Машиностроение и производство строительной и дорожной техники в 2004 году

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС России. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В последние годы наблюдается устойчивый рост отечественной промышленности – в 2000–2003 годах он составил более 30%. В прошедшем году продолжалась положительная динамика развития производства, но темпы роста несколько снизились. В 2004 году общий индекс промышленного производства по сравнению с 2003 годом составил 106,1%, что несколько ниже уровня 2003 года (107,0%). Отметим, однако, что в машиностроении и металлообработке рост составил 111,7%, что существенно выше, чем в целом по промышленности. Хотя отечественный машиностроительный комплекс включает в себя разные предприятия, отличающиеся как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по финансовому состоянию и конкурентоспособности продукции, устойчивая положительная динамика в производстве продукции в 2004 году наблюдалась практически во всех подотраслях машиностроительной отрасли. Рост производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил:

• в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении 33,8%;

• в машиностроении для легкой и пищевой промышленности 20,6%;

• в железнодорожном машиностроении 21,3%;

• в автомобильной промышленности 10,2%;

• в металлургическом машиностроении 23,4%.

В настоящее время на долю машиностроения и металлообработки приходится более 20% общего объема промышленного производства. Особенность 2004 года – появление в промышленности нового лидера по темпам роста, которым стала отрасль. Смена лидерства была вызвана не только существенным ростом инвестиционного спроса, но и определенным улучшением конкурентоспособности отечественных производителей, что позволило им успешно воспользоваться плодами расширения спроса. Позитивное влияние на динамику промышленного производства отрасли в 2004 году оказывала сравнительно благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на основные экспортные товары, а также продолжающийся рост инвестиций в основной капитал. Но рост выпуска продукции отрасли прежде всего связан с увеличением спроса на машиностроительную продукцию на внутреннем рынке – экпортно ориентированный сектор и обрабатывающая промышленность предъявляют повышенный спрос на машины и оборудование. Проводимые многими предприятиями всех секторов российской экономики модернизация и реконструкция производства сопровождаются заменой физически и морального устаревшего оборудования. Значительную часть своих инвестиций предприятия направляют на приобретение машин и оборудования, увеличивая спрос внутреннего рынка на качественные отечественные машины и оборудование, что в свою очередь дает импульс росту производства. Динамика выпуска продукции машиностроительной отрасли определяется опережающим ростом производства продукции общетехнического назначения. Лидирующее положение занимают отрасли по производству оборудования для нефтяной и химической промышленности, а также железнодорожное и металлургическое машиностроение.

Ориентация машиностроения на удовлетворение спроса внутреннего рынка привела к снижению в 2004 году темпов роста экспорта, которые составили 105,8% к уровню 2003 года (что значительно меньше темпов роста производства). Отметим и то, что по группам ТН ВЭД 84-90 «Машины и оборудование» импорт продукции в стоимостном выражении существенно – в 2,5 раза превосходит экспорт. Так, за январь–ноябрь 2004 года было экспортировано продукции на 10 454,8 млн. USD, а импортировано на 25 348,4 млн. USD.

Развитие отраслей инфраструктуры инициировало рост выпуска и в отрасли строительно-дорожного и транспортного машиностроения. За 2004 год выросло производство по всем видам строительно-дорожной техники, кроме дробилок.

За прошедший год произошел почти 30%-ный рост объемов производства кранов на автомобильном ходу. Практически все производители, кроме «Уралтерминалмаша», «Угличмаша» и ставропольского АО «КРАСТ», увеличили выпуск кранов. На пяти крупнейших предприятиях-производителях годовой рост производства составил: АО «Автокран» (Ивановская обл.) – более 31%, АО «Галичский автокрановый завод» – 23%, брянский Автокрановый завод – 44%, Челябинский мехзавод – почти в 2 раза, АО «БАКМ» – 23%.

Производство кранов на гусеничном ходу выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем в полтора раза. Абсолютный прирост составил 26 машин.

Почти 80% объемов производства экскаваторов обеспечивают четыре завода: ОАО «Тверской экскаватор» – 38%, АО «САРЭКС» – 19%, ростовское ПО «Интер-Дон» – 11% и Уралвагонзавод им. Дзержинского – 11%.

Хотя на основном производителе бульдозеров АО «Уралтрак» (доля которого более 70% всего годового производства) и произошло 2%-ное падение производства, но благодаря росту выпуска на других предприятиях-производителях совокупное производство увеличилось на 1,5%.

Падение производства автогрейдеров в ОАО «Брянский арсенал» и ЗАО «Челябинские стройдормашины» не было компенсировано ростом производства на крупном производителе – «ОПК-дормашина» и техникой, произведенной на двух других предприятиях – производителях автогрейдеров, чье производство незначительно.

В производстве строительных погрузчиков в IV квартале был преодолен спад производства, имевший место в середине года. Наибольший вклад в общероссийский рост производства внесли «Тверской экскаватор», доля которого составила более 21% совокупного производства, и «Челябинские стройдормашины» (доля 6%). Два крупных завода – Машстройзавод им. Калинина и Уралвагонзавод им. Дзержинского не смогли достичь прошлогоднего уровня производства.

В 2004 году почти на 20% увеличило объем производства нижегородское ОАО «Дробмаш», доля которого в общероссийском производстве составляет 47,5%. Увеличили по сравнению с 2003 годом выпуск дробилок и два других наиболее крупных предприятия-производителя – АО «Асстром» и «Амурский металлист» – соответственно на 59,6 и 11,4%.

Заводы – производители тракторов достаточно равномерно распределены по территории России, но по результатам 2004 года видно, что большая часть производимых тракторов (62,4%) сосредоточена на трех предприятиях: ООО «ВГТЗ» – 33,2% общего объема производства, ЧТЗ «Уралтрак» – 18,9% и Владимирском тракторном заводе – 10,3%. Перспективы роста объемов производства во многом будут определяться работой этих предприятий.

Общие перспективы развития производства дорожной и строительной техники связаны с достижением конкурентоспособности продукции отрасли на внутреннем и зарубежных рынках. При сложившихся тенденциях укрепления реального курса рубля, опережающего роста реальной заработной платы и цен на услуги естественных монополий предприятиям отрасли придется оперировать на рынке при постоянном снижении ценовой конкурентоспособности их продукции по отношению к импорту. Для удержания позиций на рынке предприятия-производители должны обеспечить необходимый уровень повышения качества продукции и эффективности производства.