Российский рынок дорожных катков

А. Рикошинский

Во всей гамме дорожно-строительной техники достойное место занимают катки дорожные (машины для уплотнения грунтов укатыванием), используемые для уплотнения грунта в дорожных насыпях, на спланированных площадках, плотинах и других земляных сооружениях. Уплотнение грунта представляет собой важную составную часть технологии строительного процесса.

Целью уплотнения является увеличение стабильности слоя грунта для придания ему необходимой несущей способности; от того, как выполнены работы по уплотнению, зависят надежность, качество и долговечность строительного объекта. Катки применяют в различных сегментах строительного производства: автодорожном, железнодорожном, промышленном, городском, гидротехническом, аэродромном строительстве и т. д. Тип применяемых технических средств определяется следующими основными показателями:

– характеристиками грунта – типом материала (грунт или асфальтобетонная смесь) и характеристики материала – размер частиц, вязкость, пластичность и т. п.;

– геометрическими размерами уплотняемой поверхности (объемом работ);

– толщиной уплотняемого слоя и заданной плотностью (или степенью уплотнения);

– климатическими особенностями места проведения работ (например, работа при низких температурах требует специального дооборудования серийных катков).

По принципу действия дорожные катки делятся на статические и вибрационные (вибрационные и трамбовочные машины), по способу перемещения – на самоходные и прицепные. Рабочие органы дорожного катка – стальные вальцы могут быть гладкими, решетчатыми или иметь на своей поверхности кулачки (шипы). В некоторых конструкциях стальные вальцы заменены пневматическими шинами.

Катки статического действия применяются для уплотнения суглинков, супесей и других связных грунтов. Несвязные грунты (песчаные, гравелистые и т. п.) уплотняют трамбованием ударами плит или грузов, падающих свободно или принудительно, а также с применением виброкатков и виброплит.

В зависимости от вида рабочего органа различают самоходные катки с гладкими вальцами, самоходные, полуприцепные и прицепные пневмоколесные катки, а также прицепные кулачковые и решетчатые катки.

Самоходные катки с гладкими вальцами применяют для уплотнения насыпных грунтов, черных, гравийно-щебеночных дорожных оснований и асфальтобетонных покрытий. По рыхлым поверхностям такие катки перемещаются плохо, невелика и толщина уплотняемого грунта: 10...15 см. Кулачковые катки, у которых на поверхности вальцов закреплены стальные кулачки в форме усеченного конуса, оказывают большее удельное давление на грунт; толщина уплотняемого слоя – 30 см.

При движении катка под кулачками в грунте образуются плотные ядра, которые за несколько проходов сливаются в уплотняемый слой. Для уплотнения грунтов, содержащих крупные фракции (мерзлые, взорванные скальные грунты, галечники) применяются решетчатые катки, вальцы которых имеют поверхность в виде решетки. Толщина уплотняемого слоя в этом случае составляет 25...40 см. Для повышения рабочих скоростей при уплотнении грунтов дорожных насыпей применяют пневмоколесные катки. Они уплотняют грунт слоями толщиной до 30 см при ширине полосы 2,6 м за 8...12 проходов.

Основным эксплуатационным недостатком всех катков статического действия является необходимость многократных проходов по одному следу для достижения требуемой плотности. Причем по мере уплотнения прочность грунта увеличивается, а эффективность уплотнительной работы снижается. При уплотнении несвязных грунтов более эффективными являются вибрационные машины – вибрационные катки и машины с виброплитами. Вибрационное уплотнение впервые применили в Германии в начале 1930-х годов. Большинство современных катков для увеличения уплотняющего усилия оборудовано вибрационными вальцами; считается, что вибратор увеличивает производительность катка на 50...80%.

В вибрационных машинах эффект вибрации дополняет статическое воздействие уплотняющих вальцов, интенсифицируя их воздействие на грунт. В вибрационных катках основным рабочим органом является вибровалец – пустотелый барабан, внутри которого размещается механизм возбудителя вибрации. Под действием колебаний в грунте происходят структурные изменения, связи между частицами грунта становятся более устойчивыми, вода и воздух вытесняются. Использование вибрационного принципа позволяет достичь требуемой плотности грунта катками значительно меньшей массы или, при одинаковой массе машин, увеличить в 2...2,5 раза толщину уплотняемого слоя и уменьшить число проходов. Таким образом, усложнение конструкции и, как следствие, более высокая стоимость виброкатков компенсируются более высокими производительностью и качеством при проведении уплотнительных работ.

На небольших площадях уплотняемого грунта (например, при обратной засыпке траншей и котлованов) на слабосвязанных грунтах применяют вибрационные поверхностные уплотнители – виброплиты, рабочим органом которых является плита с дебалансными вибраторами.

В настоящее время большинство эксплуатируемых в России катков – отечественного производства. Их достоинствами являются невысокая цена – в 3...3,5 раза ниже цены импортных аналогов, нетребовательность к топливу и маслам, большой опыт использования при проведении ремонтных работ. Недостаток – низкий уровень качества: обычно срок нормальной эксплуатации отечественного катка составляет 2,5...3 года. В последующий период могут обнаружиться серьезные неисправности. Импортный каток служит, как правило, не менее 10 лет.

Следует отметить, что в последние годы большим спросом пользуются катки импортного производства. Так, в 2004 году, по данным Государственного таможенного комитета РФ, в Россию было импортировано (без учета поставок из Беларуси) 435 катков как новых, так и бывших в употреблении. Собственное производство, по данным Госкомстата РФ, составило 529 машин. Учитывая поставки из Беларуси (в основном производства минского завода «Амкодор-Ударник») в количестве 15 машин, доля отечественных ресурсов на внутреннем рынке составила 54%.

Из всего объема российского производства больше всех – 415 машин (78% совокупного производства) было изготовлено на ЗАО «РАСКАТ» (Рыбинские АСфальтовые КАТки). ПКП «Дормашина» (Ярославская обл.) произвело 45 катков, Радицкий машиностроительный завод (ОАО «ИРМАШ», Брянская обл.) – 39 машин, ОАО «Саста» (Рязанская обл.) – 30 машин.

Крупнейший производитель катков – ЗАО «РАСКАТ» – старейшее и ведущее отечественное предприятие по разработке и производству уплотняющей дорожно-строительной техники. В 1990-е годы предприятие освоило производство новой серии катков: вибрационного ДУ-63 – 10 т, комбинированного ДУ-64 – 8,5 т, пневмоколесного ДУ-65 – 12 т. Особенностями этой серии являлись способность катков работать со смещением вальцов относительно друг друга, что увеличивало ширину укатываемой поверхности, и высочайшая степень унификации благодаря применению модульной конструкции. В настоящее время предприятие серийно производит:

– катки статического действия с гладкими вальцами ДУ-93, ДУ-98-1;

– катки вибрационные с гладкими вальцами ДУ-98, ДУ-47Б, ДУ-96;

– катки комбинированного действия ДУ-84, ДУ-99, ДУ-97;

– катки пневмоколесные ДУ-100, ДУ-101;

– катки вибрационные прицепные ДУ-70, ДУ-94;

– виброплиты ДУ-90;

– катки вибрационные одновальцовые для грунта ДУ-85, ДУ-74.

Из новых разработок ЗАО «РАСКАТ» назовем МГТ вибрационного типа ДУ-101, ДУ-105, ДУ-106, ДУ-107. Самая продаваемая отечественная модель – каток ДУ-84 (примерно четверть всей продукции предприятия). Это универсальная модель для выполнения работ большого объема. Немного отстает по продажам ДУ-47Б, который несколько раз планировался к снятию с производства, но до сих пор выпускается. Конструкция этого катка давно устарела, однако он самый дешевый из вибрационных катков «РАСКАТ». В два раза реже продается на рынке ДУ-85 – аналог ДУ-84 для уплотнения грунта. Примерно такой же спрос на ДУ-98 и ДУ-100. Остальные модели покупают значительно реже.

По объему производства второе место – за созданным в 1998 году производственно-коммерческим предприятием «Дормашина», которое занимается производством, модернизацией и ремонтом дорожных катков и другой специализированной техники, а также поставкой запасных частей и комплектующих изделий к ним. Предприятие производит следующие виды катков:

– двухвальцовые ДУ-47-Б, ДУ-64, ДУ-63, ДУ-63-1;

– трехвальцовые ДУ-48Г, ДУ-49Г;

– пневмоколесные ДУ-65;

– вибрационные;

– тротуарные ДУ-54М;

– комбинированные ДУ-58, ДУ-47-БГ;

– грунтовые ДУ-62;

– прицепные ДУ-70.

ООО «Радицкий машиностроительный завод» (г. Брянск, входит в состав промышленной группы «Строительные машины и механизмы» – ныне ОАО «ИРМАШ») выпускает каток дорожный вибрационный ДУ-95-2, предназначенный для эффективного уплотнения асфальтобетонной смеси при ямочном ремонте дорожных покрытий, асфальтировании тротуаров, велосипедных дорожек и других малых площадок, а также асфальтоукладчики АСФ-К-2-02, АСФ-К-2-03, АСФ-К-2-05, АСФ-К-3-03, АСФ-К-3-04, АСФ-Г-4-01.

Расположенное в Рязанской области ОАО «САСТА» производит вибрационные дорожные, грунтовые и легкие катки. Продукцией предприятия являются гладковальцовый вибрационный каток W854-2, комбинированный вибрационный каток W854K, самоходный вибрационный каток W1103 и каток дорожный легкий СА242К.

Следует отметить, что имеет место и экспорт трамбовочных машин и 0дорожных катков, в основном в страны СНГ. Так, в 2003 году из России экспортировано 150 машин (как новых, так и бывших в употреблении) на сумму 3308,3 тыс. USD. Основным получателем выступил Казахстан – 96 машин на 1951,1 тыс. USD, вторая страна по количеству экспорта – Азербайджан – приобрела 12 машин на 225,2 тыс. USD. В другие страны СНГ экспортировалось от семи машин (Украина) до двух (Армения, Литва, Туркмения). В страны дальнего зарубежья было вывезено 22 машины на сумму 731,4 тыс. USD. Таким образом, за 2003 год парк дорожных катков увеличился (без учета выбытия старой техники) на 829 машин (произведено 579 катков, импортировано в РФ 450 машин, экспортировано из РФ 150 машин).

Возвращаясь к импорту в РФ, приведем данные ГТК РФ за 2003 год по странам-импортерам (код ТН ВЭД 84.29.40.)

Наиболее популярны среди импортеров катки таких фирм-производителей, как HAMM, BOMAG, Komatsu, Caterpillar, STAVOSTROY (STA).

Перспективы развития рынка дорожных катков связаны прежде всего с ростом объемов строительства, дорожных работ и финансовым состоянием строительных организаций-потребителей строительной техники.

Первостепенным представляется уровень цен на машины, делающий технику доступной для региональных строительных организаций, которые в настоящее время предпочитают ремонтировать и модернизировать старую технику, а не приобретать новые машины. (Это не относится к дорожным строителям Москвы и Московской области, приобретающим новые дорогие катки известных зарубежных производителей.) Кроме цены важное значение потребители придают повышению технического уровня машин, включая повышение надежности и долговечности техники, обеспечению требуемого технологического качества работы техники, требованиям безопасности, экологии и эргономике. При этом решающую роль в повышении технического уровня машин играют двигатели, приводы хода и рабочих органов и непосредственно рабочие органы машин. Для повышения эффективности работы необходимо расширять количество типоразмеров и модификаций всех типов дорожных катков, чтобы обеспечить различные темпы выполнения работ и применимость машин в разных местных условиях при постоянно растущей производительности техники.

Каток
А. Рикошинский Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru