2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.1)
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Раздаточные коробки грузовых автомобилей повышенной проходимости
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 2
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ

Машиностроение и производство строительной и дорожной техники в 2004 году

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС России. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В последние годы наблюдается устойчивый рост отечественной промышленности – в 2000–2003 годах он составил более 30%. В прошедшем году продолжалась положительная динамика развития производства, но темпы роста несколько снизились. В 2004 году общий индекс промышленного производства по сравнению с 2003 годом составил 106,1%, что несколько ниже уровня 2003 года (107,0%). Отметим, однако, что в машиностроении и металлообработке рост составил 111,7%, что существенно выше, чем в целом по промышленности. Хотя отечественный машиностроительный комплекс включает в себя разные предприятия, отличающиеся как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по финансовому состоянию и конкурентоспособности продукции, устойчивая положительная динамика в производстве продукции в 2004 году наблюдалась практически во всех подотраслях машиностроительной отрасли. Рост производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил:

• в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении 33,8%;

• в машиностроении для легкой и пищевой промышленности 20,6%;

• в железнодорожном машиностроении 21,3%;

• в автомобильной промышленности 10,2%;

• в металлургическом машиностроении 23,4%.

В настоящее время на долю машиностроения и металлообработки приходится более 20% общего объема промышленного производства. Особенность 2004 года – появление в промышленности нового лидера по темпам роста, которым стала отрасль. Смена лидерства была вызвана не только существенным ростом инвестиционного спроса, но и определенным улучшением конкурентоспособности отечественных производителей, что позволило им успешно воспользоваться плодами расширения спроса. Позитивное влияние на динамику промышленного производства отрасли в 2004 году оказывала сравнительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основные экспортные товары, а также продолжающийся рост инвестиций в основной капитал. Но рост выпуска продукции отрасли прежде всего связан с увеличением спроса на машиностроительную продукцию на внутреннем рынке – экпортно ориентированный сектор и обрабатывающая промышленность предъявляют повышенный спрос на машины и оборудование. Проводимые многими предприятиями всех секторов российской экономики модернизация и реконструкция производства сопровождаются заменой физически и морального устаревшего оборудования. Значительную часть своих инвестиций предприятия направляют на приобретение машин и оборудования, увеличивая спрос внутреннего рынка на качественные отечественные машины и оборудование, что в свою очередь дает импульс росту производства. Динамика выпуска продукции машиностроительной отрасли определяется опережающим ростом производства продукции общетехнического назначения. Лидирующее положение занимают отрасли по производству оборудования для нефтяной и химической промышленности, а также железнодорожное и металлургическое машиностроение.

Ориентация машиностроения на удовлетворение спроса внутреннего рынка привела к снижению в 2004 году темпов роста экспорта, которые составили 105,8% к уровню 2003 года (что значительно меньше темпов роста производства). Отметим и то, что по группам ТН ВЭД 84-90 «Машины и оборудование» импорт продукции в стоимостном выражении существенно – в 2,5 раза превосходит экспорт. Так, за январь–ноябрь 2004 года было экспортировано продукции на 10 454,8 млн. USD, а импортировано на 25 348,4 млн. USD.

Развитие отраслей инфраструктуры инициировало рост выпуска и в отрасли строительно-дорожного и транспортного машиностроения. За 2004 год выросло производство по всем видам строительно-дорожной техники, кроме дробилок.

За прошедший год произошел почти 30%-ный рост объемов производства кранов на автомобильном ходу. Практически все производители, кроме «Уралтерминалмаша», «Угличмаша» и ставропольского АО «КРАСТ», увеличили выпуск кранов. На пяти крупнейших предприятиях-производителях годовой рост производства составил: АО «Автокран» (Ивановская обл.) – более 31%, АО «Галичский автокрановый завод» – 23%, брянский Автокрановый завод – 44%, Челябинский мехзавод – почти в 2 раза, АО «БАКМ» – 23%.

Производство кранов на гусеничном ходу выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем в полтора раза. Абсолютный прирост составил 26 машин.

Почти 80% объемов производства экскаваторов обеспечивают четыре завода: ОАО «Тверской экскаватор» – 38%, АО «САРЭКС» – 19%, ростовское ПО «Интер-Дон» – 11% и Уралвагонзавод им. Дзержинского – 11%.

Хотя на основном производителе бульдозеров АО «Уралтрак» (доля которого более 70% всего годового производства) и произошло 2%-ное падение производства, но благодаря росту выпуска на других предприятиях-производителях совокупное производство увеличилось на 1,5%.

Падение производства автогрейдеров в ОАО «Брянский арсенал» и ЗАО «Челябинские стройдормашины» не было компенсировано ростом производства на крупном производителе – «ОПК-дормашина» и техникой, произведенной на двух других предприятиях – производителях автогрейдеров, чье производство незначительно.

В производстве строительных погрузчиков в IV квартале был преодолен спад производства, имевший место в середине года. Наибольший вклад в общероссийский рост производства внесли «Тверской экскаватор», доля которого составила более 21% совокупного производства, и «Челябинские стройдормашины» (доля 6%). Два крупных завода – Машстройзавод им. Калинина и Уралвагонзавод им. Дзержинского не смогли достичь прошлогоднего уровня производства.

В 2004 году почти на 20% увеличило объем производства нижегородское ОАО «Дробмаш», доля которого в общероссийском производстве составляет 47,5%. Увеличили по сравнению с 2003 годом выпуск дробилок и два других наиболее крупных предприятия-производителя – АО «Асстром» и «Амурский металлист» – соответственно на 59,6 и 11,4%.

Заводы – производители тракторов достаточно равномерно распределены по территории России, но по результатам 2004 года видно, что большая часть производимых тракторов (62,4%) сосредоточена на трех предприятиях: ООО «ВГТЗ» – 33,2% общего объема производства, ЧТЗ «Уралтрак» – 18,9% и Владимирском тракторном заводе – 10,3%. Перспективы роста объемов производства во многом будут определяться работой этих предприятий.

Общие перспективы развития производства дорожной и строительной техники связаны с достижением конкурентоспособности продукции отрасли на внутреннем и зарубежных рынках. При сложившихся тенденциях укрепления реального курса рубля, опережающего роста реальной заработной платы и цен на услуги естественных монополий предприятиям отрасли придется оперировать на рынке при постоянном снижении ценовой конкурентоспособности их продукции по отношению к импорту. Для удержания позиций на рынке предприятия-производители должны обеспечить необходимый уровень повышения качества продукции и эффективности производства.


А. Рикошинский Основные Средства 03'2005 20 мая 2005

Комментарии (0)