«Автомат» или «робот»? (ч. 2)
Преимущества и недостатки автоматических и роботизированных КП
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Оболочка для воздуха
Современная шина – взгляд изнутри
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Критерии выбора лесных машин
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
 1
Зимняя эксплуатация автокрана
 1
Особенности бензиновых двигателей с электронным управлением

Иллюзия движения вперёд. На рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

Отечественный рынок грузовых автомобилей в I квартале оставался инертным, близким к насыщению, и лишь к апрелю его основные показатели постепенно восстановились после значительного спада в начале года. Ежемесячный объем продаж приблизился к соответствующему уровню прошлого года и превысил, по предварительным данным, 16 тыс. грузовиков (без учета импорта). Спрос на коммерческие автомобили несколько оживился, рыночные цены на них вновь стали повышаться темпами, близкими к уровню инфляции в стране.

В марте большинство предприятий российского автопрома восстановило прежние темпы производства, однако среднемесячное производство отечественных грузовых автомобилей в первые три месяца текущего года было ниже прошлогоднего (14,9 тыс. ед. против 16,5 тыс.). Всего предприятия российского автопрома, по оперативным данным, изготовили 44,8 тыс. коммерческих автомобилей, что на 9% ниже аналогичного показателя 2004 года. Уровень объема продаж в I квартале 2005 года незначительно, на 1,2%, превысил выпуск отечественных грузовых автомобилей. Снижение общих показателей I квартала связано с рядом причин, и в первую очередь – с замедлением темпов роста реального сектора экономики страны, а также c избыточным производством грузовых автомобилей в 2004 году. По мнению специалистов, в частности по оценке экспертов «АСМ-холдинга», в текущем году тем не менее можно ожидать дальнейшего роста выпуска российских грузовиков темпами, не уступающими темпам 2003–2004 годов. Столь оптимистические выводы основываются преимущественно на заявленных планах основных заводов – изготовителей грузовой автотехники.

ОАО «КАМАЗ» намерено в 2005 году произвести 31,5 тыс. большегрузных автомобилей (рост 12%), из числа которых до 25 тыс. планируется реализовать на внутреннем рынке и до 6500 ед. поставить за рубеж. Рост экспорта при этом составит 3,1%. В первые месяцы этого года Камский автозавод уверенно наращивал темпы производства. Несмотря на январский спад, по итогам I квартала основной производитель отечественных большегрузных автомобилей приблизился к уровню соответствующего периода прошлого года (5800 грузовых автомобилей).

По итогам I квартала его доля в общем объеме продаж отечественных грузовиков увеличилась с 11,69% в прошлом году до 12,4% в нынешнем. Завод, с главного конвейера которого за 35 лет сошло 1 млн. 724 тыс. автомобилей, сегодня располагает мощностями для выпуска 50 тыс. грузовых автомобилей в год и столько же – дизельных двигателей. К настоящему времени предприятие производит более 30 основных моделей и до 300 модификаций и комплектаций на их базе.

По оценке заводских специалистов, на традиционных для КАМАЗа рынках (автомобили грузоподъемностью от 8 до 20 т) ожидается снижение спроса. И в этой связи очередной бизнес-план компании не предусматривает, как предполагалось ранее, значительного (до 20%) роста объемов производства. По словам Генерального директора С. Когогина, руководство намерено продолжать диверсификацию производства и развивать наиболее перспективные направления. В частности, планируется расширить производство грузовиков увеличенной грузоподъемности, поскольку наибольшим спросом пользуются автомобили модельного ряда КамАЗ-6520 с осевой нагрузкой 10...13 т.

В перспективе до 2007 года ОАО «КАМАЗ» предполагает увеличить производство машин тяжелого класса до 6000 ед. в год. В диапазоне автомобилей полной массой от 8 до 41 т заводские конструкторы планируют создать ряд специальных автомобилей для конкретных заказчиков, в том числе для предприятий нефтегазового комплекса. Коренной модернизации подвергнуто семейство армейских автомобилей «Мустанг», куда входят полноприводные бортовые КамАЗ-4350, КамАЗ-5350, КамАЗ-6350.

Лидер российского автопрома ОАО «ГАЗ» планирует в 2005 году увеличить выпуск грузовых автомобилей на 8%. Таким образом, производство грузовиков марки ГАЗ с учетом выпуска автомобилей новым нижегородским предприятием – Заводом автомобилей малых серий – может превысить 125 тыс. ед. А пока в I квартале выпуск Горьковского автомобильного завода, по оперативным данным, составил немногим более 25 тыс. грузовых автомобилей, т. е. 87,4% от аналогичного показателя в 2004 году (29 019 ед.). Доля автомобилей ГАЗ в общем объеме продаж отечественных грузовиков снизилась с 57,83% в I квартале 2004 года до 55,9% в нынешнем году.

Снижение темпа производства грузовых автомобилей на Горьковском автозаводе в начале года, вплоть до остановки конвейеров, по словам Генерального директора А. Баранцева, связано с оптимизацией технологических процессов. Существенную роль играет и другой фактор – насыщение рынка малотоннажных автомобилей. Хотя спрос на автомобили «ГАЗель» и «Соболь» по-прежнему остается достаточно высоким, говорить о его дальнейшем повышении, по-видимому, нет оснований. Ускоренный рост производства грузовых автомобилей ГАЗ за последние три года (с 89 203 ед. в 2001 году до 117 043 ед. в 2004-м, т. е. на 31,2%) существенно насытил как сегмент малотоннажных автомобилей, так и среднетоннажных. Производство автомобилей семейств ГАЗ-3302 «ГАЗель» и ГАЗ-2752 «Соболь» за этот период возросло на 25,2% (с 77 801 ед. в 2001 году до 97 379 ед. в 2004-м), а среднетоннажных автомобилей семейства ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 (3309) – на 72,5% (с 11 402 ед. в 2001 году до 19 664 ед. в 2004-м).

Росту производства среднетоннажных грузовиков Горьковского автозавода, главным образом шасси ГАЗ-3307, способствовал повышенный спрос на различные автофургоны. В нынешних экономических условиях емкость автомобильного рынка в известной мере стабилизировалась, и в ближайшее время существенного роста в указанных сегментах скорее всего не будет.

АМО ЗИЛ в этом году планирует сохранить производство грузовых автомобилей на прежнем уровне и одновременно увеличить на 8,3% объемы продаж на внутреннем рынке (с 13 235 ед. в 2004 году до 14 335 ед. в текущем). В I квартале АМО ЗИЛ изготовил около 3 тыс. грузовых автомобилей. Доля продаж автомобилей ЗИЛ осталась на прежнем уровне – 6,5%. По мнению руководства автозавода, после кризиса начала 2000-х годов предприятие динамично развивается. Значительное внимание уделяется расширению товаропроводящей сети. К настоящему времени у московского автозавода более 40 дилеров, торгующих автомобилями ЗИЛ во всех регионах России. С целью стимулировать продажи разрабатываются крупномасштабные маркетинговые кампании в северо-западном регионе страны (С.-Петербург) и южном (Краснодар).

В течение I квартала 2005 года уровень рыночных цен на отечественные грузовые автомобили был неустойчивым и колебался в пределах 0,5...1,5% ежемесячно. За первые три месяца грузовики большинства марок (моделей) подорожали на 2...4%, в том числе КамАЗы, ЗИЛы и ГАЗы. Быстрее росли цены на автотранспортные средства АМО ЗИЛ (3,5...5% в зависимости от модели) и ОАО «ГАЗ» – 2,5...5%. Несколько медленнее поднимались рыночные цены на автомобили ОАО «КАМАЗ» – 2...4%.

Цены на автомобили повышенной проходимости АЗ «Урал» фактически остались на прежнем уровне. В наибольшей степени колебались цены на автотехнику РУП «МАЗ», однако общее подорожание большинства моделей Минского автозавода за I квартал составило 0,3...0,5%. Некоторые автомобили, в том числе двухосные магистральные тягачи МАЗ-544008 (двигатель ЯМЗ-7511.10, Euro 2) и МАЗ-5440089 (двигатель MAN 2866 LF25, Euro 3), даже незначительно подешевели.

Из серии новинок на рынке отечественной грузовой автотехники можно выделить среднетоннажник ГАЗ-3310 «Валдай», серийное производство которого началось в конце декабря 2004 года. Низкорамный развозной городской автомобиль (в комплектации ГАЗ-33104 с бортовой платформой, полной массой 7400 кг, грузоподъемностью 3500 кг) оснащают минским дизелем ММ3-245.7 мощностью 90 кВт с турбонаддувом и промежуточным охлаждением (в комплектации ГАЗ-33106 – импортным Cummins 3.9 140 CIV мощностью 104 кВт). Предусмотрены другие варианты установки двигателя, в том числе ГАЗ-562 (М-16 Steyr), IVECO-FIAT 8040.45, IVECO SOFIM 8140.43 и IVECO Tector (TCA) мощностью 150, 136, 122 и 129 кВт соответственно. Кроме базовой бортовой модели будут выпускать и другие модификации ГАЗ-3310 «Валдай», в том числе с удлиненной до 4000 мм базой (шасси под фургон и различное оборудование, возможен бортовой вариант с двойной 6-местной кабиной). По словам Генерального директора ОАО «ГАЗ», отпускная цена ГАЗ-3310 «Валдай» составляет 13 тыс. USD без НДС. В этом случае по критерию «удельная цена автомобиля» новый грузовик попадает в зону высокой стоимости. Его реальные отечественные конкуренты, в том числе КамАЗ-4307, ЗИЛ-5301АО, ГАЗ-3307, находятся в более выгодных условиях. Несомненно, рынок уточнит позиционирование новинки ОАО «ГАЗ» и определит спрос на него. В 2005 году Горьковский автозавод планирует выпустить 7...10 тыс. грузовиков ГАЗ-3310 «Валдай», в 2006 году – до 30 тыс.

В стране идет дискуссия о путях развития российского автопрома. Внимание общественности привлекли предложения компании «АСМ-Холдинг», специализирующейся на анализе отечественного автомобильного рынка. В частности, рассматривая различные варианты на среднесрочную перспективу, эксперты компании полагают возможным развитие отечественной автомобильной промышленности по оптимистическому сценарию. Для этого необходимо выработать и реализовать ряд административных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития отечественных, а также совместных предприятий. В их число входят: стимулирование инвестиционных проектов, прежде всего по производству комплектующих (специальный закон о приоритетности развития автомобильной промышленности); рациональная таможенная политика (снижение пошлин только по отдельным позициям, в остальном – сохранение существующих ставок); введение нетарифных мер по ограничению ввоза иномарок, в том числе установление квот на ввоз в страну новых и подержанных автомобилей; контроль за ростом цен и тарифов на продукцию и услуги монополий и смежных отраслей, в том числе металлургии.

Однако для поднятия промышленности недостаточно будет одних здравых идей, нужна практическая реализация. Созреет ли в 2005 году российский автопром для кардинальных преобразований? По самым оптимистическим прогнозам – да! Ведь многие заводы начали I квартал года с реконструкции своих производственных линий. Тем не менее все это больше похоже на плановые мероприятия, нежели на решительные шаги.


В. Салыгин Основные Средства 05'2005 14 июля 2005

Комментарии (0)