С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Из истории создания гидравлических молотов
Редеющие ряды
Мировое производство скреперов
 4
Новая технология экономии дизельного топлива
Дизель-газовая система от британской компании GSPK Multifuel Technology
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Воров просят не беспокоиться (ч .1)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Современный инструмент диагностики (ч. 1)
Анализ рабочих жидкостей
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили

Производство строительной и дорожной техники за 9 месяцев 2004 года

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС России. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В III квартале 2004 г. в российской промышленности наблюдался устойчивый рост промышленного производства. В январе–сентябре 2004 г. рост составил 106,5% к соответствующему периоду предыдущего года (в январе–сентябре 2003 г. – 106,8% к 2002 г.). В январе–сентябре 2004 г. по сравнению с соответствующим периодом 2003 года наиболее высокие темпы роста производства отмечались в машиностроении и металлообработке (112,7%), химической и нефтехимической промышленности (107,9%), топливной промышленности (107,7%), промышленности строительных материалов (105,9%), черной металлургии (105,2%), пищевой промышленности (104,4%). Отставали от среднего темпа роста: электроэнергетика – 100,2%; цветная металлургия – 103,6%; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность – 103,6%. Ниже уровня прошлого года развивалась легкая промышленность – 94,1%.

Наибольший вклад в прирост всего промышленного производства за 9 месяцев 2004 г. внесли отрасли, производящие конечную продукцию. При темпе роста 108,6% их вклад составил около 44,0% против 35,2% годом ранее. Из отраслей этого комплекса около 36% общего роста производства обеспечили машиностроение и металлообработка (темп роста 112,7%).

Отрасли, производящие сырье и материалы, обеспечили 26,4% общего роста при темпах 105,2% к январю–сентябрю 2003 г. (в прошлом году вклад составил 26,9%). Наибольший вклад – 10,0% в рост промышленного производства внесли черная металлургия (темп роста 105,2%), химическая и нефтехимическая промышленность (вклад 6,8% общего роста производства при темпе 107,9%). Темп роста отраслей топливно-энергетического комплекса достиг 105,9%, их вклад составил 28,7% общего роста против 37,3% годом ранее. Из отраслей комплекса около 28% общего роста производства обеспечила топливная промышленность (темп роста 107,7%).

Рост производительности труда в промышленности за январь–сентябрь 2004 г. составил 11,3%, что на 5,2% превышает рост производства. Рост реальной среднемесячной заработной платы (скорректированной на индекс потребительских цен) работников в промышленности в январе–августе 2004 г. был выше темпа роста производительности труда.

В январе–августе 2004 г. сальдированная прибыль промышленности в целом увеличилась на 67,5% по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг за I полугодие 2004 г. составила 17,3%. Это выше уровня рентабельности, достигнутого в соответствующем периоде 2003 г. – 14,0%.

Доля убыточных крупных и средних предприятий по промышленности в целом снизилась с 44,2% в январе–августе 2003 г. до 41,5% в январе–августе 2004 г. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской за январь–август 2004 г. составило 438,6 млрд. руб., или 22,9% к дебиторской задолженности.

В структуре затрат в промышленности несколько повысилась доля материальных затрат (с 61,4% в I полугодии 2003 г. до 61,8% в I полугодии 2004 г.), в основном за счет повышения доли затрат на топливо, энергию. Снизилась доля затрат на оплату труда (с 12,5 до 11,9%), доля единого социального налога (с 4,1 до 3,8%), повысилась доля прочих затрат (с 17,1 до 17,7%).

Доля инвестиций в основной капитал промышленности в целом (без субъектов малого предпринимательства) в общем объеме инвестиций за I полугодие 2004 г. уменьшилась и составила 44,0% против 46,1% в I полугодии 2003 г. Темп роста инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду прошлого года составил 101,6%. Прямые иностранные инвестиции в промышленность за I полугодие 2004 г. увеличились в 2,1 раза и составили 2504 млн. USD против 1165 млн. USD в I полугодии 2003 г. Их доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций выше уровня прошлого года (73,1% в I полугодии 2004 г. против 46,0% в I полугодии 2003 г.).

Производство строительной и дорожной техники за прошедшие три квартала развивалось достаточно стабильно – по отслеживаемым видам строительной техники усредненный темп роста производства составил 113,5%. По шести видам техники был зафиксирован рост, а по гусеничным кранам – весьма значительный. Несколько снизилось производство бульдозеров и погрузчиков и резко сократилось производство мельниц (хотя в абсолютном значении их производство невелико).

Производство кранов на автомобильном ходу

За три квартала этого года объем производства кранов на автомобильном ходу по сравнению с соответствующим периодом 2003 г. вырос весьма значительно – более чем на 35%. Рост производства был определен тем, что все три крупнейших предприятия-производителя (суммарная доля 71,3% от всего производства) увеличили объемы производства. Рост объемов их производства за три квартала 2004 г. по сравнению с тремя кварталами 2003 г. составил: АО «Галичский автокрановый завод» – почти 20%, АО «Автокрановый завод» – 13%, АО «Автокран» (Ивановская обл.) – более 38%. Свой вклад в совокупный рост производства внес и четвертый по объему производитель – АО «БАКМ» (рост более 30%).

Производство кранов на гусеничном ходу

Производство кранов на гус
еничном ходу выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 60%, хотя абсолютные объемы производства составили всего 58 шт., из которых на долю Челябинского мехзавода приходится 37 машин (64% совокупного производства).

Производство экскаваторов

В январе–сентябре 2004 г. произошло увеличение производства экскаваторов по сравнению с январем–сентябрем 2003 г. на 499 машин (124% к уровню 2003 г.). Объемы производства определяются тремя предприятиями (совокупная доля 70%): ОАО «Тверской экскаватор» – доля 38,4%; рост производства по сравнению с 2003 г. составил 115,4%; АО «САРЭКС» – доля 20%, рост производства по сравнению с 2003 г. составил 107,4%; Уралвагонзавод им. Дзержинского – доля 11,7%, рост производства по сравнению с 2003 г. составил 150%.

Производство бульдозеров

Падение производства бульдозеров (91,8% от уровня 2003 г.) определилось падением производства машин на крупнейшем их производителе – АО «Уралтрак», где объем выпуска составил 84,6%. Рост производства на Чебоксарском заводе не компенсировал падения производства «Уралтрака» (доля в общем объеме АО «Уралтрак» – 72%, АО «Чебоксарский завод» – 21,6%).

Производство автогрейдеров

Общероссийский рост производства автогрейдеров определился ростом выпуска на орловском ЗАО «ОПК-Дормашина» (рост 161%). На двух других основных производителях автогрейдеров зафиксировано снижение производства («Брянский арсенал» – 95,3%, «Челябинские стройдормашины» – 85,8%). Остальные предприятия-производители не оказывают существенного влияния на объемы совокупного производства.

Производство фронтальных погрузчиков

Падение производства фронтальных погрузчиков было отмечено практически на всех основных предприятиях-производителях кроме ОАО «Тверской экскаватор» (доля 23,8% от общего производства). Особенно сильно на ухудшение общероссийских показателей повлияло снижение выпуска машин в Свердловской области на Машстройзаводе им. Калинина и Уралвагонзаводе им. Дзержинского.

Производство дробилок

В январе–сентябре 2004 г. отечественное производство дробилок увеличилось на треть. Все заводы, кроме костромского «Строймашина» и Уральского завода «Тяжмаш», увеличили производство.

Производство тракторов

Основная часть (64%) отечественного производства тракторов сосредоточена на трех предприятиях: ООО «ВГТЗ» – 32,9% от общего объема производства, ЧТЗ «Уралтрак» – 17,4% и Владимирский тракторный завод – 13,9%. Причем если на ВГТЗ зафиксирован рост производства, то на ЧТЗ «Уралтрак» и Владимирском тракторном – сокращение (правда, имеется информация о тесной производственно-экономической связи этого предприятия с ОАО «ВМТЗ», изготовившем за три квартала 310 тракторов).



А. Рикошинский Основные Средства 12'2004 1 марта 2005

Комментарии (0)