оборудования. Членство в COMAMOTER открыто для иностранных фирм, имеющих производственные мощности в ЕС, а также сервисно-сбытовую сеть в Италии.

Примерно две трети общего спроса на рассматриваемое оборудование и компоненты в Италии покрывается за счет импортной продукции. В частности, изделия Caterpillar (США) ввозят компании CGT и MAIA. Первая обслуживает северную и часть центральной Италии, имея 1,1 тыс. работников и годовой оборот около 500 млн. евро. Компания реализует также продукцию фирм Hyster и Krupp, но ее доля в общих продажах не превышает 15%. MAIA действует в южной Италии и некоторых центральных районах страны. Число занятых у нее в 2 раза меньше, чем у CGT, а оборот составляет примерно 270 млн. евро.

Машины Caterpillar импортируют в Италию в основном из Бельгии, что объясняет высокую долю последней в общем итальянском импорте оборудования для земляных работ (80...90% использующихся в Италии машин Caterpillar изготовлено в Европе). Некоторая продукция Caterpillar поступает в страну из США (сверхкрупные машины), Японии и КНР. Доля Caterpillar в общих продажах рассматриваемого оборудования на итальянском рынке примерно 20...40% (верхний предел относится к крупным машинам). К крупным поставщикам землеройного оборудования в Италию относится также JCB (Великобритания). Ее подразделение JCB SpA имеет годовой оборот около 120 млн. евро и занимает в Италии первое место по продажам погрузчиков с «обратной лопатой». Номенклатура поставляемой этой фирмой продукции весьма широка. В Италии у нее более 30 дилеров, а также центр сбыта и послепродажного обслуживания (вблизи Милана).

Bobcat Melroe-Ingersoll Rand (США) действует в Италии через дочернюю фирму Ingersoll Rand Italiana S.p.A. Наиболее прочные позиции фирма занимает в секторе компактного оборудования (погрузочных машин с задней разгрузкой и мини-экскаваторов). Продукция поступает на итальянский рынок из Бельгии через десяток дилеров, включая MAIE, MIDEC S.p.A., MCI.

У Volvo Construction Equipment в настоящее время есть сбытовая контора в Милане. Продажи в 2002 г. составили 70 млн. евро. Оборудование этой компании импортируют в Италию из разных стран ЕС, США и Республики Корея фирмы MIDEC S.p.A. и Smia. Значительным спросом пользуются на итальянском рынке и машины компаний Liebherr, Hyundai, Hitachi и Furukawa.

Цена является главным фактором, которым руководствуются итальянские потребители при закупке землеройно-транспортных машин. Далее следуют такие факторы, как более высокие технические характеристики, надежность дистрибьюторов, возможность предоставления технической помощи, а также быстрой поставки запчастей или машин для временной замены вышедших из строя.

Большинство компаний, работающих на рассматриваемом рынке, стремится расширить номенклатуру поставляемых машин, чтобы максимально удовлетворять потребности покупателей и таким образом увеличить продажи, рост которых все больше зависит и от возможностей продуцентов предоставлять финансовую помощь как дилерам, так и конечному пользователю. Увеличивается число лизинговых сделок, так как многие клиенты предпочитают арендовать оборудование, а не расходовать средства на его покупку.

Технические спецификации оборудования, реализуемого на итальянском рынке, должны соответствовать нормам, действующим и в ЕС, и в Италии. Обязательному исполнению подлежат директивы ЕС 391/89, 655/89 и 95/63, которые касаются безопасного использования машин и оборудования, а также директива 89/692, определяющая способы испытаний уровня шума, директива 98/37 (EEC Machinery Directive) и унифицированные для ЕС технические нормы «CEN». Директива 98/37 не устанавливает единых правил дорожного движения для землеройно-транспортных машин, и в Италии оно регулируется общенациональными правилами дорожного движения. В частности, ими предусматривается, что самоходные колесные землеройно-транспортные машины должны соответствовать всем итальянским техническим нормам, что зачастую подразумевает дорогостоящие модификации. Для вождения машин шириной 2,5...3 м требуется специальное разрешение, а машин шириной более 3 м – полицейский эскорт.

Сроки платежей за землеройное оборудование для местных дистрибьюторов составляют обычно 120 дней после отгрузки, для конечных пользователей – 180 дней. Компании и организации государственного сектора нередко задерживают платежи. Конечные пользователи часто настаивают на получении консультационных услуг и финансовой помощи, которую отдельные дистрибьюторы могут в настоящее время предоставлять посредством лизинга и оказания содействия в получении кредита от местных банков. Широко распространен и лизинг, осуществляемый специализированными фирмами, которые часто так или иначе ассоциированы с продуцентами. Сроки лизинговых соглашений составляют обычно 3 года.


А. Малышев Основные Средства 05'2005 14 июля 2005

Комментарии (0)