1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
 1
Коробки передач компании EATON
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ

Динамика цен на строительные и дорожные машины

А. Рубайлов, профессор В. Шаменко, инженер Кафедра сервиса дорожно-строительных машин МАДИ (ГТУ), г. Москва Фото Ю. Петрова

В статье приведена реальная динамика цен на некоторые строительные и дорожные машины, топливо и элементную базу. Определены темпы инфляции.

Днем второго пришествия рыночной экономики в Россию (первое было при нэпе) следует считать 1 ноября 1990 года, когда был введен коммерческий курс рубля относительно доллара. Стабильный курс рубля (61 руб. 25 коп. за 100 USD. – Прим. авт.) рухнул, и за 1 доллар стали платить вначале 3 рубля, потом 4 и более. В обиход бывших советских граждан вошли такие понятия, как рост цен, безработица, инфляция, кризис, немногим позже дефолт, деноминация и т. п., с которыми мы ранее были знакомы из телевизионных передач и публикаций в прессе под рубрикой «Жестокий оскал капитализма».

Под инфляцией понимаем период общего роста цен на товары и факторы производства. Под дефляцией – период, когда большинство цен падает. Ни инфляция, ни дефляция не означает, что цены двигаются в одном направлении или меняются в одной и той же пропорции. В результате изменения относительного уровня цен совокупных расходов оба процесса – инфляция и дефляция – вызывают определенные характерные изменения: 1) в распределении дохода между экономическими классами и 2) в общем объеме производства. Инфляция имеет тенденцию приносить выгоду должникам и получателям прибылей за счет кредиторов и получателей фиксированных доходов. Дефляция оказывает противоположный эффект».

П. Самуэльсон. «Экономика», т. 1.

В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике в 1999 году, сказано: «Инфляция (inflation) – повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции – индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды товаров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального момента – момента разработки проектных материалов».

В этом документе для определения инфляции используются четыре показателя:

1. Общий индекс инфляции за период от определенной начальной точки до конца конкретного шага. Этот показатель по-иному называется базисный (общий) индекс инфляции и отражает отношение среднего уровня цен в конце конкретного шага к среднему уровню цен в начальный момент времени.

2. Общий индекс инфляции за конкретный шаг, отражающий отношение среднего уровня цен в конце конкретного шага к среднему уровню цен предшествующего шага. Такой показатель именуется как цепной общий индекс инфляции.

3. Темп (уровень, норма) общей инфляции за один шаг, выраженный обычно в процентах в год или месяц.

4. Средний базисный индекс инфляции, отражающий отношение среднего уровня цен в середине конкретного шага к среднему уровню цен в начальный момент.

Знание реального темпа инфляции строительных машин представляет интерес с нескольких позиций. Во-первых, строительная техника составляет активную часть основных фондов в строительстве и от темпа ее инфляции во многом зависят инфляционные процессы в отрасли. Во-вторых, при периодической переоценке основных фондов. В-третьих, для оценки действительной ставки процентов при получении кредитов. В-четвертых, при оценке рыночной стоимости машин и оборудования. В-пятых, при оценке стоимости эксплуатации машин и на перспективу. Сферы применения показателей реального темпа инфляции можно продолжить и далее.

Для определения динамики стоимости строительных и дорожных машин, их элементной базы и эксплуатационных материалов авторами этого материала был сформирован банк статистических данных по ценам на машины, запасные и быстроизнашивающиеся части и топливо. В качестве источников информации использовался журнал «Основные Средства», а также прайс-листы фирм-изготовителей и дилеров. Обработка данных велась с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

Теснота связи между параметрами определялется величиной достоверной аппроксимации R2:

Под рядом динамики цен понимают статистические данные, отображающие изменение цен на какое-либо изделие или товарную группу в пределах определенного интервала времени. Корреляция является абсолютной, если R2 = 1. При примерной установке корреляционную связь можно считать установленной, если коэффициент R2 имеет величину более 0,5. Считается, что два параметра корреляционно связаны между собой, если R2 > 0,7.

Обработка данных показала (см. рис. 1...8), что с достаточной степенью достоверности (R2 = 0,8211…0,9862) ценовые тренды можно аппроксимировать линейными уравнениями с различными темпами инфляции. Судя по диаграммам, в краткосрочные периоды времени для некоторых строительных машин, быстроизнашивающихся и запасных частей и топлива наблюдаются периоды стабилизации или даже дефляции, но общая тенденция говорит об инфляции машин, комплектующих и эксплуатационных материалов.

На рис. 1 изображена динамика цен на отечественные одноковшовые экскаваторы ЭО-4225 производства ОАО «Экскаваторный завод «Ковровец» (КЭЗ) массой более 26 т с ковшом вместимостью от 0,5 до 1,25 м3. Дизель ЯМЗ-238ГМ2 развивает мощность до 125 кВт (170 л.с.). Экскаватор ЭО-3323 выпускался ОАО «Тверской экскаватор» (ОАО «ТВЭКС») до 2003 года, имел массу 12,4, вместимость сменных ковшей 0,32; 0,4; 0,65 м3 и мощность дизеля Д-243 – 59,5 кВт. Сейчас вместо него выпускается экскаватор ЕК-12 массой 12,85 т с тем же набором сменных ковшей и двигателем.

Стабилизация и даже снижение цен на экскаваторы больших типоразмеров вызваны задержкой их реализации у некоторых региональных дилеров.

Экскаваторы под маркой ЭО-2621 выпускают сразу три предприятия: ГУП «Омсктрансмаш» (Омский завод транспортного машиностроения – ОЗТМ), ФГУП «Златоустовский машиностроительный завод «Булат» и ОАО «Саранский экскаваторный завод – «САРЭКС». Первый изготовитель выпускает ЭО-2621 на базе колесного трактора ЗТМ-60Л, два других – на базе тракторов МТЗ-80 и ЮМЗ-6. Все модификации экскаваторов имеют массу немногим более 6 т. Дизель Д-65 развивает мощность до 45 кВт. Если, несмотря на нестабильность спроса, стоимость экскаваторов ЭО-4225 и ЭО-3323 за 8 лет выпуска увеличилась практически вдвое, то ЭО-2621 при стабильности спроса в условиях конкуренции за то же время подорожал в три раза.

На рис. 2 изображена ценовая динамика на фронтальные погрузчики. Погрузчики марок ТО-28 и ТО-18Б популярны на стройках России. Их производит белорусский концерн «Амкодор-Ударник» под наименованием соответственно «Амкодор-342» и «Амкодор-333». Их грузоподъемность 4 и 3,3 т, вместимость ковша 1,9 и 2,2 м3. Дизели Д-260.1 и А-01МКЕ развивают мощность 110 и 95 кВт соответственно. За 8 лет стоимость погрузчиков увеличилась в пять раз и имеет тенденцию линейного роста.

Универсальный малогабаритный погрузчик ПУМ-500 впервые выпустило в 1992 г. ОАО «Пневмостроймашина» (г. Екатеринбург). Сейчас погрузчики с такой маркой выпускает также ГУП ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил). Грузоподъемность этих погрузчиков 500 кг, мощность дизеля Д-120 – 22 кВт. Масса машины 2760 кг. Аналогичные модели разной грузоподъемности выпускают ОАО «Кировский завод», ОАО «Тяжэкс», ОАО Курганмашзавод» и концерн «Амкодор-Ударник». За 8 лет выпуска машина пользовалась стабильным спросом и благодаря конкуренции между изготовителями ее стоимость повысилась втрое при темпе инфляции 10,9%.

На рис. 3 представлена динамика цен на некоторые отечественные автогрейдеры. Автогрейдер ДЗ-180 – родоначальник модельного ряда средних автогрейдеров класса 140, производимых в ОАО «Брянский арсенал», – имеет эксплуатационную массу 13,5 т. Дизель А-01М развивает мощность 99 кВт.

Ближайшим конкурентом ДЗ-180 является автогрейдер ДЗ-122А производства ЗАО «Орловская промышленная компания «Дормаш» (ЗАО «ОПК-Дормаш»). Этот автогрейдер класса 140, массой 14 т с дизелем А-01МС мощностью 100 кВт по ценам идет практически вровень с ДЗ-180, и за 8 лет продаж его стоимость увеличилась более чем в 5 раз.

Автогрейдер ДЗ-98 – самая мощная и единственная в России полноприводная машина класса 250. Его производит ЗАО «Челябинские строительные и дорожные машины» (ЗАО «ЧСДМ»). Автогрейдер комплектуют отечественными и зарубежными двигателями, по заказу потребителя, мощностью от 169 до 230 кВт. Эксплуатационная масса 21,2 т. Из-за относительной дороговизны цена машины в конце 1990-х годов понижалась, потом, в отсутствие конкуренции, увеличилась и за последние 8 лет выпуска выросла в 3,5 раза.

Бульдозеры Б-170 и ДЗ-171 (рис. 4) имеют одинаковый класс по тяговому усилию. Их производят в одном городе – Челябинске, но разные предприятия: Б-170 в разных модификациях выпускает ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» (ОАО «ЧТЗ-Уралтрак»); ДЗ-171 – ЗАО «ЧСДМ» (также в нескольких модификациях). Бульдозер Б-170 в зависимости от модификации оснащают дизелями мощностью от 125 до 132 кВт. Его тяговое усилие от 150 до 170 кН при собственной массе от 18,5 до 19,5 т. Масса бульдозера ДЗ-171 при той же мощности составляет от 17,0 до 18,7 т. В конце 1990-х годов цены на эти два бульдозера были практически одинаковыми, но начиная с 2001 года стоимость бульдозеров ДЗ-171 начала расти по сравнению с его конкурентом производства ЧТЗ и по прогнозу на начало 2005 года будет на 200 000 руб. выше. В целом за 8 лет выпуска стоимость бульдозера Б-170 выросла в 6 раз, ДЗ-171 – в 7 раз.

Бульдозер ДЗ-42 в различных модификациях производят ГП Спецстроя России «Дмитровский экскаваторный завод», ОАО «Строительные и мелиоративные машины» (ОАО «СММ», г. Брянск) и сам изготовитель базового трактора ДТ-75Н ОАО «Волгоградский тракторный завод». Несмотря на конкуренцию, стоимость этих бульдозеров за 8 лет увеличилась в 6 раз.

На рис. 5 представлена динамика цен на гладковальцовые вибрационные катки: ДУ-47Б производства ЗАО «Раскат» (г. Рыбинск) и ДУ-54, который до 2002 года производили на заводе «Стройдормаш» (г. Калининград). На смену ему пришел более совершенный ДУ-72. Масса ДУ-54 без балласта составляла 1300 кг, ДУ-72 – 3800 кг, с балластом – 2200 и 5500 кг соответственно. Ширина уплотняемой полосы ДУ-54 – 890 мм, ДУ-72 – 1080 мм. Мощность двигателя – 4,4 и 18,4 кВт соответственно. За последние 5 лет выпуска стоимость ДУ-54 увеличилась примерно втрое. Каток ДУ-47Б – ветеран в своем классе, его масса 8,5 т, ширина уплотняемой полосы 1400 мм. Дизель Д-144-09 с воздушным охлаждением развивает мощность 44 кВт. За последние 8 лет реализации стоимость этого катка повысилась более чем в 5 раз при значительных колебаниях цены в отдельные промежутки времени.

По уже известной методике были собраны массивы данных, проведена их обработка с целью получения закономерностей динамики цен на дизельное топливо (рис. 6), быстроизнашивающиеся части (рис. 7), запасные части и комплектующие (рис. 8).

Дизельное топливо является главным энергоносителем строительных машин и во многом определяет стоимость их эксплуатации (на него приходится от 35 до 50% себестоимости работ). За последние 5 лет стоимость дизельного топлива возросла в 3 раза (см. рис. 6). Начиная с середины 2004 года рост цен на топливо вообще и на дизельное топливо в частности резко ускорился, и сейчас они достигают верхней границы доверительного интервала линейного тренда. Причин, по-видимому, несколько, для их выяснения и устранения опасных отрицательных тенденций депутаты Государственной Думы собрали 10 ноября 2004 года специальное заседание, посвященное топливной проблеме. Возможно, в ближайшее время мы ощутим результаты решений этого заседания.

Что касается изменения цен на быстроизнашивающиеся и запасные части, а также комплектующие изделия, которые можно объединить общим понятием «элементная база», то больший рост цен в 2003–2004 годах наблюдался на сложное отечественное гидравлическое оборудование. Темпы инфляции на насосы, гидрораспределители и гидроцилиндры колеблются от 12 до 17%. Отечественные фильтры для гидравлических и топливных систем в последние годы имеют темпы инфляции от 6 до 11%, а РВД – от 9 до 12%.

Одновременно не следует полагать, что если тренды повышения цен на строительные и дорожные машины имеют линейный характер со значительно высокой величиной достоверной аппроксимации, то темп инфляции меняется аналогичным образом. На рис. 9 показаны зависимости ретроспективного анализа цепного общего индекса инфляции за период времени с 1998 года до настоящего момента для экскаватора ЭО-4225, погрузчика ТО-18Б и дизельного топлива. Индексы инфляции имеют тенденцию снижения по гиперболическим зависимостям с приближением к началу 2004 года к приемлемому уровню от 14,3 до 15,8%. При этом не обязательно, что более дорогая машина имеет большие темпы инфляции. Например, погрузчик ТО-18Б при средней трендовой стоимости к началу 2004 года 978,2 тыс. руб. имел темпы инфляции 14,9%, а экскаватор ЭО-4225 при стоимости 2466,56 тыс. руб. – 14,5%.

Завершая анализ, необходимо отметить, что по результатам исследований каждая марка строительных и дорожных машин имеет свой индивидуальный тренд повышения цены, который с достаточной достоверностью подчиняется линейной зависимости. Темпы инфляции машин на 2...4% превышают общую инфляцию в России за 2003 год (12%), за исключением машин, снятых с производства, темпы инфляции для которых рассматривались по ценам ранних периодов.

Практически все виды быстроизнашивающихся частей имеют темпы инфляции меньшие, чем общие по стране. Исключение составляют сложные гидроагрегаты, темпы инфляции которых изменяются от 10,74 до 17,35%.


А. Рубайлов, профессор В. Шаменко, инженер Кафедра сервиса дорожно-строительных машин МАДИ (ГТУ), г. Москва Фото Ю. Петрова Основные Средства 02'2005 28 апреля 2005

Комментарии (0)